Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговое право в системе финансово-правовой отрасли ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1)



"Налоги и налогообложение", N 1, 2005

НАЛОГОВОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТРАСЛИ

Настоящая статья предоставлена для публикации оргкомитетом Международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (Москва, МГЮА, 23 - 24 сентября 2004 г.)

Налоговое право, регулируя основы формирования доходных частей бюджетов, представляет собой комплекс налогово-правовых норм, образующих сложный институт. В основе регулирования лежат отношения, опосредующие переход денежных сумм в форме налоговых платежей в собственность государства. При этом государство не предоставляет конкретному налогоплательщику какого-либо определенного эквивалента, не принимает на себя в связи с этим каких-либо обязательств. Исходя из этого, М.И. Пискотин и обращал внимание на безвозмездность налоговых платежей как на существеннейшую их характеристику <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Пискотин М.И. Налоги сельского населения в СССР (правовые вопросы). - М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 12 - 14.

Сложный институт налогового права представляет собой отграниченный комплекс финансово-правовых норм, обеспечивающих цельное регулирование разновидности финансовых отношений, связанных с поступлением в бюджеты обязательных платежей налогового характера. Занимая относительно самостоятельный сектор финансового права и характеризуясь определенным автономным положением по отношению к другим финансово-правовым институтам, налоговое право не превращается в замкнутое, абсолютно изолированное от них образование. В основе его ограниченности лежит направленность на регулирование специфического вида финансовых отношений, связанных с формированием доходных частей бюджетов за счет налогов и сборов. Но только в единстве и взаимодействии с иными финансово-правовыми институтами осуществляется общее регулирование отношений, составляющих предмет финансового права.

Налоговое право, представляя собой сложный финансово-правовой институт, предполагает объединение правовых норм при их группировке в базовые, простые налогово-правовые институты. Последние не содержат в себе других подразделений, а объединяют налогово-правовые нормы такой степени однородности, которая не позволяет принципиально дифференцировать их на иные, более мелкие группы. Определенную однородность представляет и налоговое право в целом, однако налоги как рычаг регулирования доходов играют различную роль при налогообложении различных видов доходов <2>. Эффективность правового регулирования как раз и предполагает вычленение различных правовых режимов конкретных налогов, внутреннее структурирование налогового права с целью как закрепления видового своеобразия базовых налогово-правовых институтов, так и формирование системы рациональных связей между ними.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1959. С. 7.

Структура налогового права предполагает объединение совокупности простых налогово-правовых институтов, выражающих основные свойства и цели налогово-правового регулирования независимо от различных внутренних и внешних изменений. Если система налогового права предполагает проявление всех аспектов этого сложного явления (элементы, строение, связи, функции и т.д.) <3>, то при характеристике структуры основное внимание уделяется строению, расположению составляющих его элементов.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См.: Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие. - Саратов, 2000. С. 15.

Правовой институт, объединяя правовые нормы, формирует новое качественное образование, в рамках которого правовые нормы увязываются между собой сообразно своему юридическому содержанию, отношению и воздействию на регулируемые ими общественные отношения. Сложность подобных отношений и является предпосылкой более глубокого структурирования правовых норм, направленных на их регулирование и формирование на базе этого базовых налогово-правовых институтов, объединяющихся в налоговое право в целом.

Сложный характер налогово-правового института необходимо отличать от ассоциации правовых норм, в условиях которой основная или генеральная норма конкретизируется в вариантных предписаниях <4>. На первый взгляд может сложиться представление, что закрепление налоговой обязанности как раз и является той генеральной нормой, которая детализируется через остальную совокупность налогово-правовых норм. Но обозначение налоговой обязанности в норме Конституции нельзя представить как генеральную налогово-правовую норму. Конституционное предписание, выражающее налоговую обязанность, как раз и закрепляется через совокупность налогово-правовых норм, которые предполагают различный уровень обобщения и детализации ее, что и отражается в построении базовых налогово-правовых институтов.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Там же. С. 16 - 17.

Формирование налогово-правового института тесно связано с процессом специализации. На него влияют как объективные, так и субъективные факторы. Объективное усложнение системы налогообложения, появление новых налогов или сборов неизбежно требует соответствующих форм и способов их правового регулирования. С другой стороны, это может наталкиваться и на определенные субъективные возможности, предпосылки развития, связанные с осознанием законодателем тех или иных процессов, возможностью восприятия обязанными лицами тех или иных предписаний и т.д.

Специализация в налоговом праве предполагает несколько направлений развития. Прежде всего, это развитие общих институтов, которые включают совокупности норм, уточняемые в каждом конкретном налоговом механизме, на уровне определенной видовой налоговой конструкции (например, понятие плательщика, объекта налогообложения, ставки налога, налоговой льготы и т.д.). В то же время это и развитие институтов, группирующих налогово-правовые нормы по видовому своеобразию и распространяющихся на регулирование отдельных налогов. При этом как раз и формируются институты особенной части налогового права. Выделение внутренних групп налогово-правовых норм, выражающих особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений, позволяет охарактеризовать подобные образования и как вариантные институты <5>. Они позволяют выделить определенные секторы регулирования общественных отношений исходя из типового различия налогов или субъектного. В этом случае происходит определенная модификация, приспособление метода правового регулирования при изменении объекта (доход, имущество и т.д.) или субъекта правоотношения.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Там же. С. 14.

Системная целостность налогового права выражается в конструкции данного института. Конструкция, представляя собой взаимосвязанное расположение внутренних составных частей и элементов, логику и способ их соединения и взаимодействия, лежит в основе построения сложного института налогового права. Юридическая конструкция многих правовых институтов традиционна и предполагает выделение общих, особенных, специальных институтов. Но эта схожесть не исключает особого характера отношений, которые регулируются данной совокупностью норм, особых отраслевых и институциональных принципов, исходя из которых осуществляется это регулирование. Поэтому схожесть структуры институтов не означает и однопорядковость, качественное единство разноотраслевых институтов, входящих в подобные образования. Принципиальные черты и различия в данной ситуации определяются тем, что юридическая конструкция выражает закон связи элементов (юридических норм), выражающий стойкую композицию элементов, соответствующий разным видам правовых институтов, различающий их с позиций внутренней формы <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Там же. С. 25.

Специализация базовых налогово-правовых институтов объективно связана и с процессом интеграции их в единое целое - сложный институт налогового права. Их объединение предполагает систему развитых, устойчивых связей между отдельными налогово-правовыми институтами, которая, однако, не приводит к созданию нового качественного образования - отрасли права. Подобное могло бы произойти, если бы совокупность базовых налогово-правовых институтов охватила своим регулированием все стороны определенной сферы общественных отношений. Однако в данном случае это регулирование направлено только на определенную разновидность финансовых отношений, связанных с формированием доходов государства и территориальных громад. Регулирование же всех сторон финансовых отношений достигается всей совокупностью финансово-правовых институтов.

Важно при этом отличать и объединения правовых институтов, которые составляют равнозначные самостоятельные правовые институты, регулирующие определенные разновидности общественных отношений. Таким объединением правовых институтов в налогово-правовом регулировании является совокупность институтов, регулирующих ответственность за нарушение налогового законодательства. Подобные институты, являясь неотъемлемой составной частью соответствующих отраслей права (уголовного, административного, финансового) связаны как с общими налогово-правовыми институтами, так и со специальными институтами соответствующих отраслей права. В этой связи необходимо согласиться с Е.А. Киримовой, которая подчеркивает, что объединения правовых институтов "... - это связки самостоятельных специальных правовых институтов, опосредующих разными правовыми режимами разновидности одного вида общественных отношений в рамках конкретной отрасли права" <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие. - Саратов, 2000. С. 21.

Н.П.Кучерявенко

Д. ю. н., профессор

Национальная юридическая академия Украины

им. Ярослава Мудрого

г. Харьков

Подписано в печать

15.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Сотрудничество государств СНГ в области налогообложения: международно-правовые аспекты ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1) >
Статья: Вопросы налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.