|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговое право в системе финансово-правовой отрасли ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1)
"Налоги и налогообложение", N 1, 2005
НАЛОГОВОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТРАСЛИ
Настоящая статья предоставлена для публикации оргкомитетом Международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в XXI веке" (Москва, МГЮА, 23 - 24 сентября 2004 г.)
Налоговое право, регулируя основы формирования доходных частей бюджетов, представляет собой комплекс налогово-правовых норм, образующих сложный институт. В основе регулирования лежат отношения, опосредующие переход денежных сумм в форме налоговых платежей в собственность государства. При этом государство не предоставляет конкретному налогоплательщику какого-либо определенного эквивалента, не принимает на себя в связи с этим каких-либо обязательств. Исходя из этого, М.И. Пискотин и обращал внимание на безвозмездность налоговых платежей как на существеннейшую их характеристику <1>. ————————————————————————————————<1> См.: Пискотин М.И. Налоги сельского населения в СССР (правовые вопросы). - М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 12 - 14.
Сложный институт налогового права представляет собой отграниченный комплекс финансово-правовых норм, обеспечивающих цельное регулирование разновидности финансовых отношений, связанных с поступлением в бюджеты обязательных платежей налогового характера. Занимая относительно самостоятельный сектор финансового права и характеризуясь определенным автономным положением по отношению к другим финансово-правовым институтам, налоговое право не превращается в замкнутое, абсолютно изолированное от них образование. В основе его ограниченности лежит направленность на регулирование специфического вида финансовых отношений, связанных с формированием доходных частей бюджетов за счет налогов и сборов. Но только в единстве и взаимодействии с иными финансово-правовыми институтами осуществляется общее регулирование отношений, составляющих предмет финансового права. Налоговое право, представляя собой сложный финансово-правовой институт, предполагает объединение правовых норм при их группировке в базовые, простые налогово-правовые институты. Последние не содержат в себе других подразделений, а объединяют налогово-правовые нормы такой степени однородности, которая не позволяет принципиально дифференцировать их на иные, более мелкие группы. Определенную однородность представляет и налоговое право в целом, однако налоги как рычаг регулирования доходов играют различную роль при налогообложении различных видов доходов <2>. Эффективность правового регулирования как раз и предполагает вычленение различных правовых режимов конкретных налогов, внутреннее структурирование налогового права с целью как закрепления видового своеобразия базовых налогово-правовых институтов, так и формирование системы рациональных связей между ними. ————————————————————————————————<2> См.: Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1959. С. 7.
Структура налогового права предполагает объединение совокупности простых налогово-правовых институтов, выражающих основные свойства и цели налогово-правового регулирования независимо от различных внутренних и внешних изменений. Если система налогового права предполагает проявление всех аспектов этого сложного явления (элементы, строение, связи, функции и т.д.) <3>, то при характеристике структуры основное внимание уделяется строению, расположению составляющих его элементов. ————————————————————————————————<3> См.: Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие. - Саратов, 2000. С. 15.
Правовой институт, объединяя правовые нормы, формирует новое качественное образование, в рамках которого правовые нормы увязываются между собой сообразно своему юридическому содержанию, отношению и воздействию на регулируемые ими общественные отношения. Сложность подобных отношений и является предпосылкой более глубокого структурирования правовых норм, направленных на их регулирование и формирование на базе этого базовых налогово-правовых институтов, объединяющихся в налоговое право в целом. Сложный характер налогово-правового института необходимо отличать от ассоциации правовых норм, в условиях которой основная или генеральная норма конкретизируется в вариантных предписаниях <4>. На первый взгляд может сложиться представление, что закрепление налоговой обязанности как раз и является той генеральной нормой, которая детализируется через остальную совокупность налогово-правовых норм. Но обозначение налоговой обязанности в норме Конституции нельзя представить как генеральную налогово-правовую норму. Конституционное предписание, выражающее налоговую обязанность, как раз и закрепляется через совокупность налогово-правовых норм, которые предполагают различный уровень обобщения и детализации ее, что и отражается в построении базовых налогово-правовых институтов. ————————————————————————————————<4> Там же. С. 16 - 17.
Формирование налогово-правового института тесно связано с процессом специализации. На него влияют как объективные, так и субъективные факторы. Объективное усложнение системы налогообложения, появление новых налогов или сборов неизбежно требует соответствующих форм и способов их правового регулирования. С другой стороны, это может наталкиваться и на определенные субъективные возможности, предпосылки развития, связанные с осознанием законодателем тех или иных процессов, возможностью восприятия обязанными лицами тех или иных предписаний и т.д. Специализация в налоговом праве предполагает несколько направлений развития. Прежде всего, это развитие общих институтов, которые включают совокупности норм, уточняемые в каждом конкретном налоговом механизме, на уровне определенной видовой налоговой конструкции (например, понятие плательщика, объекта налогообложения, ставки налога, налоговой льготы и т.д.). В то же время это и развитие институтов, группирующих налогово-правовые нормы по видовому своеобразию и распространяющихся на регулирование отдельных налогов. При этом как раз и формируются институты особенной части налогового права. Выделение внутренних групп налогово-правовых норм, выражающих особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений, позволяет охарактеризовать подобные образования и как вариантные институты <5>. Они позволяют выделить определенные секторы регулирования общественных отношений исходя из типового различия налогов или субъектного. В этом случае происходит определенная модификация, приспособление метода правового регулирования при изменении объекта (доход, имущество и т.д.) или субъекта правоотношения. ————————————————————————————————<5> Там же. С. 14.
Системная целостность налогового права выражается в конструкции данного института. Конструкция, представляя собой взаимосвязанное расположение внутренних составных частей и элементов, логику и способ их соединения и взаимодействия, лежит в основе построения сложного института налогового права. Юридическая конструкция многих правовых институтов традиционна и предполагает выделение общих, особенных, специальных институтов. Но эта схожесть не исключает особого характера отношений, которые регулируются данной совокупностью норм, особых отраслевых и институциональных принципов, исходя из которых осуществляется это регулирование. Поэтому схожесть структуры институтов не означает и однопорядковость, качественное единство разноотраслевых институтов, входящих в подобные образования. Принципиальные черты и различия в данной ситуации определяются тем, что юридическая конструкция выражает закон связи элементов (юридических норм), выражающий стойкую композицию элементов, соответствующий разным видам правовых институтов, различающий их с позиций внутренней формы <6>. ————————————————————————————————<6> Там же. С. 25.
Специализация базовых налогово-правовых институтов объективно связана и с процессом интеграции их в единое целое - сложный институт налогового права. Их объединение предполагает систему развитых, устойчивых связей между отдельными налогово-правовыми институтами, которая, однако, не приводит к созданию нового качественного образования - отрасли права. Подобное могло бы произойти, если бы совокупность базовых налогово-правовых институтов охватила своим регулированием все стороны определенной сферы общественных отношений. Однако в данном случае это регулирование направлено только на определенную разновидность финансовых отношений, связанных с формированием доходов государства и территориальных громад. Регулирование же всех сторон финансовых отношений достигается всей совокупностью финансово-правовых институтов. Важно при этом отличать и объединения правовых институтов, которые составляют равнозначные самостоятельные правовые институты, регулирующие определенные разновидности общественных отношений. Таким объединением правовых институтов в налогово-правовом регулировании является совокупность институтов, регулирующих ответственность за нарушение налогового законодательства. Подобные институты, являясь неотъемлемой составной частью соответствующих отраслей права (уголовного, административного, финансового) связаны как с общими налогово-правовыми институтами, так и со специальными институтами соответствующих отраслей права. В этой связи необходимо согласиться с Е.А. Киримовой, которая подчеркивает, что объединения правовых институтов "... - это связки самостоятельных специальных правовых институтов, опосредующих разными правовыми режимами разновидности одного вида общественных отношений в рамках конкретной отрасли права" <7>. ————————————————————————————————<7> Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учебное пособие. - Саратов, 2000. С. 21.
Н.П.Кучерявенко Д. ю. н., профессор Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого г. Харьков Подписано в печать 15.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |