Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Юридические аспекты ликвидации предприятия и их отражение в бухгалтерском учете (Начало) ("Советник бухгалтера", 2005, N 1)



"Советник бухгалтера", 2005, N 1

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Часть первая

Жизненный цикл предприятия подобен человеческому - организация появляется для реализации определенных учредителями целей, развивается, создает новые ценности и, выполнив поставленные перед ним задачи, ликвидируется. Как показывает практика, этап ликвидации часто представляет определенные трудности для бухгалтера, так как экономические аспекты ликвидации тесно связаны с юридическими вопросами. Бухгалтер вынужден обращаться к специализированным фирмам, что связано с определенными расходами, и тем не менее не всегда может гарантировать качественное проведение процесса ликвидации.

В предлагаемом цикле статей мы постараемся убедить бухгалтеров, что не так страшен черт, как его малюют. Ознакомившись с подобранными нами материалами и примерами, даже не очень опытный бухгалтер сможет самостоятельно составить план мероприятий по проведению ликвидации предприятия и финансовую отчетность на всех ее этапах.

Понятие и виды ликвидации предприятия

Юридическое лицо возникает, живет и прекращает свое существование по правилам, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и специальными законами, принятыми для каждой формы организации, это, в частности, Федеральные законы:

- от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

- от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

- от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В соответствии с Гражданским кодексом РФ понятие юридического лица предопределяет его правоспособность, т.е. наличие гражданских прав, соответствующих предусмотренным в его учредительных документах целям деятельности, и связанных с этой деятельностью обязанностей. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Юридические основания для ликвидации

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно было создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:

1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустранимый характер);

2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов;

4) систематического осуществления общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;

5) признания судом юридического лица банкротом.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление подобного требования.

В случае признания судом недействительной регистрации юридического лица ликвидация данного лица осуществляется по решению его участников или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Подобная ликвидация не является добровольной.

Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. В нашей же статье как отражение общего порядка подробно рассмотрим частный случай - порядок действий при добровольной ликвидации предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. Принятие решения о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников согласно ст. 33 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Решение по вопросу о ликвидации общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.

Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Участники общества или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".

При добровольной ликвидации завершение дел предприятия возлагается на ликвидационную комиссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от его имени, в том числе и выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть налоговым органом по месту регистрации предприятия. Субъектом правоотношений остается предприятие, находящееся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в период ликвидации от его имени, должны содержать указание на то, что предприятие находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации предприятия. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению предприятием, то есть функции и права органов ликвидируемого предприятия. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия.

Предприятие должно уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Уполномоченным лицом является руководитель ликвидационной комиссии.

Участники предприятия или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого предприятия. К уведомлению прилагается решение о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого предприятия, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное предприятие, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного предприятия.

Участники предприятия или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439:

- N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (Приложение N 5);

- N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (Приложение N 8);

- N Р15002 "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" (Приложение N 9);

- N Р15003 "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" (Приложение N 10).

Операции по ликвидации должны быть отражены в учете организации, так как п. 3 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998) определено, что бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация имущества ликвидируемого предприятия

Пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, установлено, что при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса должна быть произведена обязательная инвентаризация имущества предприятия и его финансовых обязательств.

Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у коммерческой организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" и отражаются в бухгалтерском учете предприятия.

Учет операций по ликвидации предприятия включает несколько взаимосвязанных этапов:

1) отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществленных предприятием с момента принятия решения о ликвидации до составления промежуточного ликвидационного баланса;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса;

3) отражение операций по удовлетворению требований кредиторов;

4) составление ликвидационного баланса.

На первом этапе осуществляется бухгалтерский учет хозяйственных операций, практически не имеющих отличий от операций, которые осуществлялись предприятием до принятия решения о ликвидации. Началом этого этапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ является принятие участниками решения о ликвидации общества.

В следующем номере журнала мы рассмотрим статью "Отражение этапов процедуры ликвидации в финансовой отчетности ликвидируемого предприятия".

(Продолжение следует)

С.И.Сапронова

Аудитор,

консультант по налогам и сборам

Подписано в печать

14.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В силу пп.5 п.1 ст.238 НК РФ доходы членов крестьянских фермерских хозяйств (КФК) от производства сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет освобождены от обложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Каким образом реализуется данными лицами право на участие в пенсионном страховании в целях получения трудовой пенсии? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 4) >
Статья: Как платить налоги в переходный период ("Советник бухгалтера", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.