|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый кодекс: глава 25.2 "Водный налог" ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 2)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 2, 2005
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ГЛАВА 25.2 "ВОДНЫЙ НАЛОГ"
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ <1> вводится в действие гл.25.2 "Водный налог" НК РФ, в связи с чем утрачивает силу Федеральный закон N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" <2> (далее - Закон N 71-ФЗ). О том, какие изменения в налогообложении пользователей водными объектами произойдут в 2005 г., рассказывается в данной статье. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ". <2> Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Налогоплательщики
Плательщиками водного налога, согласно ст.333.8 НК РФ, признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, с 2005 г. плательщиками водного налога станут и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Одним из условий возникновения обязанности по уплате налога является то, что и специальное, и особое водопользование должно осуществляться строго по законодательству РФ. Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов (ст.2 ВК РФ). В Водном кодексе даны понятия специального и особого водопользования. Под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование (за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов). В силу ст.86 ВК РФ виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (например, перечень видов специального водопользования в отношении поверхностных водных объектов утвержден Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232).
Правительство РФ на основании ст.50 ВК РФ утвердило Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности <3> (далее - Правила). Пунктом 20 этих Правил предусматривалось, что лицензирование водопользования осуществляет МПР РФ и его территориальные органы. Однако впоследствии полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий были переданы Федеральному агентству водных ресурсов <4>. ————————————————————————————————<3> Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383. <4> Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282.
Особое пользование водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд (ст.87 ВК РФ). В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ. Согласно п.46 Правил гражданам и юридическим лицам разрешается осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии при условии, что такая деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, устанавливаемый соответствующим органом лицензирования. В лицензии на водопользование должны содержаться сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования водного объекта (ст.49 ВК РФ).
Объекты налогообложения
Объектом обложения водным налогом признаются следующие виды водопользования (п.1 ст.333.9 НК РФ): - забор воды из водных объектов; - использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; - использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; - использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Водный налог (в отличие от платы) не будет взиматься за пользование водными объектами в целях осуществления сброса сточных вод, что исключает двойное налогообложение, ведь за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. В п.2 ст.333.9 НК РФ приведен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения. Этот перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым. Таким образом, гл.25.2 НК РФ в отличие от Закона N 71-ФЗ не предоставляет органам власти субъектов РФ право на установление дополнительных налоговых льгот. Обратите внимание: в данном перечне есть виды водопользования, которые до 1 января 2005 г. являлись объектами налогообложения по Закону N 71-ФЗ. Например, забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; забор воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания, воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования, акватории водных объектов для плавания на судах, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Налоговая база
Порядок формирования налоговой базы по водному налогу установлен в п.1 ст.333.10 НК РФ. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, то она исчисляется применительно к каждой налоговой ставке. Налоговая база определяется следующим образом: 1. При заборе воды - как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст.333.10 НК РФ). Объем воды, забранной из водного объекта, рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов - исходя из времени работы и производительности технических средств. Если объем забранной воды невозможно определить, следует воспользоваться нормами водопотребления. 2. При использовании акватории водных объектов - как площадь предоставленного водного пространства (п.3 ст.333.10 НК РФ). Площадь предоставленного водного пространства определяется по сведениям, указанным в лицензии на водопользование (договоре водопользования), а в случае отсутствия таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации. 3. При использовании акватории водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики - как количество произведенной за налоговый период электроэнергии (п.4 ст.333.10 НК РФ). 4. При использовании водных объектов для целей лесосплава - как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленное на 100 (п.5 ст.333.10 НК РФ).
Налоговые ставки
Законом N 71-ФЗ был предусмотрен достаточно сложный и многоступенчатый порядок установления ставок соответствующей платы. Например, Правительство РФ утверждало минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных этим законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а законодательные (представительные) органы субъектов РФ - ставки платы по категориям плательщиков (в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов). Налоговые ставки водного налога, который будет взиматься с 1 января 2005 г., закреплены в ст.333.12 НК РФ. Как и ставки платы за пользование водными объектами, они установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка составляет 70 руб. за 1000 куб. м воды для всех налогоплательщиков на территории страны. Законодательством предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты. Так, например, налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в 2005 г. будут уплачивать водный налог с применением понижающего коэффициента (ст.2 Федерального закона N 83-ФЗ). К ставкам налога, относящимся к забору воды из поверхностных водных объектов для указанных технологических нужд в пределах установленных лимитов, названные налогоплательщики будут применять коэффициент 0,85. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п.1 ст.333.12 НК РФ. Обратите внимание: в отличие от Закона N 71-ФЗ гл.25.2 НК РФ не предусматривает увеличение налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.
Налоговый период, порядок, сроки уплаты налога и представления налоговой декларации
Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст.333.11 НК РФ), причем независимо от вида водопользования и категории налогоплательщика. Ранее Законом N 71-ФЗ для различных категорий плательщиков предусматривались разные налоговые периоды: для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, - квартал, для остальных налогоплательщиков - месяц. Водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым кварталом, то есть за I квартал - не позднее 20 апреля, за II квартал - 20 июля, за III квартал - 20 октября и за IV квартал - 20 января (ст.333.14 НК РФ). Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога (п.333.15 НК РФ). Закон N 71-ФЗ обязывал налогоплательщика представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту регистрации, а по месту пользования водным объектом представлялась копия налоговой декларации. Что касается налогоплательщиков - иностранных лиц, то они помимо представления налоговой декларации по водному налогу в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения должны подавать копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Копия представляется в срок, установленный для уплаты налога.
Н.Н.Нефедова Эксперт журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" Подписано в печать 14.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |