Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обзор изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2005 года ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 2)



"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 2, 2005

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ,

ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА

Налоговый кодекс РФ. Часть первая

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ <1> на территории Российской Федерации вводится "новая" налоговая система, а Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <2> отменяется. (Как известно, ст.ст.12 - 15 и 18 части первой НК РФ, которые регламентируют виды налогов и сборов, применяемых в РФ, не действовали и должны были вступить в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".)

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах".

<2> Закон Российской Федерации от 29.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Рассмотрим, что же изменится в налоговой системе с этого года.

В соответствии с прежней редакцией ст.ст.13 - 15 НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Фактически их установлено 15.

Федеральные налоги (ст.13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги (ст.14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги (ст.15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы (ст.18 НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Согласно ст.12 НК РФ федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (если иное не предусмотрено НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ):

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов;

- формы отчетности по региональным налогам.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ):

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Указанными органами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ).

Обратите внимание! В части установления и отмены льгот ст.56 НК РФ дополнена п.3, согласно которому льготы устанавливаются и отменяются:

- по федеральным налогам и сборам - Налоговым кодексом РФ;

- по региональным налогам - Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах;

- по местным налогам - Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Налоговый кодекс РФ. Часть вторая

Глава 21. Налог на добавленную стоимость

1. С 1 января 2005 г. не признаются объектом налогообложения (пп.6 п.2 ст.146 НК РФ) операции по реализации земельных участков (долей в них) (Федеральный закон N 109-ФЗ <3>).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 20.08.2004 N 109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй НК РФ".

2. Не подлежит налогообложению (пп.22, 23 п.3 ст.149 НК РФ) реализация жилых домов, жилых помещений (а также долей в них) и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (Федеральный закон N 109-ФЗ).

Налогоплательщики могут применять льготу, если передача прав собственности на имущество, оформленная в установленном порядке, происходит начиная с 1 января 2005 г. При этом не имеет значения, когда покупатель оплатил данное имущество (Письмо ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17).

В Письме также отмечено, что налогоплательщики при заключении договора на продажу жилья, которая будет осуществляться с 1 января 2005 г., могут предусмотреть освобождение от обложения НДС. В таком случае аванс, полученный от покупателя, НДС облагаться не будет.

Налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы и представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. При этом суммы НДС, которые продавцы исчислили и уплатили в бюджет с авансов, полученных от покупателя в 2004 г. по расчетной ставке 18/118, они смогут принять к вычету в полном объеме после продажи жилья.

Те налогоплательщики, которые уже заключили договоры с учетом НДС, уплатили в бюджет НДС с авансов и не отказались от освобождения от обложения НДС, при продаже жилья должны учесть следующее:

- если в договор купли-продажи до реализации имущества будут внесены изменения, согласно которым его цена будет уменьшена на сумму НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа и возвращенная покупателю на основании изменений, внесенных в договор, принимается к вычету при реализации указанного имущества;

- если в договор купли-продажи до реализации имущества покупатель согласился внести изменения, согласно которым новая цена реализации имущества без НДС соответствует ранее установленной цене имущества с НДС, то сумма налога, исчисленная и уплаченная при получении авансового платежа, к вычету не принимается;

- если в договор купли-продажи не внесены изменения до реализации имущества и цена имущества указана с НДС, то при реализации указанного имущества налогоплательщиком, не отказавшимся от освобождения от налогообложения и получившим оплату с НДС, данная сумма налога подлежит перечислению в бюджет.

Обратите внимание! На строительно-монтажные работы по строительству жилья, которые выполняются на основании договоров подряда, а также на операции по передаче имущественных прав на жилье и долей в них льгота не распространяется.

3. С 1 января 2005 г. по ставке 18%, а не 10%, как ранее, будут облагаться услуги, перечисленные в абз.3 - 6 пп.3 п.2 ст.164 НК РФ, а именно:

- услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции;

- редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;

- услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

- услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки (Федеральный закон N 195-ФЗ <4>).

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Федеральный закон от 31.12.2002 N 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй НК РФ".

Порядок обложения НДС услуг, по которым с 2005 г. ставка налога увеличится с 10 до 18%, разъяснен в Письме ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2458/17. Налогоплательщики, заключившие в 2004 г. договор на оказание указанных услуг на 2005 г., могут предусмотреть их оплату с учетом ставки НДС 18%. В этом случае, при получении авансовых платежей от покупателя в 2004 г., они исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС по расчетной ставке 18/118. Принять к вычету эти суммы налога налогоплательщики смогут после оказания услуг в 2005 г. Покупатели, оплатившие услуги в 2004 г. авансом, в 2005 г. смогут принять уплаченные суммы налога к вычету при соблюдении требований ст.ст.171, 172 НК РФ. Если покупатели оплачивали услуги авансом исходя из ставки НДС 10%, а поставщики исчисляли налог с полученных авансов по расчетной ставке 10/110, то к вычету принимаются фактически уплаченные суммы налога.

4. На торговлю с Республикой Беларусь распространяется общий принцип обложения НДС, то есть принцип "страны назначения" (ст.2 Федерального закона N 102-ФЗ <5>). Данный порядок налогообложения вводится после подписания Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (см. Постановление Правительства РФ от 04.09.2004 N 458) и его ратификации сторонами, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был осуществлен обмен ратификационными грамотами (Соглашение между правительствами ратифицировано Федеральным законом N 181-ФЗ <6>).

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Федеральный закон от 18.08.2004 N 102-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ".

<6> Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".

5. Налоговая ставка 0% (пп.1 п.1 ст.164 НК РФ) применяется теперь и при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ (ст.1 Федерального закона N 102-ФЗ).

6. Изменен порядок подтверждения права на применение "нулевой" налоговой ставки для железнодорожников, которые занимаются перевозкой экспортных грузов (п.5 ст.165 НК РФ). В частности, уточнен список документов, которые должны представлять перевозчики на железнодорожном транспорте для обоснованности применения ставки НДС 0% при реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита. Документы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита, имеющей более позднюю календарную дату. Если по истечении 180 дней налогоплательщик не представил соответствующие документы, то операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по ставке 18%. Если впоследствии налогоплательщик предъявляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику (ст.131 Федерального закона N 122-ФЗ <7>).

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ...".

Глава 22. Акцизы

1. Налоговые ставки (п.1 ст.193 НК РФ) практически на все подакцизные товары увеличатся (Федеральный закон N 86-ФЗ <8>).

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Федеральный закон от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй НК РФ".

2. На натуральные вина, в том числе шампанские, игристые, газированные и шипучие, не распространяется режим налогового склада (п.2 ст.193 НК РФ). Акциз на эти виды алкогольной продукции, а также на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта до 9% будет полностью уплачивать производитель (Федеральный закон N 86-ФЗ).

3. Изменено понятие "режим налогового склада" (п.п.1 - 3 ст.197 НК РФ). Ранее под этим режимом понимался комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. С 1 января 2005 г. режим налогового склада может завершиться также и в случае отгрузки производителем своему структурному подразделению, осуществляющему оптовую реализацию (Федеральный закон N 86-ФЗ).

4. Уплата акцизов при торговле со странами СНГ осуществляется в общеустановленном порядке. Порядок уплаты акцизов при торговле с Республикой Беларусь будет введен после ратификации соглашения между правительствами России и Белоруссии о взимании косвенных налогов (Соглашение между правительствами ратифицировано Федеральным законом N 181-ФЗ).

Глава 23. Налог на доходы физических лиц

1. С 1 января 2005 г. размер стандартного налогового вычета на детей увеличен с 300 до 600 руб. за каждый месяц налогового периода (пп.4 п.1 ст.218 НК РФ). Также с 20 000 до 40 000 руб. увеличивается суммарный размер дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется. Приемные родители включаются в число налогоплательщиков, имеющих право на получение указанного стандартного налогового вычета (Федеральный закон N 203-ФЗ <9>).

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Федеральный закон от 29.12.2004 N 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

2. С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону N 103-ФЗ <10> не облагаются НДФЛ суммы, предназначенные для лечения и медицинского обслуживания инвалидов (п.10 ст.217 НК РФ), а также суммы материальной помощи в пределах 2000 руб., оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов (п.28 ст.217 НК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Федеральный закон от 20.08.2004 N 103-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй НК РФ".

3. С 2005 г. ставка НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов (п.4 ст.224 НК РФ), устанавливается в размере 9% (вместо ставки 6%) (п.1 ст.2 Федерального закона N 95-ФЗ).

4. Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них (п.2 ст.224 НК РФ), облагаются по ставке 13% (Федеральный закон N 112-ФЗ <11>). Ранее эта ставка составляла 35%.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Федеральный закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй НК РФ".

5. В отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. (п.5 ст.224 НК РФ), налоговая ставка устанавливается в размере 9% (Федеральный закон N 112-ФЗ). Ранее эта ставка была равна 13%.

6. Имущественный налоговый вычет (п.1 ст.220 НК РФ) может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту). Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору. В случае если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, то оставшуюся часть указанной суммы он может получить в налоговом органе (Федеральный закон N 112-ФЗ).

7. С 2005 г. согласно новой редакции пп.1 п.1 ст.220 НК РФ в перечень объектов, доходы от продажи которых не облагаются налогом, добавлены приватизированные жилые помещения, а также доли от продажи жилых домов, дач, садовых домиков или земельных участков. При этом в целях определения суммы вычета изменен срок нахождения имущества в собственности: если поименованные объекты находились в собственности до трех лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме до 1 000 000 руб., если три года и более - в полной сумме, полученной от продажи (Федеральный закон N 112-ФЗ).

При продаже доли в уставном капитале имущественный вычет можно получить в сумме документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этой доли вне зависимости от срока владения ею (Федеральный закон N 112-ФЗ).

8. С 1 января 2005 г. изменены и налоговые вычеты при приобретении жилья (пп.2 п.1 ст.220 НК РФ).

Налогоплательщики могут вычесть суммы, направленные на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных или иных российских организаций на жилищное строительство или приобретение жилья (ранее такой порядок применялся лишь в отношении ипотечных кредитов, полученных в российских банках).

Установлен перечень расходов, которые налогоплательщик может учесть при строительстве или приобретении жилья либо доли в нем. Например, к вычету принимаются расходы, связанные с достройкой или отделкой жилья, но для этого в договоре купли-продажи необходимо указать, что приобретается объект незавершенного строительства или жилье без отделки.

Для получения вычета по приобретению квартиры, доли в ней или права на квартиру в строящемся доме налогоплательщик представляет договор купли-продажи квартиры, акт передачи квартиры либо документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю в ней. Следовательно, налогоплательщик вправе получить вычет еще до окончания строительства квартиры, не дожидаясь получения свидетельства о праве собственности (Федеральный закон N 112-ФЗ).

9. В перечень расходов, отнесенных к профессиональным налоговым вычетам (п.п.1 и 3 ст.221 НК РФ), включена государственная пошлина, уплаченная в связи с профессиональной деятельностью налогоплательщика.

10. При определении налоговой базы по НДФЛ (пп.1 п.1 ст.212 НК РФ) материальная выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты, не относится к доходам, полученным в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон N 212-ФЗ <12>).

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Федеральный закон от 30.12.2004 N 212-ФЗ "О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй НК РФ".

11. Получение акционерами акций в результате распределения или конвертации в процессе реорганизации не приводит к образованию каких-либо доходов, подлежащих обложению НДФЛ (ст.217 НК РФ). Обратите внимание: данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г. (Федеральный закон N 212-ФЗ).

12. К доходам от источников в РФ, подлежащим обложению НДФЛ (п.1 ст.208 НК РФ), отнесены выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон N 204-ФЗ <13>).

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

13. Изменяется порядок определения налоговой базы по НДФЛ и устанавливаются особенности определения налоговой базы (ст.213 НК РФ) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (Федеральный закон N 204-ФЗ).

Глава 24. Единый социальный налог

1. Максимальная ставка ЕСН снижена с 35,6% до 26% (ст.241 НК РФ). Сняты ограничения на использование регрессивной шкалы: на минимальный уровень средних доходов (2500 руб. в месяц на одного работника) и на использование доходов наиболее высокооплачиваемых сотрудников. Льготные ставки налога можно будет применять, когда доход работника превысит 280 000 руб. Всего в шкале предусмотрены три ступени вместо четырех (Федеральный закон N 70-ФЗ <14>).

     
   ————————————————————————————————
   
<14> Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ".

2. Сократился перечень выплат, которые не облагаются ЕСН (ст.238 НК РФ). Суммы материальной помощи работникам бюджетных учреждений освобождаются от налога только в том случае, если произведены за счет бюджетных источников и не превышают 3000 руб.

Исключены из состава льготных и будут облагаться ЕСН с 1 января 2005 г. следующие выплаты:

- выплаты работникам в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей;

- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, ГСК и ЖСК лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

- выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза (Федеральный закон N 70-ФЗ).

3. Изменена редакция пп.1, 2 п.1 ст.239 "Налоговые льготы" НК РФ. Если ранее, и в 2004 г. в частности, не подлежали налогообложению суммы выплат, не превышающих 100 000 руб. и производимых соответствующими работодателями в пользу работников-инвалидов, то начиная с 2005 г. названное ограничение по работникам, то есть по тем лицам, с которыми заключены трудовые договоры (ст.20 ТК РФ), не будет действовать, и налогоплательщик может воспользоваться налоговой льготой в отношении лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (Федеральный закон N 70-ФЗ).

4. Индивидуальные предприниматели и адвокаты в случае прекращения деятельности до конца налогового периода обязаны представить в налоговый орган декларацию за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении деятельности (ст.ст.243, 244 НК РФ). Предприниматели должны подать "заключительную" декларацию по ЕСН в пятидневный срок со дня подачи заявления, адвокат - в течение 12 дней со дня принятия решения о приостановлении либо прекращении статуса адвоката. Перечислить разницу между исчисленным и уплаченным с начала года ЕСН обеим категориям плательщиков нужно в течение 15 дней со дня подачи декларации (Федеральный закон N 70-ФЗ).

5. Обратите внимание: в пп.9 п.1 ст.238 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, внесено изменение. Слова "законодательством Российской Федерации" заменены словами "действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами" (п.3 ст.131 Федерального закона N 122-ФЗ).

Глава 25. Налог на прибыль

1. Ставка налога на прибыль останется прежней - 24%, только поменяется принцип ее распределения по бюджетам:

     
   ———————————————————————————T—————————————————T———————————————————¬
   |          Бюджеты         |     2004 г.     |      2005 г.      |
   +——————————————————————————+—————————————————+———————————————————+
   |Федеральный               |        5%       |        6,5%       |
   +——————————————————————————+—————————————————+———————————————————+
   |Региональный              |       17%       |       17,5%       |
   +——————————————————————————+—————————————————+———————————————————+
   |Местный                   |        2%       |         —         |
   L——————————————————————————+—————————————————+————————————————————
   

Сохранено право субъектов РФ снижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, зачисляемого в региональный бюджет, однако увеличился минимальный предел. Налоговая ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, в 2005 г. не может быть ниже 13,5% (в 2004 г. - 13%).

Обратите внимание! Сумма налога на прибыль за 2004 г., подлежащая уплате в соответствующий бюджет не позднее 28 марта 2005 г., исчисляется ими исходя из ставок налога, действовавших в 2004 г. (5%, 17% и 2%). Новые ставки (6,5% и 17,5%) следует применять к налоговой базе, определяемой в 2005 г.

2. С 1 января 2005 г. ставка налога на доходы, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ (пп.1 п.3 ст.284 НК РФ), устанавливается в размере 9% (вместо ставки 6%) (Федеральный закон N 95-ФЗ).

3. С 1 января 2005 г. ставка налога по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет, по облигациям с ипотечным покрытием и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия (п.4 ст.284 НК РФ) устанавливается в размере 9%. С 1 января 2007 г. эта ставка составит 15% (Федеральный закон N 107-ФЗ <15>).

     
   ————————————————————————————————
   
<15> Федеральный закон от 20.08.2004 N 107-ФЗ "О внесении изменения в статью 284 части второй НК РФ".

4. Суммы кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, списанные ипотечным агентом (п.18 ст.250 НК РФ) исключены из списка внереализационных доходов (Федеральный закон N 105-ФЗ <16>).

     
   ————————————————————————————————
   
<16> Федеральный закон от 20.08.2004 N 105-ФЗ "О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй НК РФ".

5. Доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью (пп.29 п.1 ст.251 НК РФ), не учитываются при определении налоговой базы (Федеральный закон N 105-ФЗ).

6. Организациям-инвесторам (п.1 ст.256 НК РФ) разрешается начислять амортизацию на имущество, полученное от собственника имущества, в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг в течение срока действия инвестиционного соглашения (Федеральный закон N 110-ФЗ <17>).

     
   ————————————————————————————————
   
<17> Федеральный закон от 20.08.2004 N 110-ФЗ "О внесении изменения в статью 256 части второй НК РФ".

7. Утратила силу ст.297 "Особенности определения расходов организациями потребительской кооперации" НК РФ (Федеральный закон от N 57-ФЗ <18>);

     
   ————————————————————————————————
   
<18> Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ".

8. С 1 января 2005 г. прекратила действовать льгота по уплате налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) (Федеральный закон N 147-ФЗ <19>).

     
   ————————————————————————————————
   
<19> Федеральный закон от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ".

9. В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (п.1 ст.251 НК РФ), включены имущество (работы, услуги), полученные медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих такое страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий. В указанный перечень также включены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (п.1 ст.264 НК РФ), отнесены платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, а также расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями.

Расширен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения (ст.270 НК РФ). В указанный перечень включены отдельные расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Установлены особенности определения доходов и расходов страховых организаций (ст.294.1 НК РФ), осуществляющих обязательное медицинское страхование (Федеральный закон N 204-ФЗ).

Глава 25.2. Водный налог

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл.25.2 "Водный налог" НК РФ (Федеральный закон N 83-ФЗ <20>).

     
   ————————————————————————————————
   
<20> Федеральный закон от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ".

От редакции. Подробнее об этом налоге вы сможете прочитать в статье Н.Н. Нефедовой "Налоговый кодекс: глава 25.2 "Водный налог" на с. 69 этого номера.

Глава 25.3. Государственная пошлина

Согласно Федеральному закону N 127-ФЗ <21> с 1 января 2005 г. вступила в силу гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Под новую главу подпадают платежи, которые организации и частные лица вносят при обращении в госучреждения за совершением юридически значимых действий и когда выступают ответчиками в судах.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".

Государственная пошлина, установленная НК РФ, заменила ряд платежей и сборов, которые ранее регламентировались различными законами. Теперь госпошлина уплачивается вместо лицензионных сборов и сборов за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация".

Изменился порядок взимания платы нотариальными конторами. Государственным нотариусам платят госпошлину за совершение действий, для которых требуется обязательная нотариальная форма. Частные нотариусы взимают нотариальный тариф, размер которого ограничен, в том числе и для "необязательных" услуг.

Существенно изменились и размеры госпошлины. При этом если раньше для некоторых видов государственной пошлины ставки исчислялись в кратном отношении к МРОТ, то теперь для ставок установлен фиксированный размер либо процент от суммы (иска, договора и т.д.). Например, госпошлина за нотариальное удостоверение любых видов доверенностей составит 200 руб., за нотариальное удостоверение учредительных документов организаций или их копий составит 500 руб., за подлинность подписи на заявлениях о регистрации организаций - 200 руб. Организации при подаче заявления в арбитражный суд о признании нормативных и ненормативных актов государственных органов недействующими будут платить 2000 руб., а физлица - 100 руб. (ранее эти платежи составляли 1000 и 20 руб. соответственно). Срок, в течение которого можно вернуть излишне уплаченную госпошлину увеличен с одного года до трех лет.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

Ставка налога на добычу газа (п.2 ст.342 НК РФ) увеличилась со 107 до 135 руб. за 1000 куб. м. С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г. ставка налога при добыче нефти составляет 419 руб. за тонну (Федеральный закон N 102-ФЗ).

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения

Согласно Федерального закона N 205-ФЗ <22> вносятся уточнения в гл.26.2 НК РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<22> Федеральный закон от 29.12.2004 N 205-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.13 части второй НК РФ".

Так, прекращение применения УСНО для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций превышает 25%, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых превышает 100 человек, осуществляется в том же порядке, что и в случаях, если доход налогоплательщика превышает 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.

Следует отметить, что Федеральный закон N 205-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога

на вмененный доход для отдельных видов деятельности

1. Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД.

С 1 января 2005 г. ЕНВД применяется в отношении такого вида деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы (п.5 ст.2 Федерального закона N 95-ФЗ). Переводу на уплату ЕНВД будет подлежать деятельность рекламораспространителей (тех, кто оказывает рекламные услуги), и только в части средств наружной рекламы. Рекламодатели (производители рекламируемых товаров (работ, услуг)) на уплату ЕНВД переходить не должны.

От редакции. Несмотря на то, что Закон N 95-ФЗ принят в июле 2004 г., многие вопросы до сих пор остаются неясными. В частности, какие фирмы должны платить "вмененный" налог по рекламе? Каков порядок налогообложения наружной рекламы?

Рассуждения на эту тему вы сможете найти в статье Е.Л. Ведениной "Изменения в Налоговом кодексе - проблемы для рекламного бизнеса" ("АВБН", N 1, 2005).

2. С 1 января 2005 г. увеличены размеры базовой доходности видов деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (кроме недавно введенного вида деятельности "оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках").

3. Справочно отметим, что изменится порядок введения ЕНВД (однако произойдет это только с 1 января 2006 г.).

Система налогообложения в виде ЕНВД будет вводиться на местном уровне: в муниципальных районах и городских округах - нормативными правовыми актами соответствующих представительных органов, а в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) - соответствующими законами (пп."а" и "б" п.5 ст.2 Федерального закона N 95-ФЗ).

4. Величина коэффициента-дефлятора на 2005 г. установлена в размере 1,104 <23>. Нижняя граница коэффициента К2 уменьшается до 0,005 (Федеральный закон N 95-ФЗ).

     
   ————————————————————————————————
   
<23> Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2004 N 298.

5. Согласно Федеральному закону N 208-ФЗ <24> вносится уточнение в формулировку площади торгового зала (зала обслуживания посетителей), используемую в целях применения гл.26.3 НК РФ. Устанавливается, что в указанную площадь не включаются подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

     
   ————————————————————————————————
   
<24> Федеральный закон от 29.12.2004 N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.27 части второй НК РФ".

Следует отметить, что Федеральный закон N 208-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Глава 28. Транспортный налог

Налоговая база по воздушным транспортным средствам с реактивным двигателем будет определяться исходя из килограмма силы тяги реактивного двигателя. Налоговая ставка составит 20 руб. с каждого килограмма силы тяги (Федеральный закон N 108-ФЗ <25>).

     
   ————————————————————————————————
   
<25> Федеральный закон от 20.08.2004 N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй НК РФ".

Глава 29. Налог на игорный бизнес

С 2005 г. изменился порядок регистрации игорного оборудования (п.п.2, 3 ст.366 НК РФ). Теперь он не привязан к местонахождению организации, ее обособленного подразделения или местожительству предпринимателя. Ставить на учет объекты игровой деятельности нужно в инспекции, курирующей территорию, на которой они фактически находятся.

Налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес необходимо представлять по месту регистрации объектов налогообложения (п.2 ст.370 НК РФ). Раньше декларация подавалась в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика (Федеральный закон от N 60-ФЗ <26>).

     
   ————————————————————————————————
   
<26> Федеральный закон от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй НК РФ".

Глава 30. Налог на имущество

С 2005 г. исключены из перечня налоговых льгот и подлежат налогообложению (ст.381 НК РФ) объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения (Федеральный закон N 139-ФЗ <27>).

     
   ————————————————————————————————
   
<27> Федеральный закон от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую НК РФ и внесении изменения и дополнения в ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов".

Глава 31. Земельный налог

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом N 141-ФЗ <28> в Налоговом кодексе появилась новая гл.31 "Земельный налог".

     
   ————————————————————————————————
   
<28> Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".

С 2005 г. земельный налог по нормам новой главы будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. В остальных местностях земельный налог нужно будет платить по правилам, установленным Законом о плате за землю. При этом в 2005 г. будут применяться ставки платы за землю, установленные в 2004 г. и увеличенные в 1,1 раза. Повсеместно новый земельный налог будет введен с 2006 г.

Одно из главных нововведений главы заключается в том, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли. Ставки налога не должны превышать 0,3% от кадастровой стоимости для сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Для прочих земель налоговая ставка составляет 1,5%.

От редакции. Кто является плательщиком указанного налога? Как определить налоговую базу и каковы ее особенности? Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога? Ответы на эти и другие вопросы можно будет найти в статье Р.А. Митрофанова "Новая глава Налогового кодекса "Земельный налог" ("АВБН", N 1, 2005).

Платежи во внебюджетные фонды

Согласно Федеральному закону N 70-ФЗ вносятся следующие изменения:

- для работников в возрасте 38 лет и старше пенсионные взносы - 14 процентов от зарплаты - нужно перечислять только на выплату страховой части трудовой пенсии;

- для работников в возрасте 37 лет и моложе в течение трех лет будут применяться новые "переходные" ставки страховых взносов для разделения их на страховую и накопительную части;

- регрессивная шкала стала трехступенчатой (вместо четырехступенчатой, как было ранее). При расчете взносов не нужно учитывать ограничения по уровню средних и наиболее высоких доходов работников.

Выплаты физическим лицам

С 1 января 2005 г. вступают в силу новые нормы суточных при краткосрочных зарубежных командировках (см. Приказ Минфина России от 02.08.2004 N 64н).

От редакции. Подробнее о новых нормах суточных вы сможете прочитать в статье С.Н. Зайцевой "Командировочные расходы: на что обратить внимание?".

Подписано в печать

14.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Налог на доходы физических лиц ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 2) >
Статья: Командировочные расходы: на что обратить внимание? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.