Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый контроль: взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 1)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 1

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Участие органов внутренних дел в выездных налоговых проверках предусмотрено п. 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ. Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок <1> сотрудники органов внутренних дел принимают участие в проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного его руководителем (заместителем руководителя). Запрос может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом проверки, так и в процессе ее проведения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утверждена Приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".

Основаниями мотивированного запроса могут являться:

- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки этих данных специалистами-ревизорами и (или) сотрудниками оперативных подразделений. В этом случае в запросе должны быть описаны форма, характер и содержание предполагаемого нарушения;

- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях налогового законодательства, полученным налоговым органом от органов внутренних дел;

- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Если выездная налоговая проверка назначается на основании постановления, вынесенного по находящемуся в производстве уголовному делу, в решении о проведении должны учитываться поставленные вопросы и предложения по ее характеру, сроку и объему, содержащиеся в постановлении.

По результатам совместной проверки составляется акт, который подписывается всеми участвовавшими в ней должностными лицами налогового органа и органа внутренних дел, за исключением сотрудников последнего, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

Согласно п. 24 вышеназванной Инструкции копия решения, выносимого по результатам проверки руководителем налогового органа, в трехдневный срок с момента вынесения решения направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Если в результате проверки были выявлены нарушения, за которые должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, то в силу п. 7 ст. 101 НК РФ протокол об административном правонарушении составляет уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ.

Однако по тем составам, которые отнесены КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел, протоколы об административных правонарушениях составляют их должностные лица. Следует иметь в виду, что никто не может привлекаться к административной ответственности по одному и тому же правонарушению дважды.

Составы уголовных преступлений в сфере налогообложения и ответственность за их совершение приведены в таблице (стр. 61).

     
   ———————————T—————————————————————————————T——————————————————————————————¬
   |  Статья  |     Состав преступления     |Меры уголовной ответственности|
   |   УК РФ  |                             |                              |
   +——————————+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |Статья 198|Уклонение от уплаты налогов  |Наказывается штрафом в размере|
   |          |и (или) сборов с физического |от 100 тыс. до 300 тыс. руб.  |
   |          |лица путем непредставления   |или в размере заработной платы|
   |          |налоговой декларации или иных|или иного дохода осужденного  |
   |          |документов, представление    |за период от одного года до   |
   |          |которых в соответствии с     |двух лет, либо арестом на срок|
   |          |законодательством РФ о       |от четырех до шести месяцев,  |
   |          |налогах и сборах является    |либо лишением свободы на срок |
   |          |обязательным, либо путем     |до одного года                |
   |          |включения в декларацию или   |                              |
   |          |такие документы заведомо     |                              |
   |          |ложных сведений, совершенные |                              |
   |          |в крупном размере (ч. 1)     |                              |
   |          +—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |          |То же деяние, совершенное в  |Наказывается штрафом в размере|
   |          |особо крупном размере (ч. 2) |от 200 тыс. до 500 тыс. руб.  |
   |          |<2>                          |или в размере заработной платы|
   |          |                             |или иного дохода осужденного  |
   |          |                             |за период от восемнадцати     |
   |          |                             |месяцев до трех лет либо      |
   |          |                             |лишением свободы на срок до   |
   |          |                             |трех лет                      |
   +——————————+—————————————————————————————+——————————————————————————————|
   |Статья 199|Уклонение от уплаты налогов и|Наказывается штрафом в размере|
   |          |(или) сборов с организации   |от 100 тыс. до 300 тыс. руб.  |
   |          |путем непредставления        |или в размере заработной платы|
   |          |налоговой декларации или иных|или иного дохода осужденного  |
   |          |документов, представление    |за период от одного года до   |
   |          |которых в соответствии с     |двух лет, либо арестом на срок|
   |          |законодательством РФ о       |от четырех до шести месяцев,  |
   |          |налогах и сборах является    |либо лишением свободы на срок |
   |          |обязательным, либо путем     |до двух лет с лишением права  |
   |          |включения в налоговую        |занимать определенные         |
   |          |декларацию или такие         |должности или заниматься      |
   |          |документы заведомо ложных    |определенной деятельностью на |
   |          |сведений, совершенное в      |срок до трех лет или без      |
   |          |крупном размере (ч. 1)       |такового                      |
   |          +—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |          |То же деяние, совершенное:   |Наказывается штрафом в размере|
   |          |а) группой лиц по            |от 200 тыс. до 500 тыс. руб.  |
   |          |предварительному сговору;    |или в размере заработной платы|
   |          |б) в особо крупном размере   |или иного дохода осужденного  |
   |          |(ч. 2) <3>                   |за период от одного года до   |
   |          |                             |трех лет либо лишением свободы|
   |          |                             |на срок до шести лет с        |
   |          |                             |лишением права занимать       |
   |          |                             |определенные должности или    |
   |          |                             |заниматься определенной       |
   |          |                             |деятельностью на срок до трех |
   |          |                             |лет или без такового          |
   +——————————+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  Статья  |Неисполнение в личных        |Наказывается штрафом в размере|
   |   199.1  |интересах обязанностей       |от 100 тыс. до 300 тыс. руб.  |
   |          |налогового агента по         |или в размере заработной платы|
   |          |исчислению, удержанию или    |или иного дохода осужденного  |
   |          |перечислению налогов и (или) |за период от одного года до   |
   |          |сборов, подлежащих в         |двух лет, либо арестом на срок|
   |          |соответствии с               |от четырех до шести месяцев,  |
   |          |законодательством РФ о       |либо лишением свободы на срок |
   |          |налогах и сборах исчислению, |до двух лет с лишением права  |
   |          |удержанию у налогоплательщика|занимать определенные         |
   |          |и перечислению в             |должности или заниматься      |
   |          |соответствующий бюджет       |определенной деятельностью на |
   |          |(внебюджетный фонд),         |срок до трех лет или без      |
   |          |совершенное в крупном размере|такового                      |
   |          |(ч. 1)                       |                              |
   |          +—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |          |То же деяние, совершенное    |Наказывается штрафом в размере|
   |          |в особо крупном размере      |от 200 тыс. до 500 тыс. руб.  |
   |          |(ч. 2)                       |или в размере заработной платы|
   |          |                             |или иного дохода осужденного  |
   |          |                             |за период от двух до пяти лет |
   |          |                             |либо лишением свободы на срок |
   |          |                             |до шести лет с лишением права |
   |          |                             |занимать определенные         |
   |          |                             |должности или заниматься      |
   |          |                             |определенной деятельностью на |
   |          |                             |срок до трех лет или без      |
   |          |                             |такового                      |
   +——————————+—————————————————————————————+——————————————————————————————+
   |  Статья  |Сокрытие денежных средств    |Наказывается штрафом в размере|
   |   199.2  |либо имущества организации   |от 200 тыс. до 500 тыс. руб.  |
   |          |или индивидуального          |или в размере заработной платы|
   |          |предпринимателя, за счет     |или иного дохода осужденного  |
   |          |которых в порядке,           |за период от восемнадцати     |
   |          |предусмотренном              |месяцев до трех лет либо      |
   |          |законодательством РФ о       |лишением свободы на срок до   |
   |          |налогах и сборах, должно быть|пяти лет с лишением права     |
   |          |произведено взыскание        |занимать определенные         |
   |          |недоимки по налогам и (или)  |должности или заниматься      |
   |          |сборам, совершенное          |определенной деятельностью    |
   |          |собственником или            |на срок до трех лет или без   |
   |          |руководителем организации    |такового                      |
   |          |либо иным лицом, выполняющим |                              |
   |          |управленческие функции в этой|                              |
   |          |организации, или             |                              |
   |          |индивидуальным               |                              |
   |          |предпринимателем в крупном   |                              |
   |          |размере                      |                              |
   L——————————+—————————————————————————————+———————————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<2> Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за такой же период более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

<3> Крупным размером в настоящей статье, а также в ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за такой же период более 2,5 млн руб. при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, органы внутренних дел (милиции) наделены правом самостоятельно проводить проверки налогоплательщиков и взаимодействовать с налоговыми органами.

Полномочия органов внутренних дел

при самостоятельных проверках

Деятельность органов внутренних дел в зависимости от выполняемых задач регламентируется различными законами. Так, в сфере предпринимательской, финансовой, хозяйственной и торговой деятельности проверка имеющихся данных о нарушении законодательства, влекущем уголовную или административную ответственность, осуществляется в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".

Меры по обеспечению производства по делу об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, налогов и сборов, финансов и рынка ценных бумаг предусмотрены в гл. 27 КоАП РФ. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе налоговых, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, регламентируется Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, органы внутренних дел (милиции) проводят дознание и предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономических преступлений.

Для достижения названных целей органам внутренних дел предоставлено право, в частности, производить осмотр и изъятие вещей и документов. Об этом говорится в п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции", ст. ст. 27.8 - 27.10 КоАП РФ, ст. 182 УПК РФ, ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Органы внутренних дел имеют право:

- проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

- изучать документы на материальные ценности и денежные средства у организаций и граждан;

- временно изымать данные документы;

- опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей;

- требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить такие проверки;

- изымать образцы сырья и продукции с обязательным составлением протокола;

- осуществлять контрольные закупки;

- проводить досмотр транспортных средств.

Процедуры осмотра и изъятия документов и вещей прописаны в каждом из перечисленных законов и по своей сути совпадают. Важно, что указанные действия должны производиться в строго определенном процессуальном порядке.

Прежде всего любые проверки производятся при наличии постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя, копия которого вручается собственнику имущества или его представителям перед началом проверки.

В постановлении должны быть приведены основания и цель проверки. Основанием для осмотра и изъятия может быть производство по делам об административных правонарушениях, возбужденное уголовное дело, поручение или постановление следователя или органа дознания, указание прокурора или определение суда по административным и уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и др.

Если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела, основанием для осмотра и изъятия являются сведения, ставшие известными органам внутренних дел, о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний или о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.

При осмотре вещей и документов должны присутствовать двое понятых, собственник имущества либо его представители, а при отсутствии таковых - представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Собственнику имущества или его представителям вручаются копии протоколов и описей, составленных в результате осмотра.

При изъятии вещей и документов обязательно составляется протокол и описи изымаемых вещей и документов, копии которых передаются собственнику или его представителю. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости.

Некоторыми законами установлены сроки, на которые могут изыматься документы. Например, согласно п. 25 ст. 11 Закона о милиции опечатывание помещений и изъятие документов могут производиться на срок не более семи суток, а если это приведет к приостановлению деятельности организации - на срок не более 48 часов.

Для установления в ходе осмотра принадлежности тех или иных вещей к деятельности организации, а также фиксации фактов совершения тех или иных видов хозяйственных операций, например работы с денежной наличностью, могут быть проверены различные бухгалтерские документы.

В целях обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов об изъятии должны быть получены соответствующие объяснения от уполномоченных лиц юридического лица, истребованы документы, приняты меры, необходимые для получения доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо лица на изъятое имущество либо невозможность установления собственника.

Е.В.Виговский

Советник налоговой службы

III ранга

г. Москва

Подписано в печать

13.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности исчисления и взимания единого налога на вмененный доход ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 1) >
Вопрос: Каким образом следует поступить с записями при увольнении сотрудников в трудовой книжке, которые производились после вступления в силу ТК РФ, но до выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", регламентирующего порядок заполнения трудовых книжек? ("Аудиторские ведомости", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.