Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обособленные подразделения: гражданское и налоговое законодательство ("Финансовая газета", 2005, N 2)



"Финансовая газета", N 2, 2005

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:

ГРАЖДАНСКОЕ И НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Понятия "обособленное подразделение юридического лица" в ГК РФ и НК РФ различаются. Если для ГК РФ обособленное подразделение существует как филиал или представительство (ст.55) и для его создания необходимо утверждение соответствующего положения и отражение в учредительных документах, то НК РФ устанавливает свои требования. Для исполнения обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, утверждение положения о филиале (представительстве), отражение его создания в учредительных документах не имеют значения. Необходимо лишь наличие признаков, указанных в определении обособленного подразделения в п.2 ст.11 НК РФ: территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Под рабочим местом понимается любое место, где трудящийся должен находиться или куда он должен направляться для выполнения своей работы и которое находится под контролем работодателя (ст.1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.1999 N 181-ФЗ). При этом достаточно спорным является вопрос, образуется ли обособленное подразделение юридического лица при наличии у него вне места нахождения одного рабочего места.

В Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением" указано, что определение обособленного подразделения, приведенное в ст.11 НК РФ, поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, они считают, что, так как в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

На основании изложенного налоговые органы делают вывод, что создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения. Свой вывод они подкрепляют мнением Постановления ФАС МО от 23.01.2003 по делу N КА-А41/9052-02, в котором сказано, что под обособленным подразделением понимается и одно стационарное рабочее место. Например, заключение договора аренды помещения не создает обособленного подразделения. Так, в Постановлении ФАС МО от 24.08.2001 по делу N КА-А41/4467-01 отмечено, что подготовка нового места деятельности (заключение договора аренды, оборудование производственного помещения, наладка оборудования) не является созданием обособленного подразделения. Не возникает обособленного подразделения и у московской фирмы, если она сдает товары на комиссию юридическому лицу, расположенному в Подмосковье, так как в данном случае не создаются рабочие места.

Территориально обособленные рабочие места, созданные индивидуальными предпринимателями, не могут быть признаны обособленными подразделениями для целей налогообложения, и их создание соответственно не влечет правовых последствий, так как понятие обособленного подразделения в НК РФ (как, впрочем, и в ГК РФ) распространяется только на организации.

Понятие отдельного баланса обособленного подразделения законодательство Российской Федерации не содержит, кроме того, наличие отдельного баланса не является критерием для определения обособленности подразделения юридического лица. Руководство юридического лица вправе самостоятельно решить: будет ли у обособленного подразделения отдельный баланс.

Обособленное подразделение не обязано сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Если филиал ведет бухгалтерский учет, то для подготовки сводной отчетности по всему юридическому лицу он праве направлять бухгалтерскую отчетность головной организации в сроки, предусмотренные внутренним документооборотом организации. Вновь созданное обособленное подразделение подлежит постановке на учет по месту его создания в налоговом органе в течение месяца на основании заявления налогоплательщика (п.п.1, 4 ст.83 НК РФ). При этом на практике часто возникает вопрос, с какого момента должен исчисляться срок, предусмотренный для уведомления налогового органа, так как момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в НК РФ не указан. Из-за этого между организациями и налоговыми инспекциями нередко случаются споры. По нашему мнению, срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, т.е. их окончательной подготовки к осуществлению деятельности. Таким образом, срок создания обособленного подразделения определяется моментом выполнения всех предусмотренных п.2 ст.11 НК РФ требований.

Форма заявления о постановке на учет утверждена Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц". Вместе с заявлением как в Москве, так и Московской области нужно подать в налоговую инспекцию представленные в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии). В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании. При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения. Не позднее пяти дней со дня подачи заявления и остальных документов налоговики должны выдать уведомление о постановке обособленного подразделения фирмы на учет. При этом новый ИНН не присваивается.

Заметим, что второй раз вставать на учет в налоговой инспекции, к которой уже была прикреплена организация, не надо. Об этом сказано в Письме МНС России от 08.08.2001 N ШС-6-14/613. Таким образом, территориальная обособленность подразделения подразумевает нахождение его на территории иной налоговой инспекции, чем та, в которой уже состоит на учете организация (см. также Постановление ФАС СЗО от 18.09.2001 по делу N А56-14845/01).

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5 тыс. или 10 тыс. руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст.116 НК РФ. За это же нарушение руководителя фирмы могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. (п.1 ст.15.3 КоАП РФ).

Если через созданное, но не поставленное на учет обособленное подразделение организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст.117 НК РФ, которая предусматривает взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб., а при ведении такой деятельности более 3 месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. За это же нарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. (п.1 ст.15.3 КоАП РФ).

Если создание обособленного подразделения было отражено в учредительных документах, то у налогоплательщика также появляется обязанность сообщить о соответствующих изменениях в 10-дневный срок. При этом за неуведомление в данном случае может быть наложен штраф (50 руб.) только по п.1 ст.126 НК РФ (см. Постановление ФАС СЗО от 23.01.2002 г. по делу N А56-27480/01).

Для обособленных подразделений предусмотрена также постановка на учет во внебюджетных фондах.

После создания обособленного подразделения в трактовке НК РФ и осуществления необходимых действий по его учету основной налоговой задачей для него становится исполнение по месту своего нахождения обязанностей организации по уплате налогов и сборов во исполнение ст.19 НК РФ.

Налог на прибыль организаций уплачивается в федеральный бюджет централизованно по месту нахождения организации; в региональные и местные - по месту нахождения организации и обособленных подразделений. Согласно ст.288 НК РФ плательщики налога - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту нахождения головной организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, производится налогоплательщиками этого налога - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику (п.1 ст.257 НК РФ).

По мнению налоговых органов, организация, зарегистрированная в Москве и имеющая обособленные структурные подразделения, расположенные на территории Москвы, должна уплачивать налог, подлежащий зачислению в бюджет города, в налоговый орган по месту нахождения каждого обособленного подразделения в соответствии с требованиями ст.288 НК РФ.

Однако нам представляется, что если организация не будет распределять налог по ее структурным подразделениям, а будет уплачивать его одной суммой, то привлечение ее к ответственности по ст.122 НК РФ за неуплату налога неправомерно, так как бюджет г. Москвы денежные средства от налогоплательщика получил.

НДС уплачивается централизованно по месту нахождения организации. По месту нахождения обособленных подразделений налог не уплачивается и декларация не представляется.

НДФЛ уплачивается по месту нахождения организации и обособленных подразделений. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе, а налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п.7 ст.226 НК РФ).

ЕСН уплачивается централизованно по месту нахождения организации. В соответствии с п.8 ст.243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей), а также обязанности по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма ЕСН (авансового платежа), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Налог на имущество уплачивается по месту нахождения организации и обособленных подразделений. Согласно ст.376 НК РФ налогооблагаемая база определяется организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по ее местонахождению, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

ЕНВД уплачивается, если организация зарегистрирована и осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации, где введен ЕНВД, или где расположено ее обособленное подразделение и осуществляет налогооблагаемую деятельность. Она обязана уплачивать ЕНВД и представлять налоговую отчетность в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации.

Е.Контонистова

Юрист

КГ "Что делать Консалт"

Подписано в печать

12.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Резерв под снижение стоимости материальных ценностей ("Финансовая газета", 2005, N 2) >
Вопрос: Какие работники подпадают под категорию работников аппарата управления? ("Финансовая газета", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.