Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подразделение в регионе: платить ли ЕНВД? ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 1, 2005

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В РЕГИОНЕ: ПЛАТИТЬ ЛИ ЕНВД?

Для многих организаций перевод на ЕНВД вполне приемлем. Ведь такое мероприятие означает, что предприятие платит налог с некоего физического показателя, имеющего лишь косвенное отношение к конкретной деятельности и практически не связанного с ее успешностью. И поэтому если работа магазина идет хорошо, то перевод на ЕНВД выгоден, поскольку позволяет сколько угодно наращивать обороты и в известных пределах (не выходя за рамки вида деятельности) расширять бизнес, продолжая платить одни и те же суммы в бюджет. Помимо прочего уплата ЕНВД значительно облегчает планирование (управленческое, налоговое и тем более финансовое), поскольку налоговая нагрузка не зависит от полученной прибыли и даже не связана с изменениями иных параметров деятельности (кроме величины базового показателя).

Но есть и обратная сторона медали. ЕНВД в отличие от налогов, уплачиваемых при общем налоговом режиме, практически не поддается оптимизации. К тому же если деятельность по какой-либо причине убыточна, то это не служит основанием для освобождения от уплаты ЕНВД по ней. Единый налог приходится перечислять в бюджет и при отсутствии прибыли, и даже в случае, если облагаемая деятельность эпизодична. То есть достаточно провести одну-единственную операцию, облагаемую в регионе по "вмененному" принципу, - и это уже служит основанием для расчета ЕНВД за целый месяц. Такая универсальность и послужила экономическим основанием для установления существующей методики исчисления налога. Изначально предполагалось, что подобный подход будет применяться к тем видам деятельности, которые традиционно связаны с уводом значительной части оборота из-под налогообложения. Ведь при расчете единого налога контроль упрощен: проверяются только такие показатели, которые никуда не спрячешь (количество автомобилей, площадь торгового зала и т.п.), или такие, которые достаточно легко отследить (например, количество работающих или количество рабочих мест).

Однако позитивные моменты справедливы лишь для организаций, которые параллельно с деятельностью, облагаемой ЕНВД, никакой другой работы не ведут. А для тех, кто уплачивает ЕНВД одновременно с другими налогами (единым налогом при упрощенной системе, налогом на прибыль и т.п.), совокупная налоговая нагрузка может и возрасти. Например, если компания имеет несколько крупных торговых домов в Москве и при этом открывает маленький магазин, скажем, в Московской области, то региональная налоговая инспекция немедленно направит извещение о том, что по деятельности этого единственного магазина фирма стала плательщиком ЕНВД.

Вопрос о том, насколько это обоснованно, необходимо решать с учетом всех положений законодательства и существующей правоприменительной практики. Однако разночтения возникают уже на уровне понимания текста ст.346.26 Налогового кодекса РФ, в которой приведены общие положения, применяемые в гл.26.3.

Так, перевод на уплату ЕНВД предусмотрен для розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 кв. м, через палатки, лотки и другие объекты, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В то же время ограничение площади торгового зала в 150 кв. м по каждому объекту можно понять по-разному.

Поэтому в ситуации с региональными подразделениями головное предприятие может столкнуться с проблемой. С одной стороны, режим налогообложения магазина в регионе организация выбирать не вправе, поскольку переход на ЕНВД обязателен. То есть при получении уведомления о переводе отдельно взятого магазина на ЕНВД ничего не остается, как исчислять и уплачивать единый налог, представляя декларации в налоговую инспекцию по месту деятельности. А с другой стороны, остается вероятность, что перевод подразделения на ЕНВД инспекцией по местонахождению головного офиса будет признан неправомерным и последует требование об уплате всех тех налогов (налога на прибыль, на имущество, ЕСН и НДС), которые заменяет единый.

Примечание. Такая противоречивая официальная позиция...

Налоговые органы считают, что не могут перейти на ЕНВД те торговые организации, у которых площадь хотя бы одного магазина превышает 150 кв. м. Такое мнение было высказано в п.2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/707. Приказом МНС России от 1 марта 2004 г. N БГ-3-22/165@ эта методичка была признана недействующей. В то же время сохраняет силу ряд писем налогового ведомства, в которых такая позиция подтверждена. Это, например, Письма МНС России от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026 и УМНС России по Московской области от 11 марта 2004 г. N 04-27/1404/Б239, которые не отменены. То есть такая позиция налоговиков до сих пор существует.

Зато судебные инстанции и Минфин России высказывают иную точку зрения, ссылаясь на то, что в Налоговом кодексе подобных ограничений нет. Фразу из ст.346.26 они трактуют так: торговую площадь, с которой нужно платить ЕНВД, надо считать по каждому магазину. Причем ЕНВД применять только к доходам магазинов с площадью до 150 кв. м, а по остальным торговым точкам (с большей площадью) применять другие налоговые режимы (общую или упрощенную систему). Эта позиция высказана, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. N А66-1654-04 и в Письме Минфина России от 15 марта 2004 г. N 04-05-12/13.

По вопросу о том, где и как ставить на учет подразделения, между ведомствами опять же нет единого мнения. В своем Письме от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@ налоговики сообщили, что плательщики ЕНВД обязаны вставать на учет в каждом налоговом органе по месту своей деятельности. Даже если они уже состоят на учете в другом налоговом органе того же региона. Противоположное предписание дает Письмо Минфина России от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14. Согласно ему предприниматель, состоящий на учете в одной из налоговых инспекций субъекта РФ, не обязан повторно вставать на учет в налоговом органе этого же региона при ведении на его территории деятельности, облагаемой ЕНВД.

Так что организации, которая оказалась в подобной ситуации, перед сдачей годовой отчетности надо проверить, имеется ли у ее регионального подразделения документ, обязывающий уплачивать ЕНВД. Копию этого документа стоит приложить к годовой отчетности головной организации. Иначе предприятию нечего будет возразить на возможные претензии налоговиков по местонахождению головного офиса в связи с неуплатой общих налогов с оборотов регионального подразделения, не выделенного на отдельный баланс.

Т.П.Павлова

Аудитор

Подписано в печать

10.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Вмененка" и годовая отчетность ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 1) >
Статья: Торговая наценка в рознице ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.