|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Подразделение в регионе: платить ли ЕНВД? ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 1, 2005
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ В РЕГИОНЕ: ПЛАТИТЬ ЛИ ЕНВД?
Для многих организаций перевод на ЕНВД вполне приемлем. Ведь такое мероприятие означает, что предприятие платит налог с некоего физического показателя, имеющего лишь косвенное отношение к конкретной деятельности и практически не связанного с ее успешностью. И поэтому если работа магазина идет хорошо, то перевод на ЕНВД выгоден, поскольку позволяет сколько угодно наращивать обороты и в известных пределах (не выходя за рамки вида деятельности) расширять бизнес, продолжая платить одни и те же суммы в бюджет. Помимо прочего уплата ЕНВД значительно облегчает планирование (управленческое, налоговое и тем более финансовое), поскольку налоговая нагрузка не зависит от полученной прибыли и даже не связана с изменениями иных параметров деятельности (кроме величины базового показателя). Но есть и обратная сторона медали. ЕНВД в отличие от налогов, уплачиваемых при общем налоговом режиме, практически не поддается оптимизации. К тому же если деятельность по какой-либо причине убыточна, то это не служит основанием для освобождения от уплаты ЕНВД по ней. Единый налог приходится перечислять в бюджет и при отсутствии прибыли, и даже в случае, если облагаемая деятельность эпизодична. То есть достаточно провести одну-единственную операцию, облагаемую в регионе по "вмененному" принципу, - и это уже служит основанием для расчета ЕНВД за целый месяц. Такая универсальность и послужила экономическим основанием для установления существующей методики исчисления налога. Изначально предполагалось, что подобный подход будет применяться к тем видам деятельности, которые традиционно связаны с уводом значительной части оборота из-под налогообложения. Ведь при расчете единого налога контроль упрощен: проверяются только такие показатели, которые никуда не спрячешь (количество автомобилей, площадь торгового зала и т.п.), или такие, которые достаточно легко отследить (например, количество работающих или количество рабочих мест). Однако позитивные моменты справедливы лишь для организаций, которые параллельно с деятельностью, облагаемой ЕНВД, никакой другой работы не ведут. А для тех, кто уплачивает ЕНВД одновременно с другими налогами (единым налогом при упрощенной системе, налогом на прибыль и т.п.), совокупная налоговая нагрузка может и возрасти. Например, если компания имеет несколько крупных торговых домов в Москве и при этом открывает маленький магазин, скажем, в Московской области, то региональная налоговая инспекция немедленно направит извещение о том, что по деятельности этого единственного магазина фирма стала плательщиком ЕНВД. Вопрос о том, насколько это обоснованно, необходимо решать с учетом всех положений законодательства и существующей правоприменительной практики. Однако разночтения возникают уже на уровне понимания текста ст.346.26 Налогового кодекса РФ, в которой приведены общие положения, применяемые в гл.26.3. Так, перевод на уплату ЕНВД предусмотрен для розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту не более 150 кв. м, через палатки, лотки и другие объекты, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В то же время ограничение площади торгового зала в 150 кв. м по каждому объекту можно понять по-разному. Поэтому в ситуации с региональными подразделениями головное предприятие может столкнуться с проблемой. С одной стороны, режим налогообложения магазина в регионе организация выбирать не вправе, поскольку переход на ЕНВД обязателен. То есть при получении уведомления о переводе отдельно взятого магазина на ЕНВД ничего не остается, как исчислять и уплачивать единый налог, представляя декларации в налоговую инспекцию по месту деятельности. А с другой стороны, остается вероятность, что перевод подразделения на ЕНВД инспекцией по местонахождению головного офиса будет признан неправомерным и последует требование об уплате всех тех налогов (налога на прибыль, на имущество, ЕСН и НДС), которые заменяет единый.
Примечание. Такая противоречивая официальная позиция...
Налоговые органы считают, что не могут перейти на ЕНВД те торговые организации, у которых площадь хотя бы одного магазина превышает 150 кв. м. Такое мнение было высказано в п.2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/707. Приказом МНС России от 1 марта 2004 г. N БГ-3-22/165@ эта методичка была признана недействующей. В то же время сохраняет силу ряд писем налогового ведомства, в которых такая позиция подтверждена. Это, например, Письма МНС России от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026 и УМНС России по Московской области от 11 марта 2004 г. N 04-27/1404/Б239, которые не отменены. То есть такая позиция налоговиков до сих пор существует. Зато судебные инстанции и Минфин России высказывают иную точку зрения, ссылаясь на то, что в Налоговом кодексе подобных ограничений нет. Фразу из ст.346.26 они трактуют так: торговую площадь, с которой нужно платить ЕНВД, надо считать по каждому магазину. Причем ЕНВД применять только к доходам магазинов с площадью до 150 кв. м, а по остальным торговым точкам (с большей площадью) применять другие налоговые режимы (общую или упрощенную систему). Эта позиция высказана, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 августа 2004 г. N А66-1654-04 и в Письме Минфина России от 15 марта 2004 г. N 04-05-12/13.
По вопросу о том, где и как ставить на учет подразделения, между ведомствами опять же нет единого мнения. В своем Письме от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@ налоговики сообщили, что плательщики ЕНВД обязаны вставать на учет в каждом налоговом органе по месту своей деятельности. Даже если они уже состоят на учете в другом налоговом органе того же региона. Противоположное предписание дает Письмо Минфина России от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14. Согласно ему предприниматель, состоящий на учете в одной из налоговых инспекций субъекта РФ, не обязан повторно вставать на учет в налоговом органе этого же региона при ведении на его территории деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что организации, которая оказалась в подобной ситуации, перед сдачей годовой отчетности надо проверить, имеется ли у ее регионального подразделения документ, обязывающий уплачивать ЕНВД. Копию этого документа стоит приложить к годовой отчетности головной организации. Иначе предприятию нечего будет возразить на возможные претензии налоговиков по местонахождению головного офиса в связи с неуплатой общих налогов с оборотов регионального подразделения, не выделенного на отдельный баланс.
Т.П.Павлова Аудитор Подписано в печать 10.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |