Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 <О переводе организаций и предпринимателей на уплату ЕНВД>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, 2005

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 21.12.2004 N 03-06-05-02/22

<О ПЕРЕВОДЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА УПЛАТУ ЕНВД>>

Фирмы и предприниматели должны применять ЕНВД, если продают товары в розницу в магазинах и павильонах площадью менее 150 кв. м. Нередко организации используют для своей деятельности несколько обособленных друг от друга помещений. О том, как платить налоги, если один из торговых залов превышает указанный лимит, Минфин рассказал в новом Письме.

История вопроса...

Долгое время налоговая служба занимала принципиальную позицию: если размер хотя бы одного торгового зала организации превышает 150 кв. м, со всей своей деятельности она должна уплачивать общие налоги. Вначале этот вывод был сделан в методичке по ЕНВД (Приказ МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707) и впоследствии повторялся во всех разъяснениях региональных налоговых управлений и ответах на запросы фирм (см., например, Письмо УМНС России по Московской области от 11.03.2004 N 04-27/1404/Б239). Налоговая служба настаивала, что предприятия должны соблюдать ограничения по площади по каждому объекту, через который они осуществляют торговлю. Превышение лимита грозило организациям не только переходом на все общие налоги, но и необходимостью платить пени и штрафы за предыдущие периоды.

Такая трактовка Налогового кодекса буквальному смыслу закона не соответствовала. Неудивительно, что те организации, которые обращались в арбитраж за защитой своих интересов, могли избежать притязаний контролеров. Арбитражные суды различных округов независимо друг от друга принимали решения в пользу "вмененщиков" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.10.2004 N А56-4110/04, Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2004 N Ф09-2324/04-АК). Судьи указывали, что розничную торговлю через магазины с площадью залов менее 150 кв. м и более 150 кв. м следует считать различными, самостоятельными видами деятельности. Соответственно, по первой разновидности торговли фирма должна уплачивать единый налог на вмененный доход, а по второму виду деятельности - применять "традиционную" систему налогообложения.

...и современное решение

В новом Письме Минфин учел сложившуюся арбитражную практику и сделал вывод, что в регионах, где действует вмененная система, фирмы в любом случае обязаны уплачивать ЕНВД с деятельности через магазины и павильоны, площадь которых составляет не более 150 кв. м. Это правило действует, даже если та же организация ведет торговлю и через универмаги, размеры которых превышают установленные в законе лимиты. Мы и ранее уже призывали вас поступать именно таким образом (см. "НА" N 7, 2004). Однако нельзя не отметить следующее. Крайне важно, что новое Письмо появилось именно сейчас, когда полномочия по разъяснению налогового законодательства окончательно перешли финансовому ведомству.

Как же быть фирмам, которые все это время руководствовались рекомендациями налоговой службы и платили общие налоги по розничной торговле? Можем вас успокоить. В Письме N 03-06-05-02/22 Минфин указал, что инспекторы не вправе пересчитывать налоговые обязательства за предыдущие периоды. Пени и штрафы за неуплату ЕНВД организациям не грозят.

Опубликованное Письмо вызывает и некоторые вопросы. В тех регионах, где действует вмененный налог, на его уплату законодатели могут перевести и такой вид деятельности, как общественное питание. При этом площадь зала, в котором фирма обслуживает посетителей, не должна превышать 150 кв. м. В Письме N 03-06-05-02/22 финансовое ведомство не рассматривает ситуацию, когда услуги общепита организация оказывает через несколько точек (например, если фирме принадлежит несколько закусочных в одном регионе). Между тем возникают вопросы, когда организация, применяющая вмененную систему, по площади одного из залов превышает лимит в 150 кв. м. Очевидно, что и в этом случае действует тот же принцип, что и в розничной торговле.

Учтите: если фирма по продажам через один из своих торговых залов применяет вмененную систему, а по торговле на другой точке платит общие налоги, по этим видам деятельности она должна обеспечить раздельный учет (п.7 ст.346.26 НК РФ). Проблемы возникают, когда расходы предприятия относятся к обоим видам торговли (например, заработная плата снабженцев). В Налоговом кодексе не сказано, пропорционально какому показателю нужно распределять расходы. Каждое предприятие должно решить этот вопрос самостоятельно и отразить выбранный вариант в своей учетной политике. Налоговое ведомство предлагает распределять расходы пропорционально выручке, полученной от каждого вида предпринимательства (Письмо МНС России от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207). Однако этот вариант не единственный. Организация может взять за основу любой другой показатель (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.04.2003 N А11-4892/2002-К2-Е-1939).

Т.А.Смирнова

Аудитор

Подписано в печать

06.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 22.12.2004 N 03-06-05-04/84 <О подаче налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.