Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, 2005

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21.12.2004 N 171-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ

ПУНКТА 28 СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ">

Появились новости для фирм, которые продают товары, выполняют работы или оказывают услуги населению. Закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" претерпел существенные изменения. Основная суть внесенных поправок состоит в том, что клиенты коммерческих организаций смогут рассчитывать на дополнительные гарантии своих законных интересов. Соответственно, у фирм появятся новые обязанности.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые изменения.

Требования к производителю и продавцу

С помощью нового документа законодатели стремятся разрешить одну из важнейших проблем. Дело в том, что в России большое распространение получила продажа так называемых трансгенных продуктов. Генетические модификации могут придать дополнительные полезные свойства многим товарам (например, увеличить срок годности, снизить их стоимость, защитить от быстрой потери влаги и т.д.). Однако дискуссии о том, наносят ли такие продукты существенный вред здоровью, еще продолжаются. В любом случае покупатель вправе решить, хочет ли он приобрести товары, полученные при помощи генной инженерии, или нет.

На сегодняшний день, даже тщательно изучив упаковку, потребитель не может быть уверен, что продукт натуральный. Ведь информацию о том, что продукты являются трансгенными, фирмы должны указывать, только если доля генно-модифицированных организмов в них превышает 0,9 процента.

Статья 10 Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции вводит такое требование. Производители трансгенных продуктов обязаны будут указывать на упаковке не только срок годности товара и его состав, но и сведения о пищевых добавках, наличии модифицированных компонентов и противопоказаниях при употреблении продукта.

Другой вопрос - какая ответственность будет грозить фирме, не проинформировавшей потребителя. Согласно ст.12 Закона N 2300-1 покупатель вправе потребовать от организации возместить все убытки, связанные с использованием товара (в т.ч. вред здоровью). Если генные продукты безвредны, потребителю будет трудно доказать размер ущерба. Однако нельзя забывать, что клиент вправе требовать от фирмы возместить моральный вред, а эти суммы законом не лимитированы (ст.15 Закона N 2300-1).

Некоторые обязательства продавец вправе принять на себя добровольно. По общему правилу требования к качеству товара покупатель может предъявить в течение гарантийного срока или срока годности (ст.19 Закона N 2300-1). Однако фирма вправе удовлетворить требования клиента и по прошествии гарантии (п.7 ст.5 Закона N 2300-1 в новой редакции). Трудно представить, что это нововведение получит широкое распространение. Практика показывает, что, имея законные поводы, организации, наоборот, стараются не исполнять требования покупателей. Ведь в конечном счете организации это приводит к убыткам. По замыслу законодателей дополнительные обязательства должны быть выгодны фирмам. Они позволят им обеспечить себе прочные позиции на рынке, предложить условия лучшие, чем у конкурентов.

Обратите внимание: за то, что фирма добровольно не выполнила требования потребителя, ей придется уплатить штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу клиента (согласно ст.13 Закона N 2300-1 в прежней редакции сумма санкции равнялась 100% цены иска).

Супермаркет без стен

Теперь в Законе "О защите прав потребителей" появилась новая ст.26.1, посвященная дистанционной торговле. Нередко товары (и довольно дорогостоящие) покупатель приобретает через Интернет, а также теле- и радиомагазины. В таком случае клиент не имеет возможности ознакомиться с образцом продукции и получить подробную информацию об изготовителе. С появлением нового Закона фирмам, которые специализируются на дистанционных продажах, нужно обратить внимание на следующее.

Во-первых, в описании товара на сайте или в рекламе в СМИ фирма должна указать всю важнейшую информацию о продукции (потребительские свойства, место изготовления, цена, доставка, срок службы, срок годности, гарантийный срок, порядок оплаты и т.д.).

Во-вторых, все эти сведения нужно представить клиенту в письменном виде в момент доставки (рекомендуем вам взять с покупателя расписку о том, что с информацией он ознакомился). Кроме того, потребителю следует разъяснить порядок и сроки возврата товара. Иначе он вправе отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента ее передачи, даже если товар был надлежащего качества.

В-третьих, до передачи покупки клиент вправе отказаться от договора, а после вручения товара он может сделать это в течение семи дней. При этом у потребителя должен быть документ, подтверждающий факт покупки. Однако даже если его не будет, покупатель может ссылаться на другие доказательства (например, свидетельские показания).

Ответственность за иностранный товар

Свои требования потребитель может адресовать не только продавцам и изготовителям, но и фирме, которая импортировала товар в Россию. Такая мера является вынужденной. Проблема заключается в том, что сейчас покупатели практически лишены возможности предъявить претензии изготовителю иностранного товара. Производитель может просто ответить, что он не находится под российской юрисдикцией. Теперь требования к качеству товара придется удовлетворить организации-импортеру.

Л.М.Колышкина

Аудитор

Подписано в печать

06.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2004 N 203-ФЗ и Федеральному закону от 30.12.2004 N 212-ФЗ> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 <О переводе организаций и предпринимателей на уплату ЕНВД>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.