Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях в законодательстве по ЕСН и СВ ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 1)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, 2005

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ЕСН И СВ

Мы продолжаем знакомить читателей с изменениями, произошедшими в законодательстве по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (СВ), которые вступили в силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона N 70-ФЗ <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".

1. В новой редакции изложена ст.241 "Ставки налога" НК РФ, в которую внесены наиболее значимые изменения.

Во-первых, законодатель исправил свою техническую ошибку в первой и во второй таблицах ставок налога. Если ранее, в 2004 г., налоговая база, следуя буквальной трактовке НК РФ, должна была определяться в отношении каждого отдельного работника (то есть только по выплатам в пользу тех лиц, с которыми заключены трудовые договоры), то с этого года налоговая база определяется по выплатам в отношении любого физического лица, которое выполняет работы, оказывает услуги для налогоплательщика.

Во-вторых, изменилась общая налоговая нагрузка на налоговую базу. Если в первой таблице ставок по первому налоговому разряду она составляла 35,6%, то начиная с 2005 г. - 26,0%. Кроме того, произошло перераспределение процентного соотношения ставки в разрезе фондов и федерального бюджета. При этом следует обратить особое внимание на то, что у обычных плательщиков (не применяющих регрессивную шкалу и не использующих труд инвалидов) с нового года не будет соблюдаться равенство между суммами ЕСН, причитающегося к уплате в федеральный бюджет, и суммами страховых взносов, как это было в 2004 году, когда фактически применялись ставки: 14% - по федеральному бюджету и 14% - в бюджет пенсионного фонда.

Пример. Работнику 1970 г. р. за январь 2005 г. начислена заработная плата в размере 10 000 руб.

Расчет суммы налога, фактически причитающейся к уплате в федеральный бюджет, будет следующим:

- (10 000 руб. х 20%) = 2000 руб. - сумма налога, начисленная к уплате в федеральный бюджет;

- (10 000 руб. х 14%) = 1400 руб. - сумма страховых взносов, причитающихся в бюджет ПФР;

- (2000 руб. - 1400 руб.) = 600 руб. - сумма к уплате в федеральный бюджет.

Также изменились интервалы налоговой базы для использования регрессивной шкалы налогообложения: ранее право на ее использование возникало, если величина налоговой базы превысила 100 000 руб., с 2005 г. - 280 000 руб. (по сообщению статистических органов, средняя заработная плата в России за январь - август 2004 г. составила 6407 руб. в месяц, следовательно, за год - 78 501,6 руб., поэтому сказать, какое количество плательщиков смогут реально воспользоваться регрессивной шкалой и какими экономическими доводами руководствовался законодатель, повысив налоговый порог для применения регрессивной шкалы до 280 000 руб., невозможно).

При этом простой арифметический расчет показывает, что экономия средств в связи с применением новых ставок налога по сравнению с теми, которые действовали ранее, незначительна. Более того, те налогоплательщики, у которых зарплата сотрудников за год составит сумму от 260 001 руб. до 291 999 руб., заплатят ЕСН в бюджет в большем размере, чем в прошлом году.

2. С 2005 г. признается утратившим силу п.2 ст.241 НК РФ, в котором были установлены дополнительные критерии применения регрессивной шкалы налогообложения. Несомненно, порядок, определенный данным пунктом, был излишне громоздким, несовершенным и достаточно сложным (взять хотя бы привязку расчета к статистическим данным), и его отмена, безусловно, только на пользу налогоплательщикам - с этого года практически все они имеют потенциальное право на применение регрессивной шкалы, - и налоговым органам.

3. Изменения технического плана внесены в название ст.243 НК РФ: исключено упоминание о налогоплательщиках-работодателях. Ее действие с 2005 г. распространяется на всех налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Также указано, что форма декларации по ЕСН утверждается Минфином России. Данное уточнение представляется избыточным, поскольку аналогичное изменение в ст.243 НК РФ было внесено Федеральным законом N 58-ФЗ <2> и вступило в силу с 1 августа 2004 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".

Справочно: согласно пп.14 п.1 ст.62 и ст.67 Федерального закона N 58-ФЗ форму расчета по авансовым платежам по ЕСН утверждает Минфин России, то же самое относится и к отчетности по пенсионным взносам. Однако согласно ст.78 названного Закона все формы отчетности, которые ранее утвердило МНС России, продолжают действовать до момента признания их утратившими силу.

4. С 2005 г. изменится редакция абз.1 п.1 ст.7 Федерального закона N 167-ФЗ <3> (далее - Закон): уточнено, что в число застрахованных лиц включены временно и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Данная поправка практически ни к чему не приведет, поскольку в 2004 г. взносы на обязательное пенсионное страхование и так начислялись на выплаты в пользу указанных лиц. При этом следует иметь в виду, что согласно ст.2 Федерального закона N 115-ФЗ <4> помимо проживающих (как постоянно, так и временно) существует категория временно пребывающих в РФ иностранных граждан. К ней относятся лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. На выплаты в пользу таких граждан ЕСН в части федерального бюджета начисляется по ставке 28%, база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не определяется, поскольку эти граждане не являются застрахованными лицами. Аналогичное положение сохранится и в 2005 г. (при ставке ЕСН в федеральный бюджет в размере 20%).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

<4> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

5. Технические поправки внесены в п.2 ст.10 Закона: из названия гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ исключено слово "взнос".

6. Основные изменения внесены в ст.22 Закона "Тариф страхового взноса": для лиц, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены три вида ставок (вместо четырех в 2004 г.) при аналогичной градации по интервалам базы для использования права на регрессию. Максимальная ставка осталась прежней - 14%. Также работников с 2005 г. следует делить только на две категории (ранее - на три): лица до 1966 г. р. включительно и лица 1967 г. р. и моложе, при этом пол значения не имеет. Кроме того, для первой категории застрахованных лиц уплата взносов будет производиться только в отношении страховой части трудовой пенсии (хотя совсем недавно представители государственных органов говорили о преимуществах распределения пенсионных взносов на накопительную и страховую часть пенсии).

Сходные по сути изменения внесены и в ст.33 Закона, определяющую ставки взносов по выплатам для лиц 1967 г. р. и младше в течение 2005 - 2007 гг.

7. Утратил силу п.3 ст.22 Закона, касающийся определения расчетного периода для ликвидированных (реорганизованных) организаций, который не имел практического значения.

8. Изменилась редакция п.1 ст.25 Закона: добавлено положение о том, что налоговые органы осуществляют контроль не только за уплатой страховых взносов, но и за правильностью их исчисления. Однако законодатель, изменив содержание статьи, не изменил ее название "Контроль за уплатой взносов", то есть опять возникла коллизия норм законодательства: с одной стороны, налоговые органы вправе контролировать только уплату взносов, с другой - и проверять правильность их исчисления. Как сложится положение дел на практике, покажет время.

При этом представляет интерес Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2004 N А26-4420/03-212, в котором суд отметил, что полномочия налогового органа по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связаны с порядком исчисления ЕСН (п.2 ст.243 НК РФ), где, в частности, предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть правильность исчисления ЕСН зависит от правильности расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, указанные правомочия и являются контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемым налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Справочно: в настоящее время проверка правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) производится налоговыми органами в ходе налоговых проверок по суммарному тарифу - 14%. Необходимость проверки применения налогоплательщиком тарифов страховых взносов в зависимости от возраста застрахованных лиц в расчете по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование возникает в том случае, если суммарный тариф исчисленных взносов на накопительную и страховую часть трудовой пенсии отклоняется от 14% (п.1.1 Методических рекомендаций МНС России, утвержденных Приказом МНС России от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп, п.3.4 Методических рекомендаций МНС России, утвержденных Приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-4-05/31дсп).

А.Зубарев

Эксперт

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

28.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: НДФЛ и ЕСН: завершаем 2004 год ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 1) >
Вопрос: Следует ли учитывать при определении налогооблагаемой базы денежные средства, получаемые театрами, финансируемыми из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, от реализации билетов за проводимые спектакли? ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.