|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об изменениях в законодательстве по ЕСН и СВ ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 1)
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, 2005
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ЕСН И СВ
Мы продолжаем знакомить читателей с изменениями, произошедшими в законодательстве по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (СВ), которые вступили в силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона N 70-ФЗ <1>. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
1. В новой редакции изложена ст.241 "Ставки налога" НК РФ, в которую внесены наиболее значимые изменения. Во-первых, законодатель исправил свою техническую ошибку в первой и во второй таблицах ставок налога. Если ранее, в 2004 г., налоговая база, следуя буквальной трактовке НК РФ, должна была определяться в отношении каждого отдельного работника (то есть только по выплатам в пользу тех лиц, с которыми заключены трудовые договоры), то с этого года налоговая база определяется по выплатам в отношении любого физического лица, которое выполняет работы, оказывает услуги для налогоплательщика. Во-вторых, изменилась общая налоговая нагрузка на налоговую базу. Если в первой таблице ставок по первому налоговому разряду она составляла 35,6%, то начиная с 2005 г. - 26,0%. Кроме того, произошло перераспределение процентного соотношения ставки в разрезе фондов и федерального бюджета. При этом следует обратить особое внимание на то, что у обычных плательщиков (не применяющих регрессивную шкалу и не использующих труд инвалидов) с нового года не будет соблюдаться равенство между суммами ЕСН, причитающегося к уплате в федеральный бюджет, и суммами страховых взносов, как это было в 2004 году, когда фактически применялись ставки: 14% - по федеральному бюджету и 14% - в бюджет пенсионного фонда.
Пример. Работнику 1970 г. р. за январь 2005 г. начислена заработная плата в размере 10 000 руб. Расчет суммы налога, фактически причитающейся к уплате в федеральный бюджет, будет следующим:
- (10 000 руб. х 20%) = 2000 руб. - сумма налога, начисленная к уплате в федеральный бюджет; - (10 000 руб. х 14%) = 1400 руб. - сумма страховых взносов, причитающихся в бюджет ПФР; - (2000 руб. - 1400 руб.) = 600 руб. - сумма к уплате в федеральный бюджет.
Также изменились интервалы налоговой базы для использования регрессивной шкалы налогообложения: ранее право на ее использование возникало, если величина налоговой базы превысила 100 000 руб., с 2005 г. - 280 000 руб. (по сообщению статистических органов, средняя заработная плата в России за январь - август 2004 г. составила 6407 руб. в месяц, следовательно, за год - 78 501,6 руб., поэтому сказать, какое количество плательщиков смогут реально воспользоваться регрессивной шкалой и какими экономическими доводами руководствовался законодатель, повысив налоговый порог для применения регрессивной шкалы до 280 000 руб., невозможно). При этом простой арифметический расчет показывает, что экономия средств в связи с применением новых ставок налога по сравнению с теми, которые действовали ранее, незначительна. Более того, те налогоплательщики, у которых зарплата сотрудников за год составит сумму от 260 001 руб. до 291 999 руб., заплатят ЕСН в бюджет в большем размере, чем в прошлом году. 2. С 2005 г. признается утратившим силу п.2 ст.241 НК РФ, в котором были установлены дополнительные критерии применения регрессивной шкалы налогообложения. Несомненно, порядок, определенный данным пунктом, был излишне громоздким, несовершенным и достаточно сложным (взять хотя бы привязку расчета к статистическим данным), и его отмена, безусловно, только на пользу налогоплательщикам - с этого года практически все они имеют потенциальное право на применение регрессивной шкалы, - и налоговым органам. 3. Изменения технического плана внесены в название ст.243 НК РФ: исключено упоминание о налогоплательщиках-работодателях. Ее действие с 2005 г. распространяется на всех налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Также указано, что форма декларации по ЕСН утверждается Минфином России. Данное уточнение представляется избыточным, поскольку аналогичное изменение в ст.243 НК РФ было внесено Федеральным законом N 58-ФЗ <2> и вступило в силу с 1 августа 2004 г. ————————————————————————————————<2> Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Справочно: согласно пп.14 п.1 ст.62 и ст.67 Федерального закона N 58-ФЗ форму расчета по авансовым платежам по ЕСН утверждает Минфин России, то же самое относится и к отчетности по пенсионным взносам. Однако согласно ст.78 названного Закона все формы отчетности, которые ранее утвердило МНС России, продолжают действовать до момента признания их утратившими силу. 4. С 2005 г. изменится редакция абз.1 п.1 ст.7 Федерального закона N 167-ФЗ <3> (далее - Закон): уточнено, что в число застрахованных лиц включены временно и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Данная поправка практически ни к чему не приведет, поскольку в 2004 г. взносы на обязательное пенсионное страхование и так начислялись на выплаты в пользу указанных лиц. При этом следует иметь в виду, что согласно ст.2 Федерального закона N 115-ФЗ <4> помимо проживающих (как постоянно, так и временно) существует категория временно пребывающих в РФ иностранных граждан. К ней относятся лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. На выплаты в пользу таких граждан ЕСН в части федерального бюджета начисляется по ставке 28%, база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не определяется, поскольку эти граждане не являются застрахованными лицами. Аналогичное положение сохранится и в 2005 г. (при ставке ЕСН в федеральный бюджет в размере 20%). ————————————————————————————————<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". <4> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
5. Технические поправки внесены в п.2 ст.10 Закона: из названия гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ исключено слово "взнос". 6. Основные изменения внесены в ст.22 Закона "Тариф страхового взноса": для лиц, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены три вида ставок (вместо четырех в 2004 г.) при аналогичной градации по интервалам базы для использования права на регрессию. Максимальная ставка осталась прежней - 14%. Также работников с 2005 г. следует делить только на две категории (ранее - на три): лица до 1966 г. р. включительно и лица 1967 г. р. и моложе, при этом пол значения не имеет. Кроме того, для первой категории застрахованных лиц уплата взносов будет производиться только в отношении страховой части трудовой пенсии (хотя совсем недавно представители государственных органов говорили о преимуществах распределения пенсионных взносов на накопительную и страховую часть пенсии). Сходные по сути изменения внесены и в ст.33 Закона, определяющую ставки взносов по выплатам для лиц 1967 г. р. и младше в течение 2005 - 2007 гг. 7. Утратил силу п.3 ст.22 Закона, касающийся определения расчетного периода для ликвидированных (реорганизованных) организаций, который не имел практического значения. 8. Изменилась редакция п.1 ст.25 Закона: добавлено положение о том, что налоговые органы осуществляют контроль не только за уплатой страховых взносов, но и за правильностью их исчисления. Однако законодатель, изменив содержание статьи, не изменил ее название "Контроль за уплатой взносов", то есть опять возникла коллизия норм законодательства: с одной стороны, налоговые органы вправе контролировать только уплату взносов, с другой - и проверять правильность их исчисления. Как сложится положение дел на практике, покажет время. При этом представляет интерес Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2004 N А26-4420/03-212, в котором суд отметил, что полномочия налогового органа по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование связаны с порядком исчисления ЕСН (п.2 ст.243 НК РФ), где, в частности, предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть правильность исчисления ЕСН зависит от правильности расчета и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, указанные правомочия и являются контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемым налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов. Справочно: в настоящее время проверка правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) производится налоговыми органами в ходе налоговых проверок по суммарному тарифу - 14%. Необходимость проверки применения налогоплательщиком тарифов страховых взносов в зависимости от возраста застрахованных лиц в расчете по авансовым платежам (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование возникает в том случае, если суммарный тариф исчисленных взносов на накопительную и страховую часть трудовой пенсии отклоняется от 14% (п.1.1 Методических рекомендаций МНС России, утвержденных Приказом МНС России от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп, п.3.4 Методических рекомендаций МНС России, утвержденных Приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-4-05/31дсп).
А.Зубарев Эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 28.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |