|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Бухгалтерия? Не бойтесь! Это милиция... ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1
БУХГАЛТЕРИЯ? НЕ БОЙТЕСЬ! ЭТО МИЛИЦИЯ...
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД России имеет свои территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации (Приказ МВД России от 13.08.2003 N 634 "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России").
Структура
В составе данной службы создано Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП МВД России) и непосредственно подчиненные ему Управление документальных проверок и ревизий и оперативно-розыскное бюро, деятельность которых во многом схожа с ранее функционирующей и реорганизованной Федеральной службой по налоговым преступлениям (ФСНП России). В крупных городах областного подчинения могут дислоцироваться межрайонные оперативно-розыскные отделы (части) по налоговым преступлениям, непосредственно подчиненные управлению внутренних дел области. Управление по налоговым преступлениям имеет внутреннюю структуру: отделы, отделения, группы, специализирующиеся по определенным направлениям.
Схема 1
——————————————————————————————————————¬ |Управление по налоговым преступлениям| | (УНП) | L——————————————————T———————————————————----------------------------¬ ¦ ---------------------------¬ ¦Отдел анализа, планирования+----+----+ Отдел документальных ¦ ¦ и контроля ¦ ¦ ¦ проверок и ревизий ¦ L---------------------------- ¦ L------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ---------------------------¬ ¦ Отдел по выявлению ¦ ¦ ¦Оперативно-розыскная часть¦ ¦ преступлений в сфере +----+----+ ¦ ¦ малого и среднего бизнеса ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------- ¦ L------------------------- ———— ----------------------------¬ ¦ ---------------------------¬ ¦ Отдел по выявлению ¦ ¦ ¦ Отдел по выявлению ¦ ¦ преступлений в сфере ¦ ¦ ¦ преступлений на объектах ¦ ¦ промышленности, +----+----+ топливно-энергетического ¦ ¦ производства и оборота ¦ ¦ комплекса и металлургии ¦ ¦ подакцизных товаров ¦ ¦ ¦ L---------------------------- L------------------------- ———— Компетенция Для осуществления своей деятельности подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями наделяются определенной компетенцией. Исходя из своего статуса, определенного законодательными актами, органы по налоговым преступлениям обладают: оперативно-розыскной, административно-правовой и уголовно-процессуальной компетенцией. Оперативно-розыскная компетенция данных органов обусловлена тем, что они входят в структуры органов внутренних дел - милиции. Органы по борьбе с налоговыми преступлениями обязаны информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность (ст.13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД)), о ставших известными им фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, предоставлять оперативно-справочной информации, участвовать в совместном планировании и проведении оперативных мероприятий и т.д. Для борьбы с налоговыми преступлениями сотрудники УНП наделяются следующими правами. Согласно ст.15 Закона об ОРД, им предоставляется право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых определен законодателем в ст.6 Закона об ОРД. Гласность означает открытость действий сотрудников данных подразделений для окружающих. К таким действиям можно отнести, например, опрос, исследование предметов и документов, наведение справок о налогоплательщиках путем направления запросов в различные органы и др. Негласность заключается в сокрытии их содержания от окружающих, а также соблюдении конспирации при их проведении. Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п.2 ст.15 Закона об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе, в том числе сотрудниками предприятий, за которыми ведется наблюдение. В целях конспирации сотрудникам подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями предоставлено право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность учреждений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Административная компетенция сотрудников подразделений по налоговым преступлениям вытекает из ст.ст.11, 12 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", КоАП РФ и различных ведомственных приказов и инструкций. Сотрудники данных органов правомочны осуществлять доставление правонарушителей, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие документов и др. Вместе с тем административные полномочия подразделений по налоговым преступлениям проявляются в процессе взаимодействия с налоговыми органами и вытекают не только из положений Налогового кодекса, но и межведомственных приказов и соглашений (Приказ МВД России от 16.03.2004 N 177, Приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"; Приказ МНС России и МВД России от 22.01.2004 N 77/АС-3-06/36 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России"). Для проведения налоговой проверки налоговый орган направляет в орган внутренних дел письменный запрос. Пример 1. Место штампа налогового органа УВД Энской области Начальнику ------------------- ———— (наименование полковнику милиции ————————————————————————————————органа внутренних дел, Петракову В.И. ————————————————————————————————Ф.И.О.) ЗАПРОС ОБ УЧАСТИИ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ На основании пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской налоговая инспекция Центрального района города Энска Федерации ------------------------------------------------------ ———— (наименование налогового органа) просит выделить для участия в проведении выездной налоговой Общество с ограниченной ответственностью "Град", проверки ------------------------------------------------------- ———— (полное и сокращенное наименование организации (филиала или ИНН 7778923770, КПП 777801001 ——————————————————————————————————————————————————————————————————представительства организации), ИНН/КПП) __________________________________________________________________ (Ф.И.О. физического лица, ИНН - при наличии) сотрудников(а) отдела по налоговым преступлениям Управления Энской области ——————————————————————————————————————————————————————————————————(наименование подраздела органа внутренних дел) двух в количестве ---- человек.
Адрес места нахождения организации (филиала или представительства) (адрес постоянного места жительства физического лица): 437000, г. Энск, ул. Московская, д. 15 ——————————————————————————————————————————————————————————————————Выездная налоговая проверка проводится по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления) социального налога, налога на добавленную стоимость (НДС) ——————————————————————————————————————————————————————————————————(наименование налогов (сборов)) 1 января 2004 г. 1 апреля 2004 г. за период с ---------------- по ----------------. Необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной налоговой проверке вызвана следующими обстоятельствами: Выявление факта уклонение от уплаты налогов организацией ——————————————————————————————————————————————————————————————————(описание формы, характера и содержания предполагаемого с участием представителя органа по налоговым преступлениям ——————————————————————————————————————————————————————————————————налогового правонарушения; обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов или для обеспечения мер в качестве специалиста для выявления и фиксации признаков ——————————————————————————————————————————————————————————————————безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих противоправного деяния. ——————————————————————————————————————————————————————————————————(при наличии такой необходимости)) Предполагаемые сроки проведения проверки: 03 апреля 2004 Дата начала проверки "--" ------------ г. 03 апреля 2004 Дата окончания проверки "--" ------------ г.
Руководитель (заместитель руководителя) УМНС по Центральному району г. Энска Железнов А.А.Железнов ———————————————————————————————————— ———————— ————————————(наименование налогового органа) (Ф.И.О.) (подпись)
Привлечение сотрудников милиции в данной проверке возможна: - в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля; - для содействия должностным лицам налоговых органов, проводящим проверку, в случае воспрепятствования их законной деятельности; - для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов. Как правило, сотрудники управлений налоговых преступлений привлекаются в качестве специалистов. Для решения иных задач в процессе проверки могут задействоваться силовые подразделения (ОМОН, СОБР). Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (милиции), осуществляют должностные лица милиции общественной безопасности (ст.ст.15.1, 15.2 КоАП РФ). Уголовно-процессуальная компетенция основана на требованиях УПК РФ, в соответствии с которыми (ч.1 ст.40 УПК РФ) к органам дознания относятся ОВД РФ, в составе которых функционируют подразделения по налоговым преступлениям. При выполнении функции органа дознания оперативные сотрудники данных подразделений могут: - принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление; - возбуждать уголовные дела по фактам совершенных преступлений, отнесенных к их компетенции; - самостоятельно проводить неотложные следственные действия; - выполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (допрос, осмотр места преступления, документов и орудий его совершения, выемку и т.д.), об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, а также получать содействие при их осуществлении. Дознание о налоговых преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел, производят подразделения организации дознания милиции общественной безопасности. Предварительное расследование по делам о налоговых преступлениях, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом РФ к подследственности органов внутренних дел (милиции), производят органы предварительного следствия системы МВД России. К числу составов, по которым производится расследование, относятся: - уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица (ч.1, 2 ст.198 УК РФ); - уклонение от уплаты налогов или сборов с организации, (ч.1, 2 ст.199 УК РФ); - неисполнение обязанностей налогового агента (ч.1, 2 ст.199.1 <*> УК РФ); - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов (ст.199 УК РФ). ————————————————————————————————<*> В данном случае информация не регистрируется в журнале учета информации (ЖУИ), а заявления без подписи, т.е. анонимные не регистрируются в Книге учета преступлений (КУС), подобная информация рассматривается, как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и являющийся поводом не уголовно-процессуальной, а оперативно-розыскной проверки. Подобная практика сохранилась после принятия в феврале 1988 г. соответствующего нормативно-правового акта.
Основным признаком выделение данных составов для осуществления расследования является наличие ущерба в крупном и особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 300 000 руб. Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов или сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. Между тем следует отметить, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскное мероприятие (ч.2 ст.41 УПК РФ).
Аноним - это серьезно!
Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п.2 ст.15 Закона об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Негласное сотрудничество граждан с этими органами должно строиться на добровольном установлении доверительных отношений. Оно может осуществляться: - бесплатно и на платной основе, - гласно и конфиденциально. Гласное содействие лица предусматривает не сохранение в тайне его участия в оперативно-розыскном мероприятии, а в последующем, при необходимости, оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Конфиденциальное (негласное) содействие представляет собой правовое отношение между должностным лицом оперативно-розыскного органа и гражданином, изъявившим оказывать помощь в борьбе с преступностью на добровольной основе и, возможно, на определенных условиях. Основной формой такого содействия является регулярное содействие по контракту (ч.1 ст.17 Закона об ОРД). Примечательно, что только на допроцессуальной стадии, т.е. до возбуждения уголовного дела, законодательством предусмотрено анонимное содействие органам внутренних дел (милиции). Анонимная информация может поступать в орган внутренних дел (милицию) по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной и иным видом связи. Она регистрируется по установленным правилам делопроизводства и изучается начальником ОВД. Анонимные заявления поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации <*> передаются в соответствующие органы внутренних дел для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности <**>. Дальнейшее ее использование регламентируется ведомственными нормативными актами. ————————————————————————————————<**> Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Приказ МВД России от 13 марта 2003 г. N 158.
Анонимная информация проверяется. Это во многом обусловлено тем, что сообщаемые сведения довольно часто имеют эмоциональную окраску и могут использоваться с целью привлечения правоохранительных органов для расправы с конкурентом по бизнесу. Анонимная информация может предоставляться: - по телефону; - в письменной форме; - в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел; - через посредника. Анонимная информация должна содержать определенные сведения, чтобы ею заинтересовались органы милиции. Она должна указывать на лицо, совершившее или подготавливающее противоправное деяние, место его совершения, краткое содержание противозаконных действий и другие значимые детали, способствующие выявлению и документированию (получению доказательств) противоправного деяния. Денежные выплаты за получаемую информацию возможны только в том случае, если она способствовала: - выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершивших (ст.2 Закона об ОРД); - осуществлению розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; - обнаружению предметов и документов, могущих быть в последствии вещественными доказательствами по уголовному делу; - выявлению каналов сбыта похищенных ценностей, незаконного перечисления денежных средств или их легализации; - выявлению причин и условий экономических и налоговых преступлений и др. Размер материальной компенсации услуг анонима во многом зависит как от ведомства (МВД, ФСБ и др.), так и от источника финансирования (федеральный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды, заранее объявленные размеры вознаграждений от частных лиц). В связи с этим материальная выплата может быть от 3000 руб. и значительно выше. В практике правоохранительных органов за предоставление информации о лицах, совершающих террористические акции, сумма объявленного вознаграждения доходила до 1 000 000 руб.
Пример 2. Таможенным кодексом РФ (ст.403) предусмотрено создание внебюджетных фондов развития таможенной системы, где также функционируют оперативно-розыскные органы, которые взаимодействуют с УНП. Источником формирования таких фондов являются средства, полученные от реализации товаров по делам о контрабанде, и средства, полученные от реализации предметов залога. Примером выделения дополнительных расходов на оперативно-розыскную деятельность может также служить решение Правительства г. Москвы, принятое по предложению Генерального прокурора и Министерства внутренних дел РФ в 1996 г., о выделении расходов из городского бюджета на активизацию борьбы с преступностью.
Суммы могут перечисляться на сберкнижку, пластиковую карту гражданина, предоставившего анонимную информацию о признаках преступления. При осуществлении банковских перечислений может быть использована квитанция Сбербанка России (форма 31, утверждена Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 59н). В этом документе в качестве лица, перечисляющего деньги, фигурирует, как правило, некое физическое лицо, поэтому такой взнос наличными по основанию, скажем, "оплата услуг", позволяет лицу, сотрудничающему с контролирующим органом на условиях конфиденциальности, сохранить таковую. Именно это дает возможность органам по борьбе с налоговыми преступлениями создавать развернутую сеть информаторов, работающих в финансовых, бухгалтерских и коммерческих отделах организаций, занимающих в них должности, позволяющие иметь доступ к коммерческой или финансовой информации, что позволяет своевременно отслеживать и пресекать различные схемы по уходу от налогов, а так же иные экономические преступления. В настоящий момент, несмотря на усилия служб безопасности организаций по выявлению таких информаторов, по пресечению трудоустройства в компании, подозреваемые в уклонении от налогов в крупных и особо крупных размерах, граждан, целью которых, в том числе, является сбор данных и информирование органов по борьбе с налоговыми преступлениями об используемых схемах минимизации налогообложения, в настоящее время во многих фирмах, имеющих большие обороты по реализации, находятся такие информаторы. И основная причина этого - их материальная заинтересованность. Конфиденциальность обращения гражданина обеспечивается сотрудником оперативного подразделения органа внутренних дел в силу требований ч.1 ст.17 Закона об ОРД, п.4 ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". В случае нарушения требований законодательных актов предусматривается уголовная ответственность по ст.283 УК РФ. В свою очередь, банковские структуры обязаны сохранять банковскую тайну (ст.857 Гражданского кодекса, ч.1 ст.26 Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности"). За незаконное разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность (ст.183 УК РФ). В заключение приведем образец интересного документа - протокола фиксирования устного заявления (в данном случае работник извещает правоохранительные органы о "нечистоплотности" своего работодателя) (см. пример 3).
Пример 3.
ПРОТОКОЛ принятия устного заявления о преступлении
г. Энск 20 января 2004 ————————————————————— "——" —————————————— г. (место составления) ст. следователь Энского РУВД капитан милиции Санько А.П. Я, ———————————————————————————————————————————————————————————(должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы _________________________________________________________________, лица, принявшего заявление) территориального РУВД в соответствии со ст. 141 УПК РФ в помещении ------------------- ———— (каком именно) г. Энска ——————————————————————————————————————————————————————————————————гражданина РФ Рыбкина Игоря Ивановича, принял устное заявление от ------------------------------------- ———— (фамилия, имя, отчество, дата и место 1967 г. р., г. Энск, ул. Парковая, 2, кв. 12. ——————————————————————————————————————————————————————————————————рождения, гражданство, место жительства, _________________________________________________________________, работы или учебы заявителя) паспорт 7001 N 121212 предъявившего ------------------------------------------------- ———— (паспорт или иной документ, удостоверяющий _________________________________________________________________, личность заявителя) Центральным РОВД г. Энска, 12 декабря 2000 г. выданный ------------------------------------------------------- ———— (кем, когда, номер и серия) Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден__ Рыбкин —————————————————————(подпись заявителя) Рыбкин И.И. В заявлении ------------------------------------------ сообщил (фамилия, инициалы заявителя) индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою следующее: ----------------------------------------------------- ———— (излагается содержание заявления о преступлении) деятельность без образования юридического лица, Шатрова Н.И. ——————————————————————————————————————————————————————————————————(свидетельство N 4103733 выдано Энской регистрационной палатой ——————————————————————————————————————————————————————————————————09.12.2001), у которой я работаю в качестве экспедитора в период ——————————————————————————————————————————————————————————————————с 01.01.2003 по 01.01.2004, уклонялась от уплаты единого ——————————————————————————————————————————————————————————————————социального налога. Имея все возможности по уплате данного налога, ——————————————————————————————————————————————————————————————————она не представляла своевременно в контролирующие органы ——————————————————————————————————————————————————————————————————в установленный срок (до 30.04.2003) декларацию о доходах, нарушив ——————————————————————————————————————————————————————————————————законодательство РФ о налогах и сборах. В отчетность по налогу на ——————————————————————————————————————————————————————————————————добавленную стоимость ею также были приложены счета-фактуры, ——————————————————————————————————————————————————————————————————составленные с нарушениями п.п.5, 6 ст.169 Налогового кодекса РФ. ——————————————————————————————————————————————————————————————————Прошу принять меры по привлечению к ответственности ——————————————————————————————————————————————————————————————————гр. Шатрову Н.И. ——————————————————————————————————————————————————————————————————мною лично Протокол прочитан ------------------------------------------ ———— (лично или вслух лицом, принявшим заявление) правильно Заявление с моих слов записано ----------------------------- ———— (правильно, неправильно) замечания по составлению протокола и его Замечания к протоколу -------------------------------------- ———— (содержание замечаний либо содержанию отсутствуют ——————————————————————————————————————————————————————————————————указание на их отсутствие) Рыбкин И.И. —————————————————————(подпись заявителя) Санько А.П. _____________________ (подпись лица, принявшего заявление)
Е.С.Дубоносов К. ю. н., доцент, начальник кафедры ТФ МосУ МВД России Подписано в печать 27.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |