|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новые главы НК РФ в 2005 году ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1
НОВЫЕ ГЛАВЫ НК РФ В 2005 ГОДУ
С 1 января вступили в силу сразу три новых главы Налогового кодекса: - гл.25.2 НК РФ "Водный налог"; - гл.25.3 НК РФ "Государственная пошлина"; - гл.31 НК РФ "Земельный налог".
Введен налог на воду, право дышать пока не облагается
Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, изменения в статью 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" принята новая гл.25.2 НК РФ "Водный налог". Объектом налогообложения водным налогом будет являться: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база будет определяться как количество забранной за налоговый период воды. Для определения этого надо оборудовать места забора воды специальными техническими средствами - счетчиками для учета забираемой из водных объектов воды. Показания счетчиков должны быть отражены в специальных журналах первичного учета воды.
Особенность определения налоговой базы распространяется на использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Соответственно, при осуществлении данного вида водопользования налоговая база определяется как произведение объема древесины, которая сплавляется налогоплательщиков в пределах налогового периода, и расстояния сплава, деленного на 100. Также налоговая база для забора воды для целей электроэнергетики (например, при работе гидроэлектростанций) определяется как количество произведенной электроэнергии. Налоговым периодом для водного налога признается квартал. Налоговые ставки приведены в ст.333.12 НК РФ и варьируются в зависимости от водного бассейна, на основе которого осуществляется водопользование. Причем, водные бассейны разделены, во-первых, на речные и морские, во-вторых, на воды внутреннего и территориального моря РФ. Размер водопользование определяется в количестве потребленной воды в тысячах кубометров либо в количестве сплавленной древесины или потребленной электроэнергии в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Налоговым кодексом определен следующий порядок исчисления и уплаты налога. Налогоплательщики - пользователи водных объектов обязаны самостоятельно заполнить налоговую декларацию и представить ее не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту нахождения объекта водопользования. Уплата налога должна быть осуществлена налогоплательщиком также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Несвоевременная уплата налога позднее 20-го числа влечет налоговую ответственность, как и за неуплату любого другого налога, в виде пени и штрафа.
Терпит земля пахаря, стерпит и мытаря
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" с 1 января 2005 г. введена новая гл.31 НК РФ "Земельный налог". Ранее уплата земельного налога регулировалась Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и актами органов местного самоуправления. Сам Закон утрачивает свое действие с 1 января 2006 г., за исключением ст.25, касающейся нормативной цены земли - базового показателя, на основе которого рассчитывается плата за землю. В соответствии со ст.1 указанного Закона пользование землей на территории РФ является платным. Плата может выражаться в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Новая глава Налогового кодекса установила все основные элементы налогообложения - объект налогообложения, налоговая ставка, субъекты налогообложения. Однако вследствие того, что земельный налог является местным, налоговые ставки по налогу должны устанавливать представительные органы местного самоуправления. Налоговым периодом будет являться календарный год, отчетными периодами при этом для налогоплательщиков будут признаваться квартал, полугодие и девять месяцев года. Статья 393 гл.31 Налогового кодекса устанавливает срок для предоставления налоговой декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Земельный налог относится к категории местных налогов, поэтому налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются представительные органы муниципальных образований. Кодексом установлен предельный размер ставок в зависимости от категории и целевого назначения земель. Например, для земель сельхозназначения предельный размер ставки равен 0,3%, а для всех остальных земельных участков налог не может превышать - 1,5%. Также ставки налога могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель. В 2005 г. ставки земельного налога должны быть увеличены на коэффициент 1,1 по сравнению с 2004 г., за исключением сельскохозяйственных угодий. Но до настоящего момента ни в одном из муниципальных образований, кроме, пожалуй, г. Москвы (см. Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге"), не установлены ставки налога на 2005 г. А ст.5 НК РФ говорит, что акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, вступают в силу с 1 января следующего года, но не ранее 1 месяца с момента их официального опубликования. Поэтому очевидно, что представительные органы других муниципалитетов уже не успеют "вписаться" в график, установленный Налоговым кодексом. Поэтому в 2005 г. плательщикам земельного налога придется применять ставки налога, установленные для 2004 г., с поправочным коэффициентом 1,1.
Госпошлина присоединилась к налогам
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 04.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена концептуально новая гл.25.3 Налогового кодекса "Государственная пошлина". С одной стороны, данная глава полностью отменяет существовавший на протяжении более чем десяти лет Закон РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине". С другой стороны, новая глава НК РФ вобрала в себя нормы Закона. Тем не менее наблюдается ряд новелл, вводимых данной главой. В частности, в соответствии со ст.ст.333.19 и 333.21 НК РФ сохранены регрессивные шкалы, по которым производится исчисление государственной пошлины по делам, подлежащим рассмотрению в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В отдельные статьи выделен размер и порядок взимания госпошлины за совершение нотариальных действий. Причем отдельно рассматривается уплата госпошлины за удостоверение договоров ипотеки в обеспечение возврата кредита или займа. Эта новелла связана, как и многие другие, которые просматриваются в других главах НК РФ (гл.21, 23 и 25), с развитием системы ипотечного кредитования в России. Также особенность нововведений режима госпошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий, состоит в том, что теперь за совершение нотариальных действий вне нотариальных контор госпошлина взимается в увеличенном полуторном размере (ст.333.25 НК РФ). Например, в соответствии с нормами ст.1127 ГК РФ осуществлять такое нотариальное действие, как удостоверение завещания, кроме нотариусов, имеют право также совершать капитаны судов, главврачи лечебных учреждений, капитаны воинских частей и некоторые другие должностные лица. Соответственно, такое нотариальное действие будет производиться вне нотариальных контор, и поэтому пошлина будет увеличена в полтора раза. Увеличен размер государственной пошлины за совершение некоторых действий уполномоченными государственными органами. Еще одно важное новшество введено ст.333.34 НК РФ. Оно связано с заменой налога на эмиссию государственной пошлиной за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Согласно новой ст.333.34 НК РФ при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг.
О.А.Фильченко Консультант по налогообложению Группы компаний "Сквирел" Подписано в печать 27.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |