|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налог на прибыль - 2005 будем платить по-новому ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ - 2005 БУДЕМ ПЛАТИТЬ ПО-НОВОМУ
Существенные поправки претерпела гл.25 НК РФ "Налог на прибыль". Изменения коснулись и порядка исчисления налога, и механизма его уплаты. Данные новеллы, внесенные Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", вступили в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный и региональные бюджеты поделили добычу между собой, местные бюджеты ждет голод
В частности, данные изменения коснулись размера и соотношения налоговых ставок налога на прибыль при его уплате в бюджеты разных уровней. До 1 января 2005 г. ст.284 НК РФ был установлен следующий разрез по ставкам налога, уплачиваемого в соответствующие бюджеты: 5 процентов исчисленного налога зачисляется в федеральный бюджет;
17 процентов налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ; 2 процента налога на прибыль зачисляется в местные бюджеты. С 1 января 2005 г. распределение налога на прибыль по бюджетам несколько изменится. Местные бюджеты вообще лишаются данной статьи доходов, то есть в бюджеты муниципалитетов налог на прибыль больше поступать не будет. Отныне налог на прибыль будет распределяться между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ в следующем порядке: - в федеральный бюджет будет исчисляться и направляться 6,5 процента налога на прибыль организаций; - в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность налогоплательщик, будет перечисляться 17,5 процентов налога.
Пример 1. Размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ООО "Альфа", находящегося в г. Люберцы Московской области, составил 1 млн 200 тыс. руб. Рассчитаем налог на прибыль в разрезе бюджетов. В федеральный бюджет поступит 78 000 руб. (1 млн 200 тыс. руб. х 0,065). Между тем до изменений ОАО "Альфа" было бы обязано уплатить в федеральный бюджет по ставке 5 процентов 60 000 руб. В бюджет Московской области поступит 210 000 руб. (1 млн 200 тыс. руб. х 0,175), когда как по "старой" ставке размер налога для регионального бюджета составил бы 204 000 руб.
Новеллы налогообложения доходов от долевого участия в других организациях в 2005 году
Также Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ была изменена ставка для обложения налогом на прибыль доходов от долевого участия в других организациях, установленная п.3 ст.284 НК РФ. Прежняя налоговая ставка была равна 6 процентам от общей суммы налоговой базы по этому виду доходов. С 1 января 2005 г. ставка выросла до 9 процентов.
Пример 2. ООО "Ромашка" является одним из учредителей ООО "Лютик". Доля в уставном капитале ООО "Лютик" составляет 40%. Общее количество прибыли после налогообложения ООО "Лютик" составляет 30 млн руб. На общем собрании участников было принято решение направить всю сумму чистой прибыли на выплату дивидендов участникам общества. Итак, в соответствии с новой редакцией п.3 ст.284 НК РФ ООО "Ромашка" заплатит налог с дивидендов в размере 540 тыс. руб. (30 млн руб. х 30% х 0,06). С 1 января при прочих равных условиях ООО "Ромашка" будет обязано уплатить налог в размере 810 тыс. руб. (30 млн руб. х 30% х 0,09).
Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: ощутимо увеличилось налоговое бремя для инвесторов, вкладывающих средства в российские предприятия. Наряду с падением доходности практически всех ценных бумаг на российском фондовом рынке в течение 2003 - 2004 гг. это неизбежно приведет к снижению инвестиционной активности. Кроме того, повышение ставки налога на прибыль от дивидендов может породить многочисленные схемы выплаты вознаграждения акционерам и дольщикам компаний, минуя регистры налогового учета. Для того чтобы вывести активы компании для получения их в качестве дивидендов, владельцам бизнеса нужно принять два решения: декларировать соответствующую сумму прибыли, обложив ее налогом на прибыль по ставке 24% (п.1 ст.284 НК РФ), а затем, распределив оставшуюся после налогообложения чистую прибыль на дивиденды, удержать при их выплате 9% налога. Таким образом, совокупная налоговая нагрузка владельцев бизнеса увеличилась, а это может заставить искать альтернативные пути выплаты доходов акционерам и участникам. В частности, это может быть вывод активов из обращения путем их списания по различным основаниям, использование офшорных компаний и различные другие пути обхода ужесточившегося налогового законодательства.
Состав налоговой базы в призме "пакета ипотечных законов"
Также некоторые изменения, внесенные в гл.25 НК РФ, связаны с принятием так называемого пакета жилищных законов, принятого для целей развития системы ипотечного кредитования в РФ. В частности, Федеральным законом от 20.08.2004 N 105-ФЗ внесены изменения в ст.251 НК РФ. В результате с 1 января 2005 г. из перечня доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль, исключены доходы (имущество и денежные средства), полученные ипотечным агентом от осуществления им уставной деятельности.
Пример 3. ООО "Ромашка" является профессиональным участником рынка недвижимости. Общество оказывает услуги по оформлению ипотечных кредитов в банках. ООО "Ромашка" получило доход от осуществления ипотечной деятельности в размере 1 млн 250 тыс. руб. В соответствии со старой редакцией Кодекса ООО "Ромашка" должно было уплатить налог на прибыль по ставке налога 24% в размере 300 тыс. руб. (1 млн 250 тыс. руб. х 0,24). С 1 января 2005 г. налоговая экономия ООО "Ромашка" составит 300 тыс. руб. в связи с тем, что доходы ипотечных агентов исключены из перечня доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
Ставки по ипотечным ценным бумагам
Также Федеральным законом от 20.08.2004 N 107-ФЗ, входящим в пакет ипотечных законов, внесены дополнения в п.4 ст.284 НК РФ. Эти изменения касаются установления налоговых ставок в отношении доходов, полученных от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг с ипотечным покрытием и облигаций валютного займа. С 1 января 2005 г. в отношении таких ценных бумаг будут применяться следующие налоговые ставки для исчисления налога на прибыль: - 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ипотечным ценным бумагам, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.; - 9 процентов - по доходам в виде процентов по ипотечным муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; - 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
Пример 4. Выпуск ипотечных ценных бумаг Правительством г. Москвы зарегистрирован 15 марта 2003 г. Ценные бумаги выпущены на срок 5 лет. ООО "Маяк" владеет пакетом таких ценных бумаг в количестве 20 штук. Доходность каждой ипотечной ценной бумаги за 2004 г. составила 500 руб. Рассчитаем сумму налога, подлежащего уплате с суммы дохода от таких ценных бумаг. Сумма дохода будет равняться 10 000 руб. (500 руб. х 20). В связи с тем что дата эмиссии - 15.03.2003, доход будет облагаться по ставке 9% (применяется для дохода, полученного от обращения ценных бумаг с датой эмиссии до 01.01.2007 и сроком обращения не менее 3 лет). Сумма налога на прибыль по доходам, полученным от обращения ипотечных ценных бумаг, эмитированных Правительством г. Москвы, будет равна 900 руб. (10 000 руб. х 0,09).
Предполагается, что невысокий процент налога (9%), установленный для ипотечных ценных бумаг, эмитированных до 1 января 2007 г., будет стимулировать предоставление ипотечных кредитов в течение ближайших двух лет. С 1 января 2007 г. ставка для дохода в виде процентов, полученного от обращения ипотечных ценных бумаг, увеличится до 15%.
Е.А.Лисина Бухгалтер Группы компаний "Сквирел" Подписано в печать 27.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |