Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на прибыль - 2005 будем платить по-новому ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ - 2005 БУДЕМ ПЛАТИТЬ ПО-НОВОМУ

Существенные поправки претерпела гл.25 НК РФ "Налог на прибыль". Изменения коснулись и порядка исчисления налога, и механизма его уплаты. Данные новеллы, внесенные Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", вступили в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный и региональные бюджеты поделили добычу

между собой, местные бюджеты ждет голод

В частности, данные изменения коснулись размера и соотношения налоговых ставок налога на прибыль при его уплате в бюджеты разных уровней.

До 1 января 2005 г. ст.284 НК РФ был установлен следующий разрез по ставкам налога, уплачиваемого в соответствующие бюджеты:

5 процентов исчисленного налога зачисляется в федеральный бюджет;

17 процентов налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

2 процента налога на прибыль зачисляется в местные бюджеты.

С 1 января 2005 г. распределение налога на прибыль по бюджетам несколько изменится.

Местные бюджеты вообще лишаются данной статьи доходов, то есть в бюджеты муниципалитетов налог на прибыль больше поступать не будет.

Отныне налог на прибыль будет распределяться между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ в следующем порядке:

- в федеральный бюджет будет исчисляться и направляться 6,5 процента налога на прибыль организаций;

- в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность налогоплательщик, будет перечисляться 17,5 процентов налога.

Пример 1. Размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль ООО "Альфа", находящегося в г. Люберцы Московской области, составил 1 млн 200 тыс. руб. Рассчитаем налог на прибыль в разрезе бюджетов.

В федеральный бюджет поступит 78 000 руб. (1 млн 200 тыс. руб. х 0,065). Между тем до изменений ОАО "Альфа" было бы обязано уплатить в федеральный бюджет по ставке 5 процентов 60 000 руб.

В бюджет Московской области поступит 210 000 руб. (1 млн 200 тыс. руб. х 0,175), когда как по "старой" ставке размер налога для регионального бюджета составил бы 204 000 руб.

Новеллы налогообложения доходов от долевого участия

в других организациях в 2005 году

Также Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ была изменена ставка для обложения налогом на прибыль доходов от долевого участия в других организациях, установленная п.3 ст.284 НК РФ.

Прежняя налоговая ставка была равна 6 процентам от общей суммы налоговой базы по этому виду доходов. С 1 января 2005 г. ставка выросла до 9 процентов.

Пример 2. ООО "Ромашка" является одним из учредителей ООО "Лютик". Доля в уставном капитале ООО "Лютик" составляет 40%. Общее количество прибыли после налогообложения ООО "Лютик" составляет 30 млн руб.

На общем собрании участников было принято решение направить всю сумму чистой прибыли на выплату дивидендов участникам общества.

Итак, в соответствии с новой редакцией п.3 ст.284 НК РФ ООО "Ромашка" заплатит налог с дивидендов в размере 540 тыс. руб. (30 млн руб. х 30% х 0,06).

С 1 января при прочих равных условиях ООО "Ромашка" будет обязано уплатить налог в размере 810 тыс. руб. (30 млн руб. х 30% х 0,09).

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: ощутимо увеличилось налоговое бремя для инвесторов, вкладывающих средства в российские предприятия. Наряду с падением доходности практически всех ценных бумаг на российском фондовом рынке в течение 2003 - 2004 гг. это неизбежно приведет к снижению инвестиционной активности. Кроме того, повышение ставки налога на прибыль от дивидендов может породить многочисленные схемы выплаты вознаграждения акционерам и дольщикам компаний, минуя регистры налогового учета.

Для того чтобы вывести активы компании для получения их в качестве дивидендов, владельцам бизнеса нужно принять два решения: декларировать соответствующую сумму прибыли, обложив ее налогом на прибыль по ставке 24% (п.1 ст.284 НК РФ), а затем, распределив оставшуюся после налогообложения чистую прибыль на дивиденды, удержать при их выплате 9% налога. Таким образом, совокупная налоговая нагрузка владельцев бизнеса увеличилась, а это может заставить искать альтернативные пути выплаты доходов акционерам и участникам.

В частности, это может быть вывод активов из обращения путем их списания по различным основаниям, использование офшорных компаний и различные другие пути обхода ужесточившегося налогового законодательства.

Состав налоговой базы в призме

"пакета ипотечных законов"

Также некоторые изменения, внесенные в гл.25 НК РФ, связаны с принятием так называемого пакета жилищных законов, принятого для целей развития системы ипотечного кредитования в РФ.

В частности, Федеральным законом от 20.08.2004 N 105-ФЗ внесены изменения в ст.251 НК РФ. В результате с 1 января 2005 г. из перечня доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль, исключены доходы (имущество и денежные средства), полученные ипотечным агентом от осуществления им уставной деятельности.

Пример 3. ООО "Ромашка" является профессиональным участником рынка недвижимости. Общество оказывает услуги по оформлению ипотечных кредитов в банках. ООО "Ромашка" получило доход от осуществления ипотечной деятельности в размере 1 млн 250 тыс. руб.

В соответствии со старой редакцией Кодекса ООО "Ромашка" должно было уплатить налог на прибыль по ставке налога 24% в размере 300 тыс. руб. (1 млн 250 тыс. руб. х 0,24).

С 1 января 2005 г. налоговая экономия ООО "Ромашка" составит 300 тыс. руб. в связи с тем, что доходы ипотечных агентов исключены из перечня доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.

Ставки по ипотечным ценным бумагам

Также Федеральным законом от 20.08.2004 N 107-ФЗ, входящим в пакет ипотечных законов, внесены дополнения в п.4 ст.284 НК РФ.

Эти изменения касаются установления налоговых ставок в отношении доходов, полученных от реализации государственных и муниципальных ценных бумаг с ипотечным покрытием и облигаций валютного займа.

С 1 января 2005 г. в отношении таких ценных бумаг будут применяться следующие налоговые ставки для исчисления налога на прибыль:

- 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ипотечным ценным бумагам, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.;

- 9 процентов - по доходам в виде процентов по ипотечным муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.;

- 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Пример 4. Выпуск ипотечных ценных бумаг Правительством г. Москвы зарегистрирован 15 марта 2003 г. Ценные бумаги выпущены на срок 5 лет. ООО "Маяк" владеет пакетом таких ценных бумаг в количестве 20 штук. Доходность каждой ипотечной ценной бумаги за 2004 г. составила 500 руб. Рассчитаем сумму налога, подлежащего уплате с суммы дохода от таких ценных бумаг.

Сумма дохода будет равняться 10 000 руб. (500 руб. х 20).

В связи с тем что дата эмиссии - 15.03.2003, доход будет облагаться по ставке 9% (применяется для дохода, полученного от обращения ценных бумаг с датой эмиссии до 01.01.2007 и сроком обращения не менее 3 лет).

Сумма налога на прибыль по доходам, полученным от обращения ипотечных ценных бумаг, эмитированных Правительством г. Москвы, будет равна 900 руб. (10 000 руб. х 0,09).

Предполагается, что невысокий процент налога (9%), установленный для ипотечных ценных бумаг, эмитированных до 1 января 2007 г., будет стимулировать предоставление ипотечных кредитов в течение ближайших двух лет.

С 1 января 2007 г. ставка для дохода в виде процентов, полученного от обращения ипотечных ценных бумаг, увеличится до 15%.

Е.А.Лисина

Бухгалтер

Группы компаний "Сквирел"

Подписано в печать

27.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Фенит а-ля комедия: новеллы части первой Налогового кодекса РФ ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1) >
Статья: ЕНВД - 2005: с поддержкой малого бизнеса покончено ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.