![]() |
| ![]() |
|
Статья: Изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2005 года - для предпринимателей ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 1)
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 1
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ С 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА - ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
С 1 января 2005 г. произошли многочисленные изменения в Налоговом кодексе РФ. Начнем с изменений, касающихся общих положений налогового законодательства. С 1 января отменен мораторий, который распространялся на п.3 ст.1 НК РФ. Этот пункт Налогового кодекса был "заморожен" на время действия Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Вплоть до настоящего времени налоги и сборы были установлены этим Законом. Теперь регулируются Налоговым кодексом. Кроме того, внесены изменения в ст.4 НК РФ. Прежняя редакция статьи позволяла всем органам, регулирующим налоговые правоотношения, издавать нормативно-правовые акты по налогам и сборам. Новая редакция статьи разделяет органы, наделенные правом законотворчества в области налогообложения, на две группы: органы, которые могут издавать нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения, и органы, которые лишены такого права. К последним относятся федеральные органы исполнительной власти, в функции которых входят контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, а также таможенные органы. Изменения претерпела и ст.12 НК РФ, которая устанавливает виды налогов и сборов и полномочия государственных и муниципальных органов по установлению и взиманию налогов и сборов. Новелла касается земельного налога и налога на имущество физических лиц. Полномочия по созданию нормативно-правовой базы и механизма взимания указанных налогов отданы муниципалитетам. Однако решения о введении налога на имущество физических лиц и земельного налога могут приниматься представительными органами муниципалитетов не ранее 1 января 2006 г. Таким образом, реальный механизм по взиманию данных налогов будет реализован не ранее чем через год. Изменился перечень налогов, формирующих бюджеты разных уровней. Из списка федеральных налогов (ст.13 НК РФ) исключены акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на доходы от капитала; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (эти три вида налогов заменены налогом на добычу полезных ископаемых). Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами объединили в собственно сбор, а также экологический и лесной налоги. Также перечень федеральных налогов был дополнен налогом на наследование и дарение. Перечень региональных налогов, установленный ст.14 НК РФ, также существенно сузился. Были исключены такие налоги, как налог на недвижимость, дорожный налог и региональные лицензионные сборы. Последнее исключение, скорее всего, связано с тем фактом, что полномочия в области лицензирования в настоящее время осуществляют исключительно органы государственной власти, и соответственно, сборы за выдачу лицензий наполняют федеральный бюджет. Напомним, что ранее некоторые виды лицензий, например, на производство и оборот алкогольной продукции, выдавались органами власти субъектов РФ. Что касается местных налогов, то с 1 января 2005 г. к ним в соответствии со ст.15 НК РФ будут относиться земельный налог и налог на имущество физических лиц. Были исключены такие налоги и сборы, как налог на рекламу и местные лицензионные сборы.
Права налогоплательщиков
В части первой Налогового кодекса расширен также перечень прав, предоставляемых налогоплательщику. В частности, теперь будет узаконено право налогоплательщика на получение форм налоговой отчетности и разъяснений для их заполнения. Это поможет устранить давно имевшие место споры с налоговыми инспекторами по поводу поисков налогоплательщиками "свежих" форм отчетности, которые зачастую было весьма проблематично найти своевременно. При этом налоговые органы обязаны предоставлять подобную информацию бесплатно. В п.2 ст.21 НК РФ появилось адресное указание, к кому налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями по применению налогов и сборов. Отныне это не налоговые органы, а Минфин России и его территориальные подразделения, обращаться к которым надлежит в зависимости от принадлежности налога к тому или иному бюджету. Также налогоплательщик теперь будет иметь право не выполнять не основанные на законодательстве требования, а в случае совершения неправомерных действий или принятия незаконных решений - и обжаловать такие действия и решения не только налоговых органов, но и иных органов и должностных лиц, действия или решения которых нарушают права налогоплательщиков, установленные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В частности, это положение гарантирует защиту прав налогоплательщиков, например, от действий либо принятия незаконных решений со стороны таможенных органов.
Права налоговых органов
Статья 31 НК РФ, касающаяся прав налоговых органов, Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ дополнена п.3, который вводит положительное для налогоплательщика правило. Согласно ему, вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих в случаях, когда они содержат положения, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах, а именно положения Налогового кодекса. Данное правило является логическим продолжением права налогоплательщика на обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган наряду с правом судебного обжалования.
Налоговые льготы
С 1 января 2005 г. также уточнен порядок установления льгот по налогам и сборам. В частности, ст.56 НК РФ дополнена п.3, в котором прописывается порядок установления и отмены льгот по налогам и сборам. В данном пункте приведен перечень нормативно-правовых актов, которыми могут вводиться льготы в зависимости от уровня бюджета, в который уплачиваются налоги и сборы. Льготы по федеральным налогам и сборам, соответственно, устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ совместно с законами субъектов РФ. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ совместно с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах.
Изменения в исчислении налога на доходы физических лиц
Федеральный закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ, вносящий изменения в ст.ст.220 и 224 Налогового кодекса, вступил в силу с 1 января 2005 г. В соответствии с ним изменяются условия и порядок предоставления имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц. Причем такие изменения коснулись индивидуального предпринимателя и как физического лица, и как работодателя для своих наемных служащих. Рассмотрим сначала изменения для физических лиц. В состав доходов, в отношении которых граждане получают вычет по НДФЛ, теперь включены доходы от продажи приватизированных жилых помещений. Кроме того, сократился срок владения объектами недвижимого имущества, доход от продажи которых формирует сумму вычета. Теперь для получения имущественного вычета срок нахождения объектов, стоимость которых не превышает в целом 1 000 000 руб., в собственности налогоплательщика составляет менее трех лет (вместо пяти лет в соответствии со старой редакцией статьи). Также теперь можно получить вычет в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам на строительство недвижимости, которые получены не только в банках, но и в кредитных и иных организациях. Налоговый орган должен выдать налогоплательщику такое разрешение на получение вычета в течение 30 дней с момента получения им всех документов, подтверждающих право налогоплательщика на вычет. Далее налогоплательщик (физическое лицо) имеет право подать уведомление о наличии у него права на вычет своему работодателю (в данном случае индивидуальному предпринимателю) до окончания налогового периода (т.е. до 31 декабря). Работодатель, являясь в соответствии со ст.226 НК РФ налоговым агентом по НДФЛ, должен скорректировать налоговую базу с учетом величины имущественного налогового вычета. При этом работодателю предоставляются только заявление о предоставлении налогового вычета и уведомление (разрешение), выданное работнику органами ФНС России. Документы, которые подтверждают произведенные расходы на строительство недвижимости (квитанции к приходным ордерам, товарные и кассовые чеки и т.д.), и документы, удостоверяющие право собственности на недвижимость, подаются только в налоговый орган, который и удостоверяет право налогоплательщика на получение вычета. В результате изменений в Налоговом кодексе граждане получили право выбора: к кому обращаться для получения вычета. В прежней редакции ст.220 НК РФ налогоплательщик получал вычет только при обращении с письменным заявлением и налоговой декларацией в налоговый орган. Теперь он имеет право обратиться и к работодателю (как было указано выше). Последний путь может быть более удобен в том случае, если налогоплательщик имеет один источник дохода - работает по трудовому контракту у конкретного работодателя. В таком случае целесообразно обратиться за вычетом к работодателю, который рассчитает налоговую базу с учетом имущественных и иных вычетов и удержит меньший налог при выдаче зарплаты. В случае, когда работник не смог использовать имущественный вычет на строительство или приобретение недвижимости полностью в конкретном налоговом периоде, его остаток теперь может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Это нововведение работает, если, например, налоговый вычет превышает сумму дохода налогоплательщика в текущем налоговом периоде. В таком случае налоговая база будет уменьшаться на сумму остатка вычета в следующих налоговых периодах. Причем, по нашему мнению, получать у налогового органа новое разрешение на вычет нет необходимости, поскольку налогоплательщик при переносе вычета на следующий период уже будет иметь разрешение на общую сумму имущественного вычета, выданное ему налоговиками.
Примечание. Что касается возможности получения данного имущественного вычета индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности, Закон оставил прежнее положение Налогового кодекса без изменения. Исходя из данного положения, предприниматели не имеют права на получение имущественного вычета в сумме, полученной от реализации объектов недвижимости, если такие сделки связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ введен новый порядок предоставления имущественных вычетов по НДФЛ. В частности, для получения вычета право налогоплательщика на него сначала должно быть подтверждено органами Федеральной налоговой службы РФ.
Под разговоры о снижении налогов выросли их ставки для малого бизнеса
Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" внес изменения в гл.26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - ЕНВД). В результате с 1 января 2005 г. этот перечень пополнился такими видами деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы.
Примечание. Под распространением и размещением рекламы Налоговый кодекс понимает деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.
Изменения, вносимые в гл.26.3 НК РФ, коснулись и показателей базовой доходности, на основании которых рассчитывается единый налог. Напомним, что расчет налоговой базы для единого налога есть произведение показателя базовой доходности соответствующего вида деятельности на физический показатель (количество работников, площадь торгового зала и т.п.) и на ряд коэффициентов, установленных федеральным законодательством (К1, К2 и К3). Коэффициент К1 в 2004 г. не применялся. В 2005 г. он также применяться не будет. Об этом сказано в Письме ФНС России от 09.12.2004 N 22-0-10/1882@. Что касается коэффициента-дефлятора К3, его размер на 2005 г. - 1,104 установлен Приказом Минэкономразвития России от 09.11.2004 N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год" (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2004 N 6120). Коэффициент К2 на 2005 г. должен быть утвержден органами власти субъектов РФ, а уже с 2006 г. такой коэффициент, как и перечень видов деятельности, подпадающих в данной местности под ЕНВД, будет установлен местными органами власти муниципальных районов и городских округов, а также г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, которым даны полномочия по введению в действие системы налогообложения в виде ЕНВД с 1 января 2006 г. С 1 января 2005 г. увеличились показатели базовой доходности: Оказание бытовых услуг населению - с 5000 до 7500 руб. Оказание ветеринарных услуг - с 5000 до 7500 руб. Оказание услуг по техническому обслуживанию, мойке и ремонту автотранспортных средств - с 8000 до 12 000 руб. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, - с 1200 до 1800 руб. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, либо через объекты нестационарной торговой сети, - с 6000 до 9000 руб. Общественное питание - с 700 до 1000 руб. Оказание автотранспортных услуг - с 4000 до 6000 руб. Разносная (развозная) торговля лекарственными препаратами - с 3000 до 4500 руб. Также таблица показателей дополнена суммами вмененной доходности по распространению рекламной информации: Распространение или размещение печатной полиграфической рекламы влечет применение коэффициента базовой доходности в 3000 руб. в зависимости от площади рекламного поля. При распространении или размещении наружной рекламы посредством световых или электронных табло коэффициент базовой доходности составит 4000 руб. в зависимости от размера площади табло в кв. м.
ЕСН: сага о налоговой либерализации и глобальной профанации
Ни одно налоговое послабление не рекламировалось в России так, как снижение ставок единого социального налога. Кампания, без преувеличения, длилась больше двух лет. Переговоры Правительства, депутатского корпуса, Минфина, МНС и Минэкономразвития велись публично и были больше похожи на шоу, где каждая сторона старается убедить другую в необходимости снижения ставки ЕСН, хотя практически никто и не выступал против. Каждая сторона не преминула публично заявить, что после данной акции бизнес страны ждет большое облегчение налогового бремени, которое даст толчок серьезному экономическому росту, а население наконец получит заветные справки с указанием реальных размеров своих заработков и сможет участвовать в ипотечном и потребительском кредитовании. Последнее должно было повысить покупательскую способность населения, обороты банков по кредитованию, увеличить объемы продажи недвижимости, дорогостоящей бытовой техники и автомобилей. Каждая молодая семья должна была получить возможность, едва сформировавшись, получить и жилье, и бытовую технику, и автомобиль - то есть все блага жизни "в кредит". Однако уже сразу после появления в справочных базах Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ", который как раз и внес соответствующие изменения в гл.24 "Единый социальный налог", работодателей ждало разочарование. Снизив ставку налога для самых маленьких зарплат с 35,6% до 26%, законодатель под шумок поднял ставки в регрессивной шкале ЕСН - то есть для работодателей, выплачивающих средние и высокие зарплаты. Поэтому уже в то время, когда власти с удовлетворением заявляли о том, что ими созданы все условия для вывода зарплат из тени, предприниматели-работодатели во всех Интернет- и телеопросах заявляли о том, что для них ставки налога повысились и они не намерены выводить зарплаты из тени.
Новая регрессивная шкала ЕСН
Что же нового предложил предпринимателям-работодателям этот Закон? Прежде всего, новую редакцию ст.241 НК РФ, определяющую ставки налога. Напомним, что ставка единого социального налога зависит от величины налоговой базы, приходящейся на каждого работника. Налоговая же база, по общему правилу, определяется как общая суммовая выплата в пользу работника и включает в себя все виды вознаграждений и выплат работнику в пределах налогового периода. В новой редакции ст.241 НК РФ (п.1) предложены другие исходные данные в части величины налоговой базы. В частности, отправная точка налоговой базы отсчитывается не со 100 тыс. руб., как в прежней редакции, а с 280 тыс. руб. При этом величина налоговой ставки уменьшилась с 35,6% до 26%. В случае если работник налогоплательщика получает доход до 600 тыс. руб. (вместо 300 тыс. по старой редакции) - ставка налога будет содержать элементы адвалорной (процентной): 72 800 руб. плюс 10% от суммы, превышающей исходный размер налоговой базы в 280 тыс. руб. Если работник получит доход более 600 тыс. руб. в пределах налогового периода нарастающим итогом - ставка налога составит 104 800 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 600 000 руб. В прежней редакции ст.241 НК РФ была промежуточная ставка, которая распространялась на налоговую базу в размере от 100 до 300 тыс. руб. и составляла 35 600 руб. плюс 20% от суммы, превышающей 100 тыс. руб.
Пример 1. Иванов А.А. получает у индивидуального предпринимателя Захарова И.М. заработную плату в размере 20 000 руб. ежемесячно. Также в феврале 2003 г. Иванов А.А. был направлен на курсы повышения квалификации по своей специальности, за которые предпринимателем было уплачено 9000 руб. Кроме того, работники предпринимателя Захарова И.М. ежемесячно получают дотацию на питание в размере 3000 руб. Определим сумму ЕСН, который будет подлежать уплате предпринимателем с фонда оплаты труда работника Иванова А.А. за 2005 г., в соответствии с новыми правилами. Налоговая база составит: 285 000 руб. (20 000 х 12 + 3000 х 12 + 9000) Как мы видим, данная величина налоговой базы подпадает под вторую графу регрессивной шкалы - налоговая база от 280 001 до 600 000 руб. Соответственно, величина единого социального налога, приходящаяся к уплате на Иванова А.А., будет составлять: 73 300 руб. (72 800 + (285 000 - 280 000) х 0,1) А теперь рассчитаем величину налога по "старой" шкале: 72 600 руб. (35 600 + (285 000 - 100 000) х 0,2) Сумма налога в соответствии с новым порядком выросла на 700 руб.
Пример 2. Индивидуальный предприниматель Зайцев П.Ф., владелец станции техобслуживания, является работодателем слесаря Мишина Г.М., которому он платит 6000 руб. в месяц. В течение 2004 г. налоговая база работника составила: 6000 х 12 = 72 000 руб. Следовательно, индивидуальный предприниматель уплачивал ЕСН с выплат работнику по ставке 35,6%. В месяц это составляло: 6000 х 35,6% = 2136 руб. За январь 2005 г. по новой ставке 26% он должен заплатить за работника: 6000 х 26% = 1560 руб.
Из рассмотренных примеров можно сделать вывод: для работодателей, уплачивающих небольшую зарплату, ЕСН снизился, а для работодателей, оплачивающих труд работников достойно, налог возрос. Однако не стоит забывать, что одновременно увеличился размер необлагаемого минимума в соответствии с новым порядком: вместо исходных 100 тыс. минимум теперь составляет 280 тыс. руб. Также увеличился разброс между величинами налоговой базы: если ранее существовало четыре шкалы с более мелким дроблением размера базы, то теперь размер базы укрупнен до трех.
Подарки законодателей для индивидуальных предпринимателей
Изменилась и шкала для таких категорий налогоплательщиков, как сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Для этих категорий минимальная величина налоговой базы выросла со 100 000 до 280 000 руб. при величине налоговой ставки, изменившейся с 26,1% до 20%. Шкала теперь также состоит из трех граф, в зависимости от величины налоговой базы, вместо четырех граф в соответствии с прежней редакцией статьи.
Пример 3. Фермер Власов С.Ю. сдал произведенной сельхозпродукции (мясных продуктов) перерабатывающей фабрике на сумму 15 100 руб. в декабре 2004 г. За декабрь ему пришлось уплатить ЕСН в размере: 15 100 х 26,1% = 3941 руб. За январь 2005 г. он сдал продукции на сумму 15 125 руб. ЕСН по новой ставке 20% составил: 15 125 х 20% = 3025 руб. Таким образом, мы видим, что, даже повысив свой доход, фермер уплатил меньше налога, чем прежде.
Для индивидуальных предпринимателей, получающих доходы от предпринимательской деятельности, ставки ЕСН также понизились. Теперь налогооблагаемый минимум поднялся со 100 000 до 280 000 при величине ставки, изменившейся с 13,2% до 10%.
Пример 4. Индивидуальный предприниматель Прохорова И.В. оплачивала единый социальный налог в 2004 г. по ставке 13,2%. Ее доход за 2004 г., облагаемый ЕСН, составлял 8000 руб. в месяц. (8000 х 12 = 96 000 руб. < 100 000 руб.). Она уплатила ЕСН за декабрь 2004 г. в размере: 8000 х 13,2% = 1056 руб. А за январь 2005 г. ее доход составил 8000 руб., и ЕСН уплачен в сумме: 8000 х 10% = 800 руб. Следовательно, налог для индивидуальных предпринимателей с небольшим доходом (до 280 000 руб. в год) снизился.
Для таких категорий налогоплательщиков, как адвокаты, также изменилась шкала ставок и налоговой базы. Теперь налогооблагаемый минимум поднялся со 100 000 до 280 000 при величине ставки, изменившейся с 10,6% до 8%. Кроме того, налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям, выступающим как в роли работодателей, так и в роли индивидуальных предпринимателей, теперь не требуется подтверждать расчетом право на применение пониженных ставок - регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут, и даже обязаны, применять в безусловном порядке.
Водный налог
Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, изменения в статью 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" принята новая гл.25.2 НК РФ "Водный налог". Объектом налогообложения водным налогом будет являться: - забор воды из водных объектов; - использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; - использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; - использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база будет определяться как количество забранной за налоговый период воды. Для определения этого объема налогоплательщик должен оборудовать места забора воды специальными техническими средствами - счетчиками для учета забираемой из водных объектов воды. Показания счетчиков должны быть отражены в специальных журналах первичного учета воды. Особенность определения налоговой базы распространяется на использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Соответственно, при осуществлении данного вида водопользования налоговая база определяется как произведение объема древесины, которая сплавляется налогоплательщиком в пределах налогового периода, и расстояния сплава, деленного на 100. Также налоговая база для забора воды для целей электроэнергетики (например, при работе гидроэлектростанций) определяется как количество произведенной электроэнергии. Налоговым периодом для водного налога признается квартал. Налоговые ставки приведены в ст.333.12 НК РФ и варьируются в зависимости от водного бассейна, на основе которого осуществляется водопользование. Причем водные бассейны разделены, во-первых, на речные и морские, во-вторых, на воды внутреннего и территориального моря РФ. Размер водопользования определяется в количестве потребленной воды в тысячах кубометров либо в количестве сплавленной древесины или потребленной электроэнергии в зависимости от вида деятельности налогоплательщика. Налоговым кодексом определен следующий порядок исчисления и уплаты налога. Налогоплательщики - пользователи водных объектов обязаны самостоятельно заполнить налоговую декларацию и представить ее не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту нахождения объекта водопользования. Уплата налога должна быть осуществлена налогоплательщиком также не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Несвоевременная уплата налога позднее 20 числа влечет налоговую ответственность, как и за неуплату любого другого налога, в виде пени и штрафа.
Земельный налог
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" с 1 января 2005 г. введена новая гл.31 НК РФ "Земельный налог". Ранее уплата земельного налога регулировалась Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и актами органов местного самоуправления. Сам Закон утрачивает свое действие с 1 января 2006 г. за исключением ст.25, касающейся нормативной цены земли - базового показателя, на основе которого рассчитывается плата за землю. В соответствии со ст.1 указанного Закона, пользование землей на территории РФ является платным. Плата может выражаться в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Новая глава Налогового кодекса установила все основные элементы налогообложения - объект налогообложения, налоговую ставку, субъекты налогообложения. Однако, вследствие того, что земельный налог является местным, налоговые ставки по налогу должны устанавливать представительные органы местного самоуправления. Налоговым периодом будет являться календарный год, отчетными периодами при этом для налогоплательщиков будут признаваться квартал, полугодие и девять месяцев года. Статья 393 гл.31 Налогового кодекса устанавливает срок для предоставления налоговой декларации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Земельный налог относится к категории местных налогов, поэтому налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются представительные органы муниципальных образований. Кодексом установлен предельный размер ставок в зависимости от категории и целевого назначения земель. Например, для земель сельхозназначения предельный размер ставки равен 0,3%, а для всех остальных земельных участков налог не может превышать 1,5%. Также ставки налога могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель. В 2005 г. ставки земельного налога должны быть увеличены на коэффициент 1,1 по сравнению с 2004 г., за исключением сельскохозяйственных угодий. Необходимо упомянуть, что до настоящего момента ни в одном из муниципальных образований, кроме, пожалуй, г. Москвы (см. Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге"), не установлены ставки налога на 2005 г. С точки зрения ст.5 НК РФ акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, вступают в силу с 1 января следующего года, но не ранее 1 месяца с момента их официального опубликования. Поэтому очевидно, что представительные органы других муниципалитетов уже не успеют "вписаться" в график, установленный Налоговым кодексом. Поэтому в 2005 г. плательщикам земельного налога придется применять ставки налога, установленные для 2004 г., с поправочным коэффициентом 1,1.
НДС повернулся лицом к налогоплательщикам
Федеральный закон от 20.08.2004 N 109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса РФ", вносящий изменения и дополнения в гл.21 "Налог на добавленную стоимость", является логическим продолжением "пакета ипотечных законов". Этот Закон, как и многие другие законы "пакета", направлен на поддержание и развитие системы ипотечного кредитования в РФ. Как и ряд законов, вносящих изменения в другие главы НК РФ (Федеральные законы от 20.08.2004 N N 105-ФЗ, 107-ФЗ и другие), он призван уменьшить налоговую нагрузку в отношении деятельности по предоставлению ипотечного кредитования.
Государственная пошлина
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 04.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена концептуально новая глава Налогового кодекса - "Государственная пошлина". С одной стороны, данная глава полностью отменяет существовавший на протяжении более чем десяти лет Закон РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине". С другой стороны, новая глава НК РФ дублирует указанный Закон, то есть вобрала в себя нормы Закона. В частности, в соответствии со ст.ст.333.19 и 333.21 НК РФ, сохранены регрессивные шкалы, по которым производится исчисление государственной пошлины по делам, подлежащим рассмотрению в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. В отдельные статьи выделен размер и порядок взимания госпошлины за совершение нотариальных действий. Увеличен размер государственной пошлины за совершение некоторых действий уполномоченными государственными органами.
М.С.Ракова Юрисконсульт Группы компаний "Сквирел" Подписано в печать 27.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |