Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Очная ставка с правильным инспектором ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 1)



"Практическая бухгалтерия", N 1, 2005

ОЧНАЯ СТАВКА С ПРАВИЛЬНЫМ ИНСПЕКТОРОМ

Какие пробелы законов можно использовать, чтобы не платить штраф по ст.126 Кодекса, мы вам рассказали. Пришло время узнать, что на этот счет думает налоговая. Интервью нам дала инспектор, который проводит камеральные проверки по НДС, советник налоговой службы II ранга Ирина Сергеевна Ломова.

- Ирина Сергеевна, добрый день. Собрать требуемые инспекцией копии сотен документов в отведенные пять дней иногда невозможно. Тем не менее вы настаиваете представить их точно в срок. А за опоздание штрафуете...

- Все правильно. Есть Налоговый кодекс, и его надо соблюдать. Раз он сказал пять дней, будьте добры уложиться. Что касается количества документов, мы требуем столько, сколько нужно. Указав налог на добавленную стоимость к зачету на 100 000 руб., бухгалтер должен быть готов показать нам счета-фактуры на эту сумму. Если требование представить их он не исполнит или нарушит сроки, мы откажем фирме в вычете. А сам штраф по 50 руб. за документ, как говорится, дело десятое.

- Так ведь все документы у бухгалтера могут быть. Сейчас вы ему запретите зачитывать налог на добавленную стоимость, а после он принесет все счета-фактуры. Свой законный вычет он получит?

- Да, получит. Если фирма по документам отчитается в период камеральной проверки, право налогового вычета ей восстановят. Иначе бухгалтеру придется сдавать уточненную декларацию.

- С вычетом понятно. Но за неисполнение требования в срок вы ведь все равно попытаетесь оштрафовать?

- Конечно. На шестой день инспектор начинает составлять протокол и затем направляет его в суд. В первую очередь ответят главбух и руководитель. Суд их должен оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. по ст.15.6 Кодекса об административных правонарушениях за непредставление инспекции сведений. Далее дело техники. Признав, например, главбуха виновным, судья тем самым подтверждает, что правонарушение есть. Теперь можно оштрафовать и саму фирму. Руководитель инспекции принимает решение о привлечении ее к ответственности на основании акта камеральной проверки. Здесь-то и работает ст.126 Кодекса: штраф по 50 руб. за каждый не представленный вовремя документ.

- Но как вы сможете оштрафовать, если не знаете, сколько счетов-фактур фирма не предъявила для проверки?

- Так ведь рано или поздно это произойдет. Как только мы откажем фирме в зачете налога на добавленную стоимость со всеми вытекающими последствиями - недоимка, штраф, пени, уже в интересах фирмы принести нам все, что требовалось.

- Теперь ясно, как находите базу для штрафа. Но все равно же этот штраф легко оспорить. Его вы можете взыскать только через суд, а судьи говорят: что, если в требовании нет реквизитов требуемых документов, нет и штрафа. А реквизиты обычно вы не указываете.

- Если бы могли указывать, то указывали бы. Мой отдел проводит камеральные проверки. Имеем дело только с декларациями. Откуда налоговый инспектор может узнать нумерацию счетов-фактур на фирме? Может, подскажете?

- Вам должно быть виднее...

- Однако ж нам не виднее. Сложившуюся арбитражную практику переоценивать не надо. Это только частные решения по частным вопросам. Если в требовании указано представить счета-фактуры за сентябрь 2004 г., изображать из себя непонимающих не нужно. Очевидно, что для подтверждения вычета необходимы сентябрьские счета-фактуры полученные.

- Но в требовании не указывают, зачем инспектору потребовались документы... Мол, представить их к такому-то числу и все. А если бухгалтер отправит вам письмо с просьбой уточнить перечень необходимых бумаг, тогда крайний срок вы перенесете?

- Нет, перенос сроков Налоговым кодексом не предусмотрен. Необходимо уложиться в отведенные пять дней. Вступать же с компанией по этому поводу в переписку смысла нет. Все, что нужно, и так было изложено в требовании. Если что не понятно, то приходите в инспекцию и спрашивайте.

- Ирина Сергеевна, а если бухгалтер просто физически не успевает сделать необходимые копии и заверить их у руководства?

- По правде сказать, тут многое отдается на усмотрение инспектора. И зависит от ситуации. Все дело в сроке камеральной проверки. По понятным причинам надо ее закончить как можно скорее. И если фирма начинает затягивать с представлением счетов-фактур, провести камеральную проверку можно не успеть. Что плохо. Три месяца, которые отвел Налоговый кодекс на нее, это максимальный срок. Из-за большого количества предприятий, которые надо проверить, на некоторые из них инспектору отводят лишь десять дней.

- Не будем забывать о почте. Бывает, непосредственно до коммерсанта ваше требование дошло слишком поздно. Или потерялось. Случай актуален, если оно отправлено обычным письмом. Корреспонденция может лежать в почтовом отделении долго.

- Да, такое иногда случается. Но мы ничем помочь фирмам не в силах. Можем только посоветовать: проверяйте свой почтовый ящик чаще. Если наше требование пролежит в нем все пять дней, это автоматически приравняется к его неисполнению. А дальше все, как я говорила, - протоколы, штрафы... Ведь что мешает бухгалтеру, получив письмо, просто выкинуть его? Ничего. А потом он заявит, что, дескать, ничего не получал. Это не проходит. У нас есть выписка из книги регистрации исходящей корреспонденции. Есть и отметка почты о принятии письма. И вообще, скажите - почему инспекция должна отвечать за то, что почтовое отделение плохо работает? Если хотите, то подавайте на них в суд.

- Подождите... Если курьер фирмы забрал требование, скажем, на шестой день после того, как оно поступило в почтовое отделение, в чем же тогда вина компании?

- Вопрос не ко мне. Если такое произошло, пусть разводит руками бухгалтер. Знаю, вы сейчас будете говорить о том, что адресатом требования является фирма, а не почтовое отделение. Подобный аргумент я принять не могу. Вы поймете почему, если на минуту встанете на нашу сторону. Есть задача: провести камеральную проверку. Есть средство: требование о представлении документов. Если бухгалтер заявляет, что средство плохое, не работает, значит, налоговая инспекция не выполняет задачу. А такого допустить мы не можем. И еще, не забывайте, если фирма совсем уходит в "глухую оборону", непокорную инспекция может наказать выездной проверкой.

Беседовал

В.Аканеев

Эксперт ПБ

Подписано в печать

27.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Чем неудобен лизинг ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 1) >
Статья: В новый год с новой формой ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.