Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О Регламенте организации работы с налогоплательщиками ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 1)



"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 1, 2005

О РЕГЛАМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ

В целях совершенствования организации работы инспекций с налогоплательщиками Министерство по налогам и сборам утвердило Регламент организации работы с налогоплательщиками <*> (далее - Регламент), который признал утратившим силу Приказ МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120. Данный Регламент разработан в целях повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками в случае организации:

- приема налогоплательщиков;

- приема, регистрации, выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками;

- проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом и информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом;

- информационной работы.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Регламент организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом МНС России от 10.08.2004 N СА3-3-27/468@.

К сожалению, новый Регламент не решает всех вопросов, которые возникают при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков.

Организация приема налогоплательщиков

В соответствии с Приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России" Регламент предусматривает прием налогоплательщиков ежедневно, в течение всего рабочего времени.

Для организации ежедневного приема налогоплательщиков рекомендуется использовать принцип сменности, согласно которому работа должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков не должна превышать четырех часов в день, чтобы у должностных лиц имелась возможность осуществлять иную работу, предусмотренную инструкциями на рабочих местах (п.1.1.2 Регламента). Прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо (п.1.1.4 Регламента). Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей кабинетах (операционных залах) (п.1.1.7 Регламента).

Регламент не объясняет, почему прием налогоплательщиков (устные консультации, прием отчетности и всех входящих документов, которые поступают от налогоплательщиков) ведется в операционных залах. С одной стороны, такой принцип организации работы с налогоплательщиками удобен - когда налогоплательщик пойдет в инспекцию, ему не нужно ломать голову над тем, в какую дверь постучаться? к кому обратиться? С другой - если сейчас прием налогоплательщиков осуществляется инспекторами по месту их жительства или регистрации в отведенных для этих целей комнатах или кабинетах, то в операционном зале неизбежно возникнет очередь: подать заявление или декларацию - в очередь, забрать документы - все та же очередь...

Но вот вопрос: кто из специалистов отдела по работе с налогоплательщиками - по приему отчетности, по информированию налогоплательщиков или специалист, который обязан знать не только всю поступающую информацию, но и правила оформления документации (документов на постановку на налоговый учет, на государственную регистрацию, на получение льгот физическими и юридическими лицами, а также все формы деклараций - вопросами их заполнения занимаются другие функциональные отделы налоговой инспекции), должен вести прием налогоплательщиков? Если последний, то инспектор отдела по работе с налогоплательщиками должен владеть большим объемом знаний о сфере деятельности практически всей инспекции в целом. Поэтому два-три часа, отводимые Регламентом на проведение учебы, явно недостаточно для того, чтобы грамотно и аргументированно ответить на любой вопрос налогоплательщика.

К тому же п.4.3.1 Регламента указывает на то, что при приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Это означает, что инспектор данного отдела должен знать все! Возможно ли это? Не случится ли так, что пока инспектор подготавливает ответ, налогоплательщик, получив отписку типа "ждите ответа", потеряет время или, наоборот, будет вынужден довольствоваться неполной и недостоверной информацией, так как инспектор составил ее по принципу "лишь бы ответить".

А если работа с налогоплательщиками в операционных залах предусматривает только прием документов "вслепую", то какой смысл говорить о прикреплении налогоплательщиков к налоговому инспектору? Да и инспектора высокой квалификации в этом случае может заменить специалист более низкого разряда, в обязанности которого не будут входить консультации налогоплательщиков.

О приеме отчетности и о консультациях по поводу заполнения форм - разговор особый.

По Регламенту (п.1.2.2) помещения для работы с налогоплательщиками должны находиться на первых этажах зданий налоговых инспекций и иметь отдельный вход для налогоплательщиков. В помещениях, предназначенных для работы с налогоплательщиками, необходимо разместить:

- стенд-указатель расположения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;

- информационные стенды.

Также в операционных залах рекомендуется иметь систему звукового информирования налогоплательщиков, установить компьютер со справочно-правовыми системами, а также электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией). Для налогоплательщиков, ожидающих приема, должны быть оборудованы места со стульями, столами (стойками), чтобы можно было оформить документы.

С этими положениями Регламента, на наш взгляд, согласятся обе стороны, которым он адресован, - и налогоплательщики, и работники инспекций, - уж очень красивая картинка получается. Вопрос об их финансировании затрагивать не хочется. Остается только надеяться, что раз есть предложения - будет и материальное подкрепление. Хотя так бывает далеко не всегда.

Организация приема, регистрации и выдачи документов

отделами работы с налогоплательщиками

Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности осуществляются в соответствии с Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности <**> (п.2.1.1 Регламента).

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65 "О введении в действие Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности" (с изм. и доп. - Приказ МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте (п.2.1.3 Регламента) отдел финансового и общего обеспечения регистрирует все вложения в конверте, которым присваивается единый номер, проставляемый на титульном (первом) листе каждого вложения.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления (п.2.1.4 Регламента).

По поводу утвержденной формы отчетности тоже есть нерешенные вопросы. Например, может ли бухгалтер быть уверенным в том, что его отчетность будет принята, если печатный бланк соответствует установленной форме, но на нем нет печати или подписи руководителя?

Если заполненная не по форме отчетность поступила по почте, то отдел работы с налогоплательщиками считает ее не принятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть сдана в установленные сроки и по утвержденной форме.

Какие сроки имеются в виду: установленные законом для сдачи отчетности (обычно по почте налогоплательщики отправляют отчетность в последний установленный законом день представления) или срок, который установит для налогоплательщика инспектор? Имеет ли инспектор право устанавливать такие сроки? Будет ли он виновным в нарушении сроков сдачи отчетности налогоплательщиком, если отправит уведомление в третий день срока, отведенного Регламентом для этой цели, который придется на последний установленный законом день сдачи отчетности?

Регламент предусматривает, что при обнаружении в зарегистрированных декларациях ошибок, не позволяющих осуществить их ввод, должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками подготавливает Уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность и отправляет его по почте заказным письмом с уведомлением (п.2.1.5 Регламента). Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не внесет уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.

Вопрос: каким образом должны быть внесены эти исправления? Нужно сдать уточненный расчет? Тогда как быть с первичным расчетом? Он ведь остался не введенным в лицевой счет. Или необходимо внести исправления в уже сданную отчетность? Тогда несет ли налогоплательщик ответственность за срыв сроков представления отчетности, так как по его вине данные расчетов не будут введены в базу, но у него имеется экземпляр с отметкой налогового органа о приеме отчетности?

Если при принятии налоговой декларации обнаружится, что установленные законодательством сроки ее представления нарушены, сотрудник отдела камеральных проверок - в случае представления налоговой декларации налогоплательщиком лично - составляет протокол об административном правонарушении; в случае ее представления от имени налогоплательщика его представителем лично - представителю налогоплательщика вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного в соответствии с действующим законодательством за своевременность представления отчетности в налоговый орган.

Данное положение Регламента противоречит Административному кодексу, так как протокол составляется в момент обнаружения административного правонарушения и должно быть подтверждение того, что ответственное лицо о составлении протокола уведомлено. В случае когда декларация сдается представителем, сроки составления протокола не указаны, и у инспекции нет доказательства, что ответственное лицо о данном нарушении уведомлено. Остается только надеяться на то, что представитель налогоплательщика вручит уведомление о необходимости явки в налоговый орган ответственному лицу в нужные сроки.

Пунктом 2.2.2 Регламента предусмотрено, что отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием заявлений, лично представленных налогоплательщиками. На втором экземпляре заявления по просьбе налогоплательщика должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано проставить отметку о принятии заявления и дату его представления. Но данный пункт не уточняет, каким образом принимать заявления от налогоплательщиков - проверять ли правильность их заполнения, прилагаемый к ним пакет документов и их оформление, то есть может ли налогоплательщик при обращении за документом быть уверенным на 100 процентов, что он его получит сейчас, или наиболее вероятно то, что он получит ответ: "Вы неправильно заполнили заявление", или: "Ваш пакет документов неполный".

Проведение сверки расчетов налогоплательщика

с бюджетом и информирование налогоплательщиков

о состоянии расчетов с бюджетом

Инспектор отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме 23 (полная), по форме 23-а (краткая), справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме 39-1 на основании данных соответствующих информационных ресурсов налогового органа. Ответственность за достоверность и своевременность внесения данных в информационные ресурсы несут отделы, формирующие указанные информационные ресурсы (п.3 Регламента).

Регламент устанавливает, что срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. В противном случае срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней. Но за нарушение сроков никто ответственности не несет.

При отсутствии в форме 23-а (краткая) расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика в документе ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. В обратной ситуации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика с целью устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная) (п.3.1.3 Регламента).

Вся схема работы в данном направлении на первый взгляд выглядит красиво, но... Сколько раз придется налогоплательщику посещать операционный зал налогового органа, чтобы провести процедуру сверки своих расчетов с бюджетом?! Первый раз - подать заявление на получение акта сверки, второй - через неделю получить его (согласно Регламенту акты сверки по заявлениям готовятся в течение 5 рабочих дней), третий - не позднее 3 дней сверить данные налогового органа со своими и принести акт сверки на подпись в инспекцию, и, наконец, четвертый раз - получить подписанный акт и поставить подпись во втором экземпляре. И это, в лучшем случае, - если нет расхождений. Можно, конечно, работать и через почтовые отправления, которые экономят время, теряемое в очередях, но в этом случае увеличивается временной период от написания заявления до подписания акта сверки.

Организация информационной работы

В Регламенте указано, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать, в том числе в письменном виде, налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности (п.4.1.1 Регламента).

Регламент устанавливает, что инспектор обязан дать консультацию при обращении налогоплательщика по любому вопросу. Как показывает опыт, за консультацией по заполнению деклараций налогоплательщики обращаются при их сдаче! Предложения оставить декларации и расчеты в специально отведенных для этого ящиках или прислать по почте особого энтузиазма у налогоплательщиков не вызывают. Они готовы отстоять несколько раз одну и ту же очередь и потратить, может быть, не один день на сдачу отчетности, лишь бы ее у них проверили, перепроверили и заодно проконсультировали, как заполнять декларации. И неважно, что неделю назад по вопросам их заполнения был семинар и что можно самому прочитать инструкции. "По старинке" (в очереди) хоть и дольше, но проще и надежней. Зато потом можно будет возмущаться по поводу очередей в инспекциях!

Согласно п.4.1.1 Регламента информирование налогоплательщиков налоговым органом производится по месту учета налогоплательщика. Означает ли это, что инспектор, прежде чем ответить на вопрос налогоплательщика, должен проверить его ИНН, КПП и адрес учета, а налогоплательщику или его представителю необходимо всегда иметь при себе Свидетельство о постановке на налоговый учет? А если налогоплательщик только собирается встать на налоговый учет в данном налоговом органе, то что ему остается - надеяться на благосклонность работника налогового органа?

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что многие вопросы остались нерешенными, и очередей в инспекциях, по всей вероятности, пока не избежать. И дело не только в несовершенстве системы работы налоговых органов с налогоплательщиками, но и в отношении самих налогоплательщиков к работе с налоговыми органами. Сегодня налогоплательщикам необходимо самим определять, какие вопросы должны освещать налоговые органы на своих семинарах, и самим принимать в них участие, вносить предложения о сроках и периодичности их проведения.

К.А.Гусев

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Подписано в печать

25.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Договор транспортной экспедиции: оформление, бухгалтерский учет и налогообложение ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 1) >
Вопрос: ...Наша организация заключила со своим сотрудником договор безвозмездного пользования автомобилем. Правомерно ли оформление от имени предприятия договора страхования данного автомобиля? Возможно ли включение в состав расходов, учитываемых при налогообложении, суммы страхового взноса (страхование по риску "Автокаско")? Нужно ли увеличивать совокупный годовой доход этого физического лица на сумму страховой премии и удерживать НДФЛ? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.