Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ликвидация организации ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1)



"Аудит и налогообложение", N 1, 2005

ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В N N 11 и 12 журнала за прошлый год мы рассказали о том, как происходит добровольная ликвидация организации и ее филиалов. Продолжая эту тему, рассмотрим, какие налоги следует уплатить в период ликвидации, как проводятся инвентаризация имущества и увольнение персонала, а также в каких случаях происходит принудительная ликвидация организации.

Уплата налогов в период ликвидации

"Первоочередным" кандидатом на проведение налоговой проверки являются те организации, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, налоговая инспекция должна организовать проверку очень оперативно. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и штрафов.

На основании ст.23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 - "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица".

К документу необходимо приложить копии постановления суда о ликвидации организации или решения учредителей о создании ликвидационной комиссии.

В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Согласно ст.89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года. Однако это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Обращаем внимание, что налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, доказав, что в течение последних трех лет она не занималась предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

В соответствии п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно ст.75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств организации. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

В случае если организация реализовала какие-либо активы, у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Исполнение обязанности по уплате

налогов и сборов (пеней, штрафов)

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п.1 ст.49 НК РФ).

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (п.2 ст.49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (п.3 ст.49 НК РФ).

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст.64 ГК РФ.

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации определен п.4 ст.49 НК РФ. В абз.1 п.4 данной статьи говорится, что в случае если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл.12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абз.2 и 3 п.4 ст.49 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

Пунктом 5 ст.78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет, в случае если имеется недоимка по другим налогам.

Инвентаризация имущества

Для того чтобы данные бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемой организации были достоверными, ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию ее имущества и обязательств.

Инвентаризация, проводимая при ликвидации организации, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат все позиции активов и пассивов.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества и обязательств предусмотрена п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации".

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета:

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация является подтверждением достоверности отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер на основании п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Приложение N 5).

При проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Методическими указаниями установлены Правила проведения инвентаризации. Согласно этим Правилам инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его месту нахождения.

Правила проведения инвентаризации включают:

- инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;

- инвентаризацию основных средств;

- инвентаризацию нематериальных активов;

- инвентаризацию финансовых вложений;

- инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

- инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;

- инвентаризацию животных и молодняка;

- инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;

- инвентаризацию расчетов (расчетов с банками и кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами), которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета;

- инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства).

В случае выявления при инвентаризации отклонений от учетных данных по имуществу составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Ошибки при проведении инвентаризации

и их последствия

Несмотря на то что порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации очень часто допускают различные нарушения.

Проведенная инвентаризация будет считаться недействительной в следующих случаях.

1. Состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем. Нет основания для проведения инвентаризации.

2. Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации. Результаты инвентаризации недействительны.

3. В приказе не указаны сроки инвентаризации. Нет основания для начала проведения инвентаризации.

4. Во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи. Внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации.

5. При невозможности остановки хозяйственной деятельности, приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии. Имеется возможность оформить ранее невыписанные приходно-расходные документы.

6. У материально-ответственных лиц не взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. При выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации.

7. Проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот (идеально составление инвентаризационных описей от руки по факту). Имеется возможность искажения фактических данных в соответствии с данными бухгалтерского учета.

8. Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре. Результаты инвентаризации недействительны.

9. Итоги должны быть выверены на каждой странице: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях, даже если подсчет велся в денежном измерении. Имеется возможность несанкционированных исправлений.

10. На каждой странице нет записи "Цены, итоги проверил" и подписи материально-ответственного лица. Инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально-ответственным лицам.

11. Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии. Исправления считаются недействительными.

12. Инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки (они должны быть прочеркнуты). Имеется возможность внесения дополнительных данных.

13. На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально-ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение. Отсутствие оснований для предъявления претензий к материально-ответственному лицу при выявлении недостач.

Порядок увольнения персонала

Увольнение персонала ликвидируемой организации осуществляется на основании приказа руководителя, с которым в обязательном порядке должны быть ознакомлены все работники организации, после чего работодатель передает сведения об увольнении работников в службу занятости.

В соответствии со ст.140 ТК РФ установлены сроки расчета работников при увольнении. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения работника выплатить не оспариваемую им сумму.

При увольнении работника в связи с ликвидацией организации помимо заработной платы работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Возникает проблема защиты материальных интересов работников. Статья 64 ГК РФ и ст.134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливают очередность удовлетворения требований кредиторов.

Расторжение трудового договора на основании п.1 ст.81 ТК РФ производится при прекращении деятельности работодателя вследствие признания его банкротом по решению суда.

В соответствии со ст.180 ТК РФ работодатель обязан предупредить работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Записи об увольнении в трудовые книжки работников вносятся ликвидационной комиссией на основании приказов об увольнении. Уволенный в связи с ликвидацией работник получает выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Среднемесячный заработок сохраняется за работником на период трудоустройства, но не более чем на два месяца с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). Данный порядок увольнения распространяется на всех работников ликвидируемой организации, в том числе на руководителя и главного бухгалтера.

Компенсация за неиспользованный отпуск

На основании ст.127 ТК РФ при ликвидации организации работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск нужно определить средний заработок увольняемого работника согласно ст.139 ТК РФ.

Для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.

Следует иметь в виду, что материальная помощь в расчет среднего заработка не включается.

С компенсации за неиспользованный отпуск налог на доходы физических лиц удерживается, но на сумму компенсации не нужно начислять ЕСН и взносы в Пенсионный фонд РФ (ст.238 НК РФ).

Статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ.

Выходное пособие

В соответствии со ст.178 ТК РФ, кроме компенсации за неиспользованный отпуск, работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В некоторых случаях выплачивается средний заработок за третий месяц, но это возможно, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и она его не трудоустроила.

Согласно ст.ст.217 и 238 НК РФ выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, на него не нужно начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (например: неприведение учредительных документов юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации) или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда на основании требований государственных органов или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Нарушение законодательства о лицензировании

На основании п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со ст.2 Закона N 128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с этим Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Если организация осуществляет деятельность без лицензии, ей грозит ликвидация в судебном порядке.

Ликвидация по иску налоговых органов

Процедура принудительной ликвидации может быть инициирована различными государственными органами по многим основаниям. Заявителями могут быть прокуроры, налоговые органы, лицензионные органы и прочие структуры. Деятельность фирмы может быть прекращена:

- грубое нарушение закона, если оно носит неустранимый характер (фактически это любое неоднократное нарушение закона, например непредставление налоговой декларации);

- ведение деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия лицензии;

- осуществление деятельности, которая противоречит уставным целям;

- неоднократное нарушение законодательства о применении ККТ (например, систематическая невыдача контрольно-кассового чека);

- наличие отрицательной величины чистых активов в течение более двух лет (для ОАО).

Если организация не прошла перерегистрацию и не заявила о себе до 1 января 2003 г., она не будет считаться ликвидированной. Вместе с тем налоговые органы вправе обратиться в суд с требованием о прекращении ее деятельности.

Инициировать процедуру принудительной ликвидации может:

- Министерство по антимонопольной политике;

- Федеральная налоговая служба;

- Министерство финансов;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

В настоящее время в ФНС России рассматриваются некоторые возможные варианты принудительной ликвидации, например ввести процедуру приостановления деятельности, то есть регистрирующие органы временно ограничат организацию в праве осуществления предпринимательской деятельности. Сделки, которые организация совершит в этот период, будут признаны недействительными. Если в дальнейшем организация не заявит о себе, то ее исключат из реестра.

Следует отметить, что на сегодняшний день процесс ликвидации проходит достаточно долго и болезненно.

Нарушение Закона о ККТ

Налоговые органы могут обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации организации, которая неоднократно нарушает Закон о применении ККТ.

В случае нарушения организацией правил работы с ККТ в соответствии со ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) такими нарушениями признаются продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:

- на граждан - в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

При этом налоговая инспекция обязана доказать суду, что данная организация преступила закон повторно. Для этого необходимо представить суду хотя бы одно постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого на организацию уже был наложен штраф за неприменение ККТ.

Специалисты

"BKR Интерком-Аудит"

Подписано в печать

24.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Банки: переход на МСФО ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1) >
Статья: Камеральная проверка ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.