Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Банки: переход на МСФО ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1)



"Аудит и налогообложение", N 1, 2005

БАНКИ: ПЕРЕХОД НА МСФО

Особенности перехода российских банков на МСФО

Банки первыми среди российских хозяйствующих субъектов переходят на МСФО, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (гл.VII) правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности устанавливает Банк России, который имеет право строго спросить за неисполнение своих требований. Кроме того, соответствующие права и обязанности предоставлены Банку России Федеральным законом от 10.01.2003 N 5-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 5-ФЗ).

Что касается остальных компаний, то для них сроки перехода на МСФО пока не установлены.

Переход банков на МСФО является частью стратегии развития банковского сектора страны на ближайшую перспективу, разработанной Банком России. Стратегия связывает переход на МСФО с созданием системы гарантирования вкладов. Недавние события - крах нескольких российских банков - внесли существенные коррективы в эту систему, поскольку, по мнению Государственной Думы РФ, в нее должны быть включены все российские банки, а не только финансово устойчивые.

Ни для кого не секрет, что крупнейшие российские банки стали готовить отчетность по МСФО, привлекая иностранные аудиторские компании "большой четверки" (Ernst & Young, KPMG, PWC и Deloitte & Touche), задолго до провозглашения Банком России курса на переход на международные стандарты, поскольку именно на основании такой отчетности западные банки предоставляли им крупные кредиты. Однако банковская система России должна целиком соответствовать общей тенденции глобализации экономики, а возможность выхода на международные финансовые рынки должны иметь все российские банки.

К началу 2004 г. отчетность по МСФО составляли уже около 120 банков. Фактически эти банки охватывали 70% активов всего банковского сектора и капитала, причем для проверки соответствия составленной отчетности требованиям МСФО эти банки также привлекали международные аудиторские компании.

Использование МСФО имеет большое значение как для построения внутрибанковской управленческой отчетности, так и для повышения ее доступности, то есть для понимания широким кругом пользователей. Ведь банк обладает особым социальным статусом, поскольку работает в том числе и на привлечение средств, включая сбережения граждан.

Большая открытость финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, достигается путем включения в перечень обязательных разделов отчетности примечаний, содержащих краткое описание существенных статей баланса и даже крупных сделок. Наличие объективно составленного примечания позволяет снизить риск приукрашивания менеджментом реального положения дел в банке, так как международные стандарты требуют осторожной оценки финансовых результатов и реальной стоимости активов исходя из их доходности и ликвидности.

Как показывает практика, основная сложность при переходе на МСФО заключается в том, что российская система учета базируется на однозначно трактуемых инструкциях, а международные стандарты носят рекомендательный характер и не предполагают жестких нормативов. Международные стандарты устанавливают новые понятия, такие как "справедливая стоимость", "амортизированные затраты", отражать которые в своей отчетности банкам приходится самостоятельно.

Если с 2004 г. всем банкам пришлось приобщиться к международным стандартам и по прошествии девяти месяцев направить в Банк России отчет по итогам работы за это время, затем подготовить в соответствии с МСФО годовую отчетность, то с этого года они обязаны будут делать это периодически (вероятно, раз в квартал). Правда, Банк России обещает не делать никаких выводов на основании полученных данных и не наказывать за их отсутствие. Однако такое снисхождение будет продолжаться только до 1 января 2006 г., после чего за непредставление отчетности по МСФО или ее плохие показатели со стороны Банка России последуют санкции вплоть до отзыва лицензии.

Некоторые специалисты считают, что переходить на МСФО должны не все банки сразу, поскольку без перевода на международные стандарты отчетности всех российских хозяйствующих субъектов такой переход не может привести к сколько-нибудь значительным позитивным изменениям экономической ситуации в стране. Кроме того, учитывая, что в основе международных стандартов лежат метод начислений и мотивированное суждение, то о качестве банковских активов и рисков могут появиться различные мнения.

Вплоть до 1 января 2006 г. банкам придется параллельно вести две отчетности - по РПБУ и МСФО. Таким образом, как минимум на период от одного года до полутора лет составление финансовой отчетности для банков усложнится.

Если параллельно с введением новых отчетных форм, соответствующих МСФО, будут отменяться прежние, устаревшие и уже не используемые для оценки деятельности банков формы текущей отчетности, то, возможно, это приведет к выработке банками оценочных критериев и собственных правил по составлению отчетов в рамках Методических рекомендаций Банка России от 25.12.2003 N 181-Т "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности".

Есть основание полагать, что на первом этапе перехода на МСФО прозрачность финансовой отчетности банков будет иметь значение только для тех специалистов, которые в состоянии оценить эту прозрачность, а для всех остальных пользователей прозрачность станет понятной лишь спустя некоторое время.

Законодательная и нормативная база

перехода на МСФО

Порядок принятия нормативных актов Банком России установлен Положением Банка России от 15.09.1997 N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (далее - Положение), принятым в соответствии с Законом N 5-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно данному Положению нормативными актами Банка России являются акты, направленные на установление, изменение или отмену норм права постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом N 5-ФЗ и настоящим Положением.

Нормативные акты Банка России принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Законом N 5-ФЗ и другими федеральными законами.

В п.1.4 Положения отмечается, что не являются нормативными актами Банка России следующие документы:

- распорядительные акты;

- толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;

- иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным выше.

Пункт 1.5 Положения содержит исчерпывающий перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России, это:

- указание Банка России;

- положение Банка России;

- инструкция Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Из п.1.5 отчетливо видно, что таких форм, как "письмо" или "методические рекомендации", среди перечисленных форм нормативных актов нет. Буква "Т" в номере документа свидетельствует о том, что мы имеем дело с актом, содержащим исключительно технические форматы и иные требования.

В Официальном сообщении Центрального банка РФ от 02.06.2003, в частности, говорится, что для придания юридической значимости финансовой отчетности по МСФО, составляемой путем трансформации, необходимо принятие соответствующего законодательного акта. Такой законодательный акт до настоящего времени не принят. Следовательно, финансовая отчетность по МСФО, составляемая путем трансформации, до внесения соответствующих изменений в российское законодательство не будет иметь юридической силы.

Затраты на подготовку финансовой отчетности

Одним из основных вопросов, который должен; быть решен при переходе на МСФО, является вопрос: в каких случаях возможно отнесение на расходы банка, учитываемые в целях налогообложения, затрат на подготовку финансовой отчетности по МСФО, включая затраты на оплату услуг по подготовке такой отчетности сторонней независимой аудиторской фирмой, а также затрат на оплату услуг аудиторской фирмы, проверяющей достоверность такой отчетности?

Здесь речь идет об экономической обоснованности или оправданности произведенных банком расходов. Данный критерий предусмотрен ст.252 "Расходы. Группировка расходов" НК РФ, где сказано, что налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в том случае, если эти расходы обоснованны и документально подтверждены. В свою очередь, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Так будут ли являться расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и подтверждение ее достоверности независимой аудиторской компанией экономически обоснованными, если банк осуществляет свои операции исключительно на территории Российской Федерации, не размещает свои ценные бумаги на зарубежных рынках ценных бумаг, в его уставном капитале отсутствует доля иностранного акционера или участника и представления такой отчетности не требует от него ни один контрагент?

Ответить на этот вопрос однозначно весьма сложно, поскольку в настоящее время надлежащее нормативное закрепление основ для подготовки отчетности в соответствии с МСФО отсутствует.

Вопрос об экономической обоснованности подобных расходов скорее относится к компетенции МНС России, как это предусмотрено пп.2 п.1 ст.21 и пп.4 п.1 ст.32 НК РФ, определяющими права налогоплательщика получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, а также обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов и т.д.

Для тех случаев, когда нет оснований для признания расходов на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и подтверждение ее достоверности независимой аудиторской компанией экономически обоснованными, логично поставить вопрос уже перед Банком России о компенсации с его стороны коммерческому банку этих расходов в полном размере.

Общая характеристика международных стандартов,

имеющих отношение к деятельности

кредитных организаций

При переходе российских кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются:

- стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

- учетные директивы, которые принимаются путем согласования законодательных актов стран - членов ЕЭС.

Следует также учесть, что международные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухгалтерского учета, как:

- содержание отчетности;

- критерии внесения в отчетность различных ее элементов;

- правила оценки элементов отчетности;

- объем предоставляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и другие.

Каждый стандарт содержит следующую информацию:

- объект учета: определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;

- признание объекта учета: описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

- оценка объекта учета: рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;

- отражение в финансовой отчетности: информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Однако возникает вопрос: все ли 40 стандартов МСФО применимы в банковской отчетности?

Банковский комитет по унификации стандартов финансовой отчетности по просьбе министров финансов и руководителей центральных банков развитых стран в 2000 г. проанализировал 15 Международных стандартов финансовой отчетности, имеющих, по мнению Комитета, самое непосредственное отношение к банкам, среди которых специалисты уделили особое внимание МСФО 30 "Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и аналогичных финансовых учреждениях" и МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".

В итоге специалисты определили несколько направлений совершенствования МСФО 30, а для раскрытия сложных вопросов применения МСФО 39 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности сформировал специальный подкомитет для подготовки методических указаний по его применению.

Требования МСФО к учетной информации

Важнейшей задачей учетной информации является отражение текущего финансового положения кредитной организации и предшествующей деятельности, что позволяет пользователю финансовой отчетности принимать экономические решения. Ответственность за предоставление такого рода информации принимает на себя руководство кредитной организации.

Финансовое положение кредитной организации определяется имеющимися в ее распоряжении ресурсами, их источниками, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Информация о результатах деятельности кредитной организации необходима для того, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем, при прогнозировании способности получать прибыль и формировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы.

Информация об изменениях в финансовом положении кредитной организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о результатах деятельности кредитной организации обеспечивается в основном отчетом о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении - отчетом о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении кредитной организации, результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством кредитной организации.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна отвечать трем основным требованиям:

1) быть понятной имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам;

2) давать представление имеющимся и потенциальным кредиторам и инвесторам о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;

3) давать представление о материальных, финансовых и иных ресурсах кредитной организации, ее обязательствах, составе и источниках средств, а также об их изменениях.

Следует отметить, что финансовая информация, содержащаяся в отчетности на момент ее подготовки, отражает результаты прошедших событий, и хотя возможность ее использования для прогнозирования будущих событий существует, она в силу целого ряда причин может оказаться весьма ограниченной.

Несмотря на то что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей, это вовсе не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся и информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для принятия соответствующих экономических решений. Поэтому не только сотрудникам банка, занимающимся подготовкой и составлением финансовой отчетности, но и пользователям (как внешним, так и внутренним) необходимо знать основные принципы и положения, лежащие в ее основе.

Важным условием предоставления учетной информации о деятельности кредитной организации в соответствии с международными стандартами является ее прозрачность. Как известно, предоставление прозрачной информации об участниках финансового рынка и совершаемых ими сделках - необходимое условие создания эффективных рыночных отношений. Это одна из наиболее важных предпосылок создания необходимой рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации о своих участниках. Как правило, рынок уравновешивает как предельные выгоды, так и предельные издержки, связанные с раскрытием дополнительной информации, поэтому конечный результат не всегда удовлетворяет потребностям участников рынка.

Для любой кредитной организации предоставление информации о своей деятельности является необходимым условием участия в финансовых рынках. Регулирующие органы также рассматривают качество информации об участниках рынка как самую приоритетную характеристику.

Требования к качеству учетной информации со стороны участников рынка и регулирующих органов постоянно повышаются. В этой связи кредитные организации также должны быть заинтересованы в улучшении своих внутренних информационных систем, если они хотят иметь репутацию банков, предоставляющих качественную информацию о своей деятельности.

В основе публичного раскрытия информации о деятельности кредитной организации лежит соответствующая методология. Принимая во внимание, что раскрытие информации подразумевает публикацию качественной информации, содержащейся в годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация, после перехода на МСФО требование прозрачности будет заключаться в публикации ежеквартальной отчетности по установленной форме, не проверяемой аудитором, в дополнение к заверяемому аудитором годовому отчету.

Сроки раскрытия информации также имеют важное значение. Публичное раскрытие негативной информации, если оно неправильно интерпретировано, может нанести ущерб кредитной организации. Требования к раскрытию информации являются одинаковыми для всех участников финансового рынка. Особенно это касается банков, предоставляющих некачественную информацию и (или) информацию, которую внешние пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать.

Следует помнить, что с точки зрения долгосрочной перспективы полное раскрытие информации, как правило, приносит пользу кредитной организации. Это связано с тем, что даже если приходится нести издержки, связанные с недостаточной прозрачностью, они в конечном итоге оказываются выше затрат по обеспечению прозрачности.

Прозрачность представляемой учетной информации напрямую связана с ответственностью за ее предоставление. Прозрачность предполагает создание условий, при которых информация о существующей ситуации, принятых решениях и действиях оказывается доступной и понятной для всех участников финансового рынка.

Раскрытие информации включает в себя процесс и методологию предоставления информации и своевременное уведомление о стратегических решениях, принятых кредитной организацией.

Ответственность означает обязанность участников финансового рынка и органов государственной власти обосновывать свои действия и проводимую политику, а также отвечать за принятые решения и достигнутые результаты.

Согласно существующему законодательству за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации, а за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности - главный бухгалтер. Главный бухгалтер также обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Прозрачность необходима для внедрения концепции ответственности трех основных групп участников финансового рынка, а именно:

- заемщиков и кредиторов;

- эмитентов и инвесторов;

- органов государственной власти и международных финансовых институтов.

Международная практика показывает, что чем больше степень прозрачности предоставляемой учетной информации, тем выше качество решений, принимаемых всеми кредитными организациями - участниками рынка. Прозрачность способствует не только повышению качества управления, но и укреплению ответственности за проводимую учетную политику.

Однако прозрачность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей, и ответственность за предоставление этой информации не являются самоцелью. Они направлены на стимулирование роста экономических показателей, улучшение работы финансовых рынков путем повышения качества принимаемых решений и управления рисками. Это касается не только участников рынка, но и органов государственной власти. Тем не менее они не являются панацеей. В частности, прозрачность не меняет характер финансовых систем или присущих им рисков. Она, возможно, и не предотвратит финансовые кризисы, но, по крайней мере, обеспечит более или менее сдержанную реакцию участников рынка на плохие известия. Прозрачность помогает участникам рынка определять и предвидеть негативные последствия, посредством чего снижается вероятность паники и других пагубных для рынка действий.

В то же время следует четко разграничивать прозрачность и конфиденциальность учетной информации, предоставляемой для внешних пользователей. Разглашение внутренней учетной информации о деятельности той или иной кредитной организации может дать ее конкурентам преимущество, что, как правило, и удерживает участников рынка от ее полного раскрытия.

Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию о деятельности кредитных организаций, разглашение которой может повлечь за собой значительные изменения на финансовом рынке. При таких обстоятельствах кредитные организации неохотно представляют внутреннюю учетную информацию, ссылаясь на необходимость соблюдения конфиденциальности. Однако полное раскрытие информации вносит свой вклад в общий режим прозрачности того или иного финансового рынка, который в конечном итоге станет выгодным для всех его участников, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму приведет к негативным последствиям для отдельных кредитных организаций.

Следует отметить, что отчетность банка, подготовленная по МСФО, содержит большой объем различной информации о его деятельности. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития банка.

Задачи бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в кредитных организациях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе этих организаций, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Бухгалтерский учет ведется банком непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и с учетом международной практики основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

- формирование полной, детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, акционерам (участникам) организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении кредитной организацией банковских и хозяйственных операций, целесообразностью этих операций, наличием и движение имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов деятельности кредитной организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

- использование бухгалтерского учета и финансовой отчетности для принятия управленческих решений.

Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений. Выполняемые банками операции по кредитованию, расчетам и т.д. находят свое отражение в бухгалтерском учете банков, предприятий и других хозяйствующих субъектов. Банковские операции, отраженные в активе баланса банка, соответствуют пассивам в балансах предприятий и организаций и показывают сумму полученных банковских кредитов. В то же время денежные средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и других счетах отражаются в их балансах по активу, а в балансе банка - по пассиву.

МСФО предъявляет особые требования к системе бухгалтерского учета кредитной организации, где формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

Пользователями согласно международным стандартам могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, клиенты и органы власти, а также общественность в целом.

Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете, могут иметь различные интересы: инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности своих фактических и планируемых инвестиций; кредиторы - в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены ссуды, предоставленные ими кредитной организации, и выплачены соответствующие проценты; органы власти - в информации для осуществления возложенных на них функций; общественность - в информации о роли и вкладе кредитной организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Поскольку интересы пользователей различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности в полном объеме; собираемая учетная информация предназначена для удовлетворения наиболее общих потребностей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета в соответствии с МСФО состоит в формировании информации, полезной руководству кредитной организации для принятия управленческих решений.

При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению кредитной организации, результатам ее деятельности, изменениям в финансовом положении.

Влияние МСФО на результаты работы банка

Результаты аудиторских проверок банков, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих банков по таким показателям, как "собственный капитал", "активы" и "чистая прибыль". Как показало проведенное исследование, успешные результаты работы обусловлены тем, что в процессе кредитования банки основное внимание уделяют анализу и управлению рисками. В то время как средний уровень риска кредитных операций в большинстве российских банков составляет порядка 30%, в банках, составляющих отчетность по МСФО, риск кредитного портфеля не превышает 10%.

Успешным результатам работы таких банков также способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе.

Инфраструктура этих банков включает консалтинговую, страховую и лизинговую сферы деятельности, клиринговые центры по расчетам в сфере топливно-энергетического комплекса и целый ряд других видов деятельности, для участия в которых эти банки создали собственные компании.

Главная цель и преимущество созданной при банках инфраструктуры заключается в комплексном обслуживании клиентов в интересах эффективного развития бизнеса.

Внедрение международных стандартов уже позволило некоторым российским банкам повысить эффективность системы финансового контроля и управления рисками, что повысило качество управленческих решений и способствовало улучшению финансовых результатов.

Кроме того, составление заключений аудиторских фирм по результатам работы целого ряда банков в соответствии с требованиями МСФО способствовало повышению доверия к этим банкам со стороны потенциальных партнеров, особенно иностранных.

А.Суворов

К. э. н.,

председатель

Ассоциации бухгалтеров

и аудиторов "Феникс"

Подписано в печать

24.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения в исчислении ЕСН ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1) >
Статья: Ликвидация организации ("Аудит и налогообложение", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.