|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Почем электронный реестр? ("Московский бухгалтер", 2005, N 1)
"Московский бухгалтер", N 1, 2005
ПОЧЕМ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕЕСТР?
Федеральная налоговая служба вплотную занялась проблемой организации доступа к оперативной и достоверной информации о фирмах и коммерсантах. Теперь такие данные можно получить непосредственно "из первых рук". Однако не бесплатно.
В большинстве крупных компаний безопасность ставится во главу угла. Зачастую такие фирмы имеют собственные спецслужбы, в обязанности которых входит сбор информации о деловых партнерах. В последнее время этот вид сведений стал популярен и у организаций, относящихся к среднему и малому бизнесу. Ведь по мере развития экономических механизмов компании взаимодействуют со все большим числом контрагентов, среди которых могут оказаться недобросовестные. В свете "отгремевших" определений Конституционного Суда недобросовестность приобретает налоговый оттенок. Так, если партнер фирмы не заплатит НДС в бюджет, инспекторы могут отказать организации в вычете по налогу. При разработке бизнес-планов, проведении переговоров и заключении сделок могут быть полезны сведения из государственных реестров. Например, нужно выяснить, действительно ли предполагаемый деловой партнер является индивидуальным предпринимателем. К счастью, проблема недостаточной информированности бизнеса заинтересовала налоговых работников.
Главное - информация
С 1 января все желающие могут получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде. Так сказано в Приказе Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7. Напомним, что эти труднопроизносимые аббревиатуры расшифровываются как Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Информация из реестров делится на общедоступную и с ограниченным доступом. Ограничения на распространение информации об организациях и ПБОЮЛ установлены в п.1 ст.6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Так, контролерам нельзя делиться паспортными данными коммерсантов и сведениями о банковских счетах фирм и ПБОЮЛ. Получить полные сведения могут государственные учреждения, а также органы власти и местного самоуправления. Частным организациям или гражданам нельзя запрашивать у инспекторов такую информацию. Они могут получить от ФНС только общедоступные сведения о юридическом лице, а именно: - наименование; - организационно-правовую форму; - адрес (место нахождения); - способ образования юридического лица (создание или реорганизация); - сведения об учредителях (участниках); - о размере уставного капитала; - о полученных лицензиях; - данные о филиалах и представительствах; - ИНН, КПП, ОКВЭД фирмы; - номер и дату регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования. А вот перечень сведений, которые "частники" могут запросить из ЕГРИП об индивидуальных предпринимателях: - фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения; - гражданство; - место жительства; - данные о полученных лицензиях; - ИНН, дату постановки на учет и коды ОКВЭД; - номер и дату регистрации в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования.
Сведения по "смешным" ценам
При получении доступа к информации из реестров не понесут затрат только государственные учреждения - для них он будет бесплатным. А вот частным фирмам и предпринимателям придется оплатить услуги Федеральной налоговой службы. Если электронные сведения заинтересовали "частника", он должен подать заявку по форме, приведенной в Приложении к Приказу N САЭ-3-09/7, вместе с копией платежного поручения. Желающие получить доступ к данным реестров должны подать заявку и подтверждающий оплату документ. У налоговиков будет пять дней, чтобы принять положительное решение или отказать в доступе. В случае если решение было положительным, заявитель будет уведомлен об этом. И по прошествии еще одного пятидневного срока можно будет получить доступ к самой информации. Отказать в выдаче сведений могут по нескольким основаниями. Например, неправильно оформлено заявление, не подтверждена оплата соответствующим документом или информация, которую запросила организация, не является общедоступной, а значит, не может быть выдана частным лицам. Форма предоставления сведений также различается в зависимости от того, кем является заявитель. Так, государственные учреждения могут получить их на дисках, дискетах (которыми они сами обязаны обеспечить), по электронной почте со средствами шифрования, а также через Интернет. "Частникам" доступен только последний способ - ни на дисках, ни по почте информацию им получить не удастся. Если фирме разрешен доступ, ей выдается логин и пароль для просмотра определенных разделов официального сайта ФНС. Реквизиты авторизации действуют в течение года, и использовать их можно только с одного рабочего места. Такая система исключает приобретение пароля "в складчину" и последующее совместное использование. В Интернете копии ЕГРЮЛ и ЕГРИП обновляются еженедельно. Но не для всех. Дело в том, что Приказ ФНС N САЭ-3-09/7 установил два способа получения данных из реестров: "однократное предоставление открытых сведений" и "абонентское обслуживание одного рабочего места". При "однократном" доступе организация может просматривать сведения, которые были внесены в реестр по состоянию на день его предоставления. Информация в данном случае не обновляется. Стоит это "удовольствие" 50 тыс. руб. за год обслуживания. За более "продвинутый" доступ с абонентским обслуживанием придется заплатить значительно больше - 150 тыс. руб. в год. Отличие заключается в том, что видимые пользователю реестры еженедельно обновляются "свежими" данными. Но и для "однократных" пользователей не все потеряно. Контролеры придумали гибкую систему. Реестры все же можно "обновить". Данные будут актуализированы, а стоит эта услуга 5 тыс. руб. Поэтому если не требуются самые последние сведения, этот вид доступа оптимален с ценовой точки зрения. Например, информацию можно обновлять, скажем, раз в квартал. Тогда суммарные затраты по годовому обслуживанию составят 65 тыс. руб. Это на 85 тыс. руб. меньше, чем "абонентский" доступ, - экономия получается существенной. Если годовая подписка на доступ к сведениям из государственных реестров подошла к концу, а фирма или коммерсант намереваются продолжить пользование этой услугой, им придется проделать те же самые действия - подать заявку и произвести платеж согласно прейскуранту налоговой службы.
Д.Попов Подписано в печать 24.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |