Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги-2005 ("Бизнес-адвокат", 2005, N 1)



"Бизнес-адвокат", 2005, N 1

НАЛОГИ-2005

С 1 января 2005 г. вступили в силу федеральные законы,

предусматривающие внесение изменений и дополнений в НК РФ

Законодательная основа для преобразования законодательства о налогах и сборах создана Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2004 г.).

В соответствии со ст.79 Закона N 58-ФЗ ФНС России <*> признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функции по представлению интересов РФ в процедурах банкротства.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Согласно Указу Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России).

Согласно Закону N 58-ФЗ за Министерством финансов РФ закреплены функции по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогообложения и сборов. Минфину переданы полномочия по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению.

При этом следует учитывать, что все ранее принятые нормативные правовые акты МНС России действуют до признания их утратившими силу и обязательны для исполнения налогоплательщиками (ст.78 Закона N 58-ФЗ).

Вместе с тем отдельные нормативные документы, связанные с налоговым контролем, будет выпускать ФНС России, например, утверждать формы налогового уведомления (ст.52 НК РФ) и требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ); формы свидетельства и уведомлений о постановке на учет (п.2 ст.84 НК РФ); форму решения о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ); форму и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК РФ) и некоторые другие.

Со 2 августа 2004 г. изменен порядок проведения разъяснительной работы.

После вступления в силу Закона N 58-ФЗ налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

- о действующих налогах и сборах;

- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов. Финансовые же органы субъектов РФ отвечают на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства. Обязанность письменно разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления (ст.34.2 НК РФ). Налоговые органы должны учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные налогоплательщикам.

Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, признается выполнение письменных разъяснений, данных финансовым органом или иным уполномоченным органом либо его должностным лицом в пределах установленной компетенции (пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Налогоплательщики, которые следовали письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушали при этом налоговое законодательство, также могут быть освобождены от ответственности, если соответствующее разъяснение было предоставлено в пределах компетенции налогового органа.

В п.35 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что к разъяснениям, о которых упоминает пп.3 п.1 ст.111 НК РФ, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц (финансовых органов, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов, органов внутренних дел).

1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в главу 24 части второй НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ. Данным Законом внесены следующие основные изменения.

Согласно положениям указанного Закона с 1 января 2005 г. сократился установленный ст.238 НК РФ перечень выплат, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом (далее - ЕСН). Так, признаны утратившими силу пп.8, 13 и 14 п.1 ст.238 НК РФ, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению:

- суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

- выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще 1 раза в 3 месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

- выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на 1 работника - физического лица за календарный месяц.

Подпунктом 8 п.1 ст.238 НК РФ устанавливался исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих выплаты лицам за счет членских взносов, не подлежащих налогообложению. Вместе с тем существуют иные организации (товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и некоторые другие), также производящие выплаты за счет членских взносов. Вышеуказанное исключение направлено на уравнивание в правах налогоплательщиков всех организационных форм, производящих выплаты за счет членских взносов.

Положения пп.14 п.1 ст.238 НК РФ отменены в связи с устранением преимущества в налогообложении, которое предоставляла натуральная форма оплаты труда. Следует также учитывать, что сельскохозяйственные товаропроизводители исчисляли ЕСН по пониженной ставке и отмена указанного пункта создала равные условия социального обеспечения физических лиц, работающих у сельскохозяйственных производителей.

Согласно Закону N 70-ФЗ п.1 ст.238 дополнен пп.15, предусматривающим освобождение от налогообложения ЕСН сумм материальной помощи, выплачиваемых физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период. Одновременно признается утратившим силу п.2 ст.238 НК РФ, устанавливающий аналогичную норму.

В целях приведения в соответствие положений ст.236 НК РФ с другими нормами гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ из п.3 ст.238 НК РФ исключены выплаты по лицензионным договорам (напомним, что с 2002 г. из объекта налогообложения ЕСН исключены выплаты по лицензионным договорам).

Согласно положениям Федерального закона N 70-ФЗ с 1 января 2005 г. утратили силу положения пп.4 п.1 ст.239 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения ЕСН российских фондов поддержки образования и науки с сумм выплат гражданам РФ в виде грандов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Следует отметить, что на практике данная льгота фактически не применялась, поскольку начиная с 2002 г. выплаты в пользу третьих лиц не признаются объектом налогообложения по ЕСН.

Начиная с 1 января 2005 г. введены новые ставки ЕСН. Максимальная ставка снижена с 35,6% до 26%. Изменено распределение сумм налога между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, увеличен порог шкалы регрессии до 280 000 руб. в год.

Федеральным законом N 70-ФЗ предусмотрено исключение из гл.24 НК РФ нормы, устанавливающей дополнительные ограничения по применению регрессивной шкалы налогообложения. Таким образом, с 2005 г. все без исключения налогоплательщики могут воспользоваться регрессивными ставками, если налоговая база на каждое физическое лицо превысит установленные шкалой регрессии пределы. Кроме того, не нужно каждый месяц проверять условие ее применения.

Ставки по ЕСН снижены практически для всех категорий налогоплательщиков, являющихся работодателями. Данная мера позволяет работодателям уменьшить начисления в фонд оплаты труда и, соответственно, снизить налоговую нагрузку в части ЕСН.

Снижение ставок касается и физических лиц: индивидуальных предпринимателей, адвокатов и других плательщиков.

Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, затрагивают порядок начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу иностранных граждан, тарифы взносов для разных категорий плательщиков, особенности финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии, особенности администрирования страховых взносов.

С 1 января 2005 г. введены новые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Физические лица, в пользу которых производятся выплаты, облагаемые страховыми взносами, будут распределяться не на 3 возрастные группы, а на 2: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе.

Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 года рождения, будут полностью направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанной категории граждан не предусмотрено.

Согласно положениям Федерального закона N 70-ФЗ изменен порядок осуществления контроля за исчислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Начиная с 1 января 2005 г. налоговые органы наряду с контролем за уплатой страховых взносов осуществляют контроль за правильностью их исчисления.

Следует учитывать, что все изменения и дополнения, предусмотренные Федеральным законом N 70-ФЗ, должны учитываться начиная с расчетов по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2005 г.

Согласно положениям Федерального закона "О внесения изменений в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 г. утратили силу абз.3 - 6 пп.3 п.2 ст.164 НК РФ.

Таким образом, некоторые виды услуг, которые облагались НДС по ставке 10%, с 1 января 2005 г. облагаются по ставке 18%. К таким услугам относятся:

- экспедирование и доставка периодических печатных изданий и книжной продукции;

- редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;

- размещение рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

- оформление и исполнение договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

В настоящее время ведется работа по вопросу совершенствования законодательства в части контроля за ценами, применяемыми налогоплательщиками.

В ст.40 НК РФ установлено правило, согласно которому для целей налогообложения применяется цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Основания опровержения данной презумпции предусмотрены п.2 ст.40 НК РФ.

Согласно п.2 ст.40 Кодекса при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночная цена определяется согласно положениям п.п.4 - 11 ст.40 НК РФ как цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок.

Практическое применение положений ст.ст.20 и 40 НК РФ выявило ряд сложностей, с которыми сталкиваются участники налоговых правоотношений при решении вопроса о соответствии указанной в договоре цены уровню рыночных цен.

Положения ст.40 НК РФ устанавливают лишь ориентиры оценки соответствия договорной цены уровню рыночных цен. Наличие в ст.40 НК РФ большого количества оценочных категорий (непродолжительный период времени, обычная для данной сферы деятельности прибыль) и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют проведение эффективного контроля за ценами, применяемыми налогоплательщиками.

М.Маркова

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

23.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация, применявшая регрессивную шкалу по ЕСН, прекратила свою деятельность в результате реорганизации в апреле 2004 г. Вправе ли организация-правопреемник применять регрессивную шкалу по ЕСН, учитывая выплаты, произведенные реорганизованной организацией своим сотрудникам? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 5) >
Вопрос: Как определяется момент перехода права собственности в случае возврата некачественного товара (алкогольной продукции) по договору поставки, стороны которого находятся в отдаленных друг от друга регионах? ("Бизнес-адвокат", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.