Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Правомерно ли относить к затратам на командировочные расходы суточные за время в пути и расходы на проезд с приложением к авансовому отчету проездных документов непосредственно от места жительства, минуя место постоянной работы? Место жительства - Кингисепп, место постоянной работы - Санкт-Петербург, командирован в Москву (следует из Кингисеппа в Москву). При этом поезд не заезжает в Санкт-Петербург. ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 52, 2004

Вопрос: Правомерно ли относить к затратам на командировочные расходы суточные за время в пути и расходы на проезд с приложением к авансовому отчету проездных документов непосредственно от места жительства, минуя место постоянной работы? Например:

- место жительства - г. Кингисепп, место постоянной работы - г. Санкт-Петербург, а работник командирован на строительство в г. Москву и следует непосредственно из Кингисеппа в Москву. При этом поезд не заезжает в Санкт-Петербург;

- место жительства - г. Ульяновск, место постоянной работы - г. Тверь, а работник командирован на строительство в г. Москву и следует непосредственно из Ульяновска в Москву?

Ответ: В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду (ст.168 ТК РФ).

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы (п.7 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР").

Расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированному работнику в размере: стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями. Также командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта (п.12 Инструкции N 62).

В то же время согласно п.8 указанной Инструкции вопрос о явке на работу в день отъезда в командировку и в день прибытия из командировки решается по договоренности с администрацией организации.

Таким образом, трудовое законодательство, в принципе, допускает вариант, когда работник отправляется в командировку не с работы, а из дома. Для этого достаточно договоренности с администрацией.

В этом случае работнику будет оплачиваться проезд к месту командировки непосредственно из дома. Правда, здесь речь идет, разумеется, о случае, когда дом расположен в том же населенном пункте, что и работа. Или по крайней мере на таком удалении, которое позволяет работнику ежедневно ездить из дома на работу и обратно. Кингисепп, например, насколько известно автору, находится в двух часах езды от Санкт-Петербурга, что в принципе допустимо для ежедневных поездок.

Однако для целей налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ). По мнению автора, в этой ситуации данную норму нужно рассматривать именно с точки зрения размера расходов, а не буквального следования каждой букве.

Дело в том, что одним из основных условий признания расходов является их экономическая оправданность (п.1 ст.252 НК РФ). По мнению налоговых органов, изложенному в Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ (утв. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729), под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

В этой связи в каждом конкретном случае ответ на вопрос может быть различным.

Например, если стоимость билета из Кингисеппа не превышает стоимость билета из Санкт-Петербурга в Москву, то, по мнению автора, такой расход должен приниматься в целях налогообложения. Соответственно, если превышает, то сумма превышения не должна учитываться в целях налогообложения как расход. Но при этом бухгалтерия должна раздобыть справку о стоимости билета точно такого же класса на ту же дату для поезда из Санкт-Петербурга в Москву. Эту справку следует хранить вместе с регистрами налогового учета.

Другое дело, когда работник едет из Ульяновска в Москву, не заезжая в Тверь, где находится место основной работы. Оплата проезда работника от места жительства к месту постоянной работы не предусмотрена трудовым законодательством. Поэтому, исходя из принципа рациональности, организация не обязана возмещать работнику стоимость проезда из Ульяновска в Москву и тем более не должна учитывать такие расходы в целях налогообложения. Ведь если бы он ехал из Ульяновска в Тверь, а потом к месту командировки - в Москву, то организация возместила бы ему только стоимость билета Тверь - Москва, в то время как он потерял бы почти такую же сумму на путь Москва - Тверь.

И.Макалкин

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

23.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Правомерно ли относить к затратам на командировочные расходы суточные, выплаченные работникам за дни пребывания по месту командировки, без приложения к авансовому отчету проездных документов и документов о расходах на проживание по месту командировки? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52) >
Вопрос: ...Отменено Постановление Минтруда России N 51, которое регламентировало порядок возмещения расходов при направлении работников для выполнения строительно-монтажных работ. Какими действующими нормативными актами руководствоваться для оформления и возмещения расходов работникам, направляемым на работы по строительству транспортных сооружений в различных географических условиях РФ на срок свыше двух месяцев? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.