Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на прибыль: что изменится ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 52, 2004

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ

Мы продолжаем знакомить наших читателей с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, которые вступают в силу с 1 января 2005 г. В этой статье речь пойдет об изменениях, касающихся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Надо отметить, что те поправки, которые так усиленно обсуждались в прессе в уходящем году (см., например, "БП" N 28, 2004), в 2004 г. приняты не будут и соответственно с 1 января 2005 г. в силу не вступят. Как вы знаете, по налогу на прибыль с нового года ожидалось большое количество существенных изменений, которые волнуют многих налогоплательщиков, в частности возможность максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Но законодатели решили перенести их обсуждение на более позднее время.

Ряд поправок в гл.25 НК РФ все же был принят, причем еще летом этого года. Рассмотрим, какие изменения ждут налогоплательщиков с нового года.

Они внесены следующими федеральными законами:

- от 29.07.2004 N 95-ФЗ (далее - Закон N 95-ФЗ);

- от 20.08.2004 N 105-ФЗ (далее - Закон N 105-ФЗ);

- от 20.08.2004 N 107-ФЗ (далее - Закон N 107-ФЗ);

- от 20.08.2004 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ);

- от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ).

Изменение налоговых ставок (Законы N 95-ФЗ и N 107-ФЗ)

Без местного бюджета...

Поправки, внесенные Законом N 95-ФЗ в ст.284 НК РФ, коснутся практически всех плательщиков налога на прибыль. Согласно новой редакции этой статьи перечислять налог в местный бюджет больше не нужно. Напомним, что до 2005 г. от этого освобождались только организации, которые находились в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, такие организации перечисляли налог в федеральный бюджет и бюджеты этих городов.

С нового года в федеральный бюджет будет зачисляться налог на прибыль, исчисленный по ставке 6,5%, а в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17,5%. При этом остается право субъектов РФ понижать налоговую ставку, подлежащую перечислению в их бюджеты, но не ниже 13,5%.

Хотя общая ставка налога не изменится (24%) и налоговая нагрузка на плательщиков налога на прибыль не упадет, такие изменения, безусловно, обрадуют налогоплательщиков. Прежде всего, это освободит организации от распределения сумм налога в местный бюджет, особенно это касается организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Ведь такие организации только в федеральный бюджет уплачивают платежи по налогу на прибыль в полном объеме (без распределения по обособленным подразделениям). Платежи же в региональные и местные бюджеты перечисляются по месту нахождения не только организации, но и каждого из ее обособленных подразделений.

Как часто бывает, при внесении изменений даже с нового налогового периода (в данном случае - года) у организаций встает вопрос о переходном периоде: в какие бюджеты и в какой пропорции перечислять налог на прибыль, исчисленный по результатам 2004 г.? Закон N 95-ФЗ вступает в силу с 2005 г., следовательно, не уплачивать налог в местный бюджет можно будет только с нового года. По итогам же 2004 г. организации должны исчислить и уплатить налог в три бюджета: федеральный, субъектов РФ и местный, и соответственно по тем ставкам, которые применялись для того или иного бюджета до 1 января 2005 г. При этом в платежном поручении в поле 104 необходимо будет указать уже новые коды бюджетной классификации (КБК).

Напомним, что с нового года вместо 7-значного КБК для перечисления налогов предусмотрены новые 20-значные коды. Они введены Приказом Минфина России от 27.08.2004 N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год" (далее - Указания). Данный Приказ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 03.09.2004 N 07/9251-ЮД). Приказ Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2005 г. утрачивает силу (п.2 Приказа N 72н).

КБК для перечисления налога на прибыль в местный бюджет в Классификации доходов бюджетов РФ, которая приведена в Приложении 1 к новым Указаниям, естественно, не предусмотрен. Но при этом для налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности прошлых лет, КБК предусмотрен в разделе "Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" данной Классификации.

В сентябре этого года МНС России выпустило Письмо от 23.09.2004 N 10-0-07/4565@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов". В Письме сказано, что Указанием Банка России от 25.08.2004 N 1493-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России" максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов. С 1 января 2005 г. неправильно заполненные расчетные документы не будут приниматься кредитными организациями, поскольку Положением Банка России от 23.12.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" установлено, что расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Очевидно, что для применения новых кодов требуется новая форма платежного поручения, а также внесение изменений в разд.1 деклараций, где в настоящее время для внесения КБК предусмотрено 7 знаков.

Повышение ставки по дивидендам

Российские организации с 1 января 2005 г. ожидает повышение с 6 до 9% ставки налога на прибыль в отношении доходов, полученных в виде дивидендов. По такой же ставке налог должны будут заплатить и физические лица, получающие указанные доходы, что также предусмотрено Законом N 95-ФЗ. Напомним, что налог на прибыль по доходам в виде дивидендов исчисляет, удерживает и перечисляет, причем только в федеральный бюджет, налоговый агент - российская организация, являющаяся источником дохода (п.5 ст.286 НК РФ).

Причем речь идет о дивидендах, полученных российскими организациями от российских организаций. Если же дивиденды получены иностранными организациями от российских организаций или российскими организациями от иностранных организаций, по таким доходам, как и прежде, применяется ставка налога 15%.

Опять встает вопрос переходного периода: какую ставку следует применять в 2005 г. по дивидендам за 2004 г.? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, когда в целях налогообложения прибыли будет признан соответствующий доход. Для дохода в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций датой его получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п.4 ст.271 и п.2 ст.273 НК РФ).

Значит, если дивиденды будут перечислены организации в 2005 г., в этом же году доход будет считаться полученным. При исчислении дохода организация должна применить ту ставку налога, которая действует на момент получения налогооблагаемого дохода. Следовательно, при получении в 2005 г. дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций в 2004 г. организации применяют ставку 9%.

Проценты по облигациям с ипотечным покрытием

Новая редакция п.4 ст.284 НК РФ, который устанавливает, какие ставки необходимо применить к налоговой базе по операциям с отдельными видами долговых обязательств, распространяет ставку налога в размере 15%, применяемую в настоящее время к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, и на следующие виды доходов:

- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г.;

- учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.

При этом, как можно заметить, к указанным доходам ставку 15% можно будет применять не ранее 2007 г. Если эмиссия указанных облигаций осуществлена до 1 января 2007 г., а также если ипотечные сертификаты участия выданы до этой даты, налогоплательщик должен исчислить и заплатить налог с таких доходов по ставке 9%.

Кроме того, ставка 9%, установленная п.4 ст.284 НК РФ, с нового года применяется и по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 г. Изменения в указанный пункт ст.284 НК РФ внесены Законом N 107-ФЗ.

Отметим, что эмиссию облигаций с ипотечным покрытием могут осуществлять только кредитные организации, а также ипотечные агенты. О них речь пойдет ниже.

Ипотечные агенты (Закон N 105-ФЗ)

Напомним, что ипотечный агент - это специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение прав требования по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и закладных и которой предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием (см. ст.2 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах").

Для таких налогоплательщиков в гл.25 НК РФ внесены следующие изменения:

- из внереализационных доходов исключены случаи списания ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием (п.1 ст.1 Закона N 105-ФЗ);

- перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (п.1 ст.251 НК РФ), дополнен новым пп.29. Он предусматривает, что доходы в виде имущества, включая денежные средства, или имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью, не облагаются налогом на прибыль (п.2 ст.1 Закона N 105-ФЗ).

Расходы на оплату проезда (Закон N 122-ФЗ)

В настоящее время п.7 ст.255 НК РФ определяет, что расходы на оплату проезда к месту использования отпуска на территории России и обратно относятся к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

С нового года в целях налогообложения прибыли такой порядок будет сохранен только для организаций, финансируемых из бюджета. А для остальных организаций эти расходы будут признаваться в порядке, предусмотренном работодателем.

Прежняя формулировка п.7 ст.255 НК давала много поводов для споров, которые преимущественно сводились к правомерности признания сумм на оплату проезда к месту проведения отпуска, выплаченных работникам Крайнего Севера, если не учитывались ограничения, установленные ст.325 Трудового кодекса РФ. С 1 января 2005 г. эта статья ТК РФ будет определять порядок компенсации указанных расходов для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, только в случаях, если такие организации финансируются из федерального бюджета.

Передача имущества по инвестиционному соглашению (Закон N 110-ФЗ)

Изменения в п.1 ст.256 НК РФ внесены в связи с планируемым вступлением в силу федерального закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", находящегося на рассмотрении в Государственной Думе.

При этом указанный пункт был дополнен новым положением, которое устанавливает, что амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения.

М.Ракитина

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

23.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Сближение учетных систем ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52) >
Статья: Командировочные расходы: на что обратить внимание ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 52)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.