|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Земельный налог. Глава 31 НК РФ ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 1)
"Бухгалтерский бюллетень", N 1, 2005
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. ГЛАВА 31 НК РФ
Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 30.11.2004 N 265) вводит в действие с 01.01.2005 гл.31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Данный Закон кардинально меняет порядок исчисления и уплаты налога, порядок определения налоговой базы, сокращает налоговые льготы. В соответствии со ст.387 гл.31 НК РФ земельный налог на территориях муниципальных образований устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в г.г. Москве и Санкт-Петербурге - законами данных субъектов Российской Федерации. При этом представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением ст.25, утрачивает силу с 01.01.2006, а в случае введения на территориях муниципальных образований (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) земельного налога в соответствии с гл.31 НК РФ с 01.01.2005 - не применяется на территории данных муниципальных образований (городов) с 01.01.2005. На территории г. Москвы земельный налог в соответствии с гл.31 НК РФ установлен Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон г. Москвы). Закон опубликован в газете "Тверская, 13" 30.11.2004 N 143 и вступает в силу с 01.01.2005. Законом г. Москвы определены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
Налогоплательщики
Статья 388 гл.31 НК РФ определяет круг налогоплательщиков земельного налога: "Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения". Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п.2 ст.388 НК РФ).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Статья 389 НК РФ из объектов налогообложения исключает: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации: - занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; - предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; - в пределах лесного фонда; - занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. Согласно п.4 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 данного Кодекса); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Налоговая база
Принципиально новым является порядок определения налоговой базы. Налоговая база согласно ст.ст.390, 391 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчислялся исходя из площади земельного участка). По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п.14 ст.396 НК РФ). В новом законодательстве (п.5 ст.391 НК РФ), в отличие от ранее действовавшего, предоставлено право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими законами, перечисленными в данном пункте; 6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Налоговый и отчетный периоды
В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Введено также понятие "отчетного периода" для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, под которым признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельных размеров, установленных в ст.394 НК РФ: 1) 0,3% в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Законом г. Москвы установлена пониженная ставка (0,1%) для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства. Для остальных земельных участков данным Законом установлены максимальные ставки.
Льготы по земельному налогу
Значительно уменьшилось количество налоговых льгот по земельному налогу: с 23 (ст.12 Закона Российской Федерации "О плате за землю") до 8 (ст.395 гл.31 НК РФ). В частности, новым федеральным законодательством право на освобождение от уплаты земельного налога не предоставлено учреждениям искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детским оздоровительным учреждениям, государственным органам охраны природы и памятников истории и культуры, учреждениям культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, спортивным сооружениям, санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям, учреждениям отдыха, находящимся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, которые в соответствии с ранее действовавшим федеральным законодательством имели право на использование льготы по земельному налогу. Введена новая льгота (п.5 ст.395 НК РФ) для: - общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; - организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Отдельные льготы установлены временно. Так, с 01.01.2006 утрачивают силу льготы, установленные п.п.3 и 8 ст.395 НК РФ для: - организаций - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) неиспользуемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения; - научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. При этом налоговые льготы могут также устанавливать представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга (п.2 ст.387 НК РФ).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.396 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п.1 ст.396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п.5 ст.396 НК РФ). Авансовые платежи по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода исчисляются как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отличие от ранее действовавшего порядка исчисления и уплаты земельного налога, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Земельный налог по новому законодательству исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения). Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п.7 ст.396 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей). Налоговая декларация (налоговый расчет по авансовым платежам)
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п.1 ст.397 НК РФ). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока представления налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, - п.3 ст.398 НК РФ). Налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (ст.398 НК РФ). Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п.3 ст.397 НК РФ). Законом г. Москвы установлены сроки для уплаты земельного налога по истечении налогового периода и для уплаты авансовых платежей по налогу, совпадающие с установленными ст.398 НК РФ сроками представления налогоплательщиками соответственно налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу.
А.Л.Судакова Советник налоговой службы РФ III ранга Подписано в печать 20.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |