Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Земельный налог. Глава 31 НК РФ ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 1)



"Бухгалтерский бюллетень", N 1, 2005

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. ГЛАВА 31 НК РФ

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (опубликован в "Российской газете" от 30.11.2004 N 265) вводит в действие с 01.01.2005 гл.31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный Закон кардинально меняет порядок исчисления и уплаты налога, порядок определения налоговой базы, сокращает налоговые льготы.

В соответствии со ст.387 гл.31 НК РФ земельный налог на территориях муниципальных образований устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в г.г. Москве и Санкт-Петербурге - законами данных субъектов Российской Федерации. При этом представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением ст.25, утрачивает силу с 01.01.2006, а в случае введения на территориях муниципальных образований (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) земельного налога в соответствии с гл.31 НК РФ с 01.01.2005 - не применяется на территории данных муниципальных образований (городов) с 01.01.2005.

На территории г. Москвы земельный налог в соответствии с гл.31 НК РФ установлен Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон г. Москвы). Закон опубликован в газете "Тверская, 13" 30.11.2004 N 143 и вступает в силу с 01.01.2005. Законом г. Москвы определены ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

Налогоплательщики

Статья 388 гл.31 НК РФ определяет круг налогоплательщиков земельного налога: "Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения".

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п.2 ст.388 НК РФ).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статья 389 НК РФ из объектов налогообложения исключает:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- в пределах лесного фонда;

- занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Согласно п.4 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 данного Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Налоговая база

Принципиально новым является порядок определения налоговой базы.

Налоговая база согласно ст.ст.390, 391 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчислялся исходя из площади земельного участка).

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (п.14 ст.396 НК РФ).

В новом законодательстве (п.5 ст.391 НК РФ), в отличие от ранее действовавшего, предоставлено право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими законами, перечисленными в данном пункте;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Налоговый и отчетный периоды

В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Введено также понятие "отчетного периода" для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, под которым признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельных размеров, установленных в ст.394 НК РФ:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Законом г. Москвы установлена пониженная ставка (0,1%) для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства. Для остальных земельных участков данным Законом установлены максимальные ставки.

Льготы по земельному налогу

Значительно уменьшилось количество налоговых льгот по земельному налогу: с 23 (ст.12 Закона Российской Федерации "О плате за землю") до 8 (ст.395 гл.31 НК РФ).

В частности, новым федеральным законодательством право на освобождение от уплаты земельного налога не предоставлено учреждениям искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, детским оздоровительным учреждениям, государственным органам охраны природы и памятников истории и культуры, учреждениям культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, спортивным сооружениям, санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям, учреждениям отдыха, находящимся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, которые в соответствии с ранее действовавшим федеральным законодательством имели право на использование льготы по земельному налогу.

Введена новая льгота (п.5 ст.395 НК РФ) для:

- общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

- организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Отдельные льготы установлены временно. Так, с 01.01.2006 утрачивают силу льготы, установленные п.п.3 и 8 ст.395 НК РФ для:

- организаций - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) неиспользуемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения;

- научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

При этом налоговые льготы могут также устанавливать представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга (п.2 ст.387 НК РФ).

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.396 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п.1 ст.396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п.5 ст.396 НК РФ). Авансовые платежи по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода исчисляются как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отличие от ранее действовавшего порядка исчисления и уплаты земельного налога, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Земельный налог по новому законодательству исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения).

Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п.7 ст.396 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты налога (авансовых платежей).

Налоговая декларация

(налоговый расчет по авансовым платежам)

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п.1 ст.397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока представления налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, - п.3 ст.398 НК РФ). Налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (ст.398 НК РФ).

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п.3 ст.397 НК РФ).

Законом г. Москвы установлены сроки для уплаты земельного налога по истечении налогового периода и для уплаты авансовых платежей по налогу, совпадающие с установленными ст.398 НК РФ сроками представления налогоплательщиками соответственно налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу.

А.Л.Судакова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Подписано в печать

20.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как исчислить и уплатить в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале 2005 г. ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 1) >
Статья: Расходы по НИОКР ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.