Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Диагностика кризиса в компании ("Консультант", 2005, N 1)



"Консультант", N 1, 2005

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСА В КОМПАНИИ

Подчас руководство начинает спешно принимать антикризисные меры, когда компания уже оказалась на грани банкротства. А ведь негативного развития событий можно было бы избежать, если чуть раньше обратить внимание на контрольные индикаторы состояния бизнеса.

Наиболее явный признак начинающегося кризиса - это затруднения фирмы при расчетах с кредиторами. Также к тревожным сигналам относятся: нехватка оборотных средств (в особенности денежных), значительные суммы безнадежной дебиторской задолженности, перепады в производственном цикле. Задача антикризисного управления - предупредить и устранить подобные симптомы. Чтобы этого добиться, руководство должно первым делом задуматься об оценке стоимости имущества компании.

Инвентаризация при оздоровлении

Как показывает наш опыт работы, на предприятиях, оказавшихся в сложном финансовом положении, практически отсутствует система инвентарного учета активов. Руководство этих компаний не уделяет внимания анализу своих основных фондов. Это существенно снижает эффективность антикризисных мероприятий.

Уже на первом этапе санации нужно провести инвентаризацию основных фондов, незавершенного строительства, склада, дебиторской и кредиторской задолженности. Отдельным объектом такой инвентаризации может быть имущество, которое:

- числится на балансе, но фактически отсутствует (не списано);

- не находится на балансе, но предприятие его использует;

- физически и морально устарело;

- не используется в настоящее время в производственном процессе;

- непрофильные активы и т.д.

Необходимо также проверить, правильно ли оформлены права собственности на объекты недвижимости и земельные участки. При инвентаризации нужно различать избыточные и непрофильные активы. Активы считают избыточными, если компания не использует их по прямому назначению на момент инвентаризации и оценки и не будет использовать в дальнейшем. Международные стандарты оценки говорят, что признать основные средства избыточными может руководство компании. Это исключительно управленческое решение, никаких налоговых или иных последствий оно не несет.

Если же с его стороны указания такого рода отсутствуют, то это может сделать сам оценщик в своем заключении.

Под непрофильными активами понимают активы компании, которые не участвовали и не будут участвовать в технологическом процессе. К ним относят объекты жилищно-коммунальной сферы, подсобные сельскохозяйственные предприятия, учебные специализированные учреждения, учреждения здравоохранения и санаторно-курортного обслуживания и т.п.

Своевременно выявив непрофильные активы, компания может относительно быстро и без существенных потерь для бизнеса их продать. В качестве альтернативы эти активы используют для формирования уставных капиталов новых компаний. Избыточные активы (зачастую специализированные объекты) могут быть переведены в режим консервации. Особенно если они старые и не могут больше эксплуатироваться. Также можно их списать и утилизировать, а освободившийся земельный участок, например, продать или сдать в аренду.

Начинать инвентаризацию целесообразно с анализа дебиторской задолженности предприятия. При этом следует обратить внимание на просроченные долги. Как показывает практика, даже сам факт оценки этой задолженности и информирование дебиторов о возможной ее продаже приводят к положительным результатам. Естественно, возврат долга улучшает финансовое положение предприятия.

Выявление и оценка избыточных, непрофильных активов и дебиторской задолженности на предприятии весьма эффективны. Это позволяет определить возможные источники погашения возникшей задолженности предприятия.

Необходимо отметить, что реализация активов, непосредственно не участвующих в производственном процессе, улучшает и основные финансовые показатели предприятия. Например, избавившись от непрофильных активов, компания может уменьшить платежи по налогу на имущество. Но максимального эффекта она достигнет только после полного анализа, включая финансовый.

Примечание. Как избавиться от "ненужных" активов

Мировая практика выработала различные способы реализации нефункционирующих активов. В настоящее время наиболее актуальны аукционы (открытые и закрытые), "балковая" распродажа (распродажа целиком), секьюритизация активов и т.д. Эти меры применяют для конкретных видов имущества. Например, "Балковая" распродажа эффективна при соединении малопривлекательных активов с активами высокого качества. Секьюритизация может быть проведена, если различные активы характеризуются стандартными качествами. То есть они однородны по типу, сроку жизни, правовому статусу и другим подобным признакам. Например, государственные ипотечные ссуды более однородны по срокам их погашения и уровню процентов по сравнению с коммерческими ипотечными ссудами. Следовательно, первые легче поддаются секьюритизации. Она, как правило, направлена на увеличение ликвидности предприятия. При секьюритизации компания продает свои активы трастовому фонду или другому специализированному учреждению. Они, в свою очередь, предлагают эмиссию ценных бумаг, обеспеченных этим имуществом, для заинтересованных инвесторов. Зачастую такой путь оздоровления является достаточно эффективным для компании.

Поиск скрытых резервов

Особое внимание следует уделить анализу нематериальных активов. Их чаще всего не учитывают в процессе санации. Но для многих предприятий они по значимости соизмеримы с основными фондами.

В основном предприятия владеют активами в виде результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В их состав могут входить проекты, техническая документация, технические архивы, информационные базы и т.д. Указанные РИД, как правило, не оформлены как объекты интеллектуальной собственности, на них отсутствуют охранные документы (патенты, свидетельства на зарегистрированные в установленном порядке базы данных и т.д.). Если провести инвентаризацию РИД, включить их в оборот, правильно оформить на эти объекты документацию, то они станут серьезным резервом для компании. Например, продав лицензию на использование объекта интеллектуальной собственности, фирма может дополнительно пополнить свои оборотные средства. Однако если на РИД не оформлены охранные документы, то их на баланс поставить нельзя.

После инвентаризации и оценки активов компания может реализовать их различными путями. Например:

- внести имущество в уставный капитал вновь создаваемых с кредитором или иным инвестором совместных предприятий;

- продать активы на открытом конкурсе;

- реализовать имущество на закрытых торгах (в случае согласия комитета кредиторов);

- выделить из состава предприятия дочернее зависимое общество и передать в него избыточные или непрофильные активы;

- продать дебиторскую задолженность, в том числе и просроченную;

- создать инновационные предприятия, целью которых будет получение дохода от коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности санируемого предприятия.

Также для управления непрофильными и избыточными активами можно выделить специализированное предприятие по управлению таким имуществом.

Все перечисленные выше способы реализации активов в той или иной степени используют при проведении процедуры санации. При этом их успешность во многом определяется скоординированными действиями руководства предприятия, кредиторов и оценщика, привлекаемого к этим работам.

Е.Нейман

К. т. н.,

вице-президент

Российского общества оценщиков,

президент

Международной академии оценки

и консалтинга,

генеральный директор

ЗАО "РОСЭКО"

Подписано в печать

20.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Минимум потерь при возврате долга ("Консультант", 2005, N 1) >
Статья: Первое применение МСФО ("Консультант", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.