|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: "Резервные" возможности ("Консультант", 2005, N 1)
"Консультант", N 1, 2005
"РЕЗЕРВНЫЕ" ВОЗМОЖНОСТИ
Одно из направлений учетной политики организации - планирование резервов на предстоящий год. В принципе формировать резервы необязательно, однако с их помощью можно оптимизировать налоговую нагрузку компании.
Не стоит отказываться от создания резервов, полагая, что ничего, кроме проблем, это не принесет. Ведь, применяя их, компания может уменьшить платежи по налогу на прибыль или отсрочить его уплату. Проблема же при создании резервов может быть только одна: дополнительная бумажная работа для бухгалтерской службы. Если компания решит создать резерв, то это она должна указать в учетной политике - прежде всего, в налоговой. Надо сказать, что суммы резервов в бухгалтерском и налоговом учете могут рассчитываться по-разному. При этом в налоговом учете порядок резервирования жестко определен. Поэтому имеет смысл в бухгалтерском учете формировать резервы по правилам учета налогового. Такой подход сэкономит силы и время работников финансового отдела. Необходимо обратить внимание и на то, что резервы вправе формировать только те фирмы, которые работают по методу начисления.
Как долги уменьшают налоги
Обезопасить себя от ненадежных партнеров, не расплачивающихся вовремя, компания может при помощи резерва по сомнительным долгам. Его использование помогает избежать существенных убытков в каком-то одном отчетном периоде. А именно - у организации появляется возможность их постепенно распределить и списать в расходы.
Достоинство резерва по сомнительным долгам заключается в возможности минимизации налогов с его помощью. Сумма резерва включается в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода, то есть уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп.7 п.1 ст.265, п.3 ст.266 НК РФ). В бухгалтерском учете нет строгих требований к созданию резерва - делать это можно хоть на всю сумму долга. Однако в налоговом учете в отношении этого резерва существуют достаточно жесткие ограничения. Само понятие сомнительного долга приведено в п.1 ст.266 Налогового кодекса РФ. К такого рода долгам относится задолженность, не погашенная в установленный договором срок и не обеспеченная соответствующими гарантиями (залогом, поручительством или банковской гарантией). Создавать резерв или нет, фирма решает самостоятельно. Величина резерва в налоговом учете зависит от двух факторов: выручки фирмы и времени просрочки долга. В полной сумме в состав резерва включаются только долги, просроченные более чем на 90 дней. Если время просрочки составляет от 45 до 90 дней, в резерв включают 50 процентов от суммы долга. Долги, которые не превышают 45 дней, сумму резерва не увеличивают. Определить срок возникновения долга несложно - для этого нужно внимательно изучить договор. Например, по договору покупатель должен расплатиться в течение двадцати дней с момента отгрузки ему товара. И если товар был отгружен 6 января, то выходит, что долг возникает с 26 января. Заметим, что в бухгалтерском учете он отражается в момент отгрузки (то есть на двадцать дней раньше). Помимо ограничений по срокам возникновения долга, есть еще одно требование. Общая сумма резерва не может превышать 10 процентов выручки от продаж, полученной фирмой (п.4 ст.266 НК РФ). Резерв по сомнительным долгам формируется ежеквартально по окончании каждого отчетного периода. В его конце организация должна рассчитать новую сумму резерва и сравнить ее с неизрасходованным остатком старого. Если она окажется меньше, то разницу нужно включить в состав доходов. Если будет больше - перенести на следующий период. Таким образом, фирма формирует резерв до тех пор, пока долги не будут погашены или списаны как безнадежные.
Страхование от ремонта
Неожиданный и дорогостоящий ремонт может обернуться для фирмы большими неприятностями. Чтобы этого не случилось, следует зарезервировать средства на него заранее, в начале года. Тогда у организации появится возможность постепенно учитывать затраты на ремонт в расходах при расчете налога на прибыль. Создавать резерв на ремонт выгодно в двух случаях. Во-первых, если фирма расходует большие суммы на ремонт в конце года. А во-вторых, если сумма резерва превышает планируемые затраты на ремонт. При первом варианте затраты на ремонт пойдут на уменьшение налогооблагаемой базы уже с начала года. Поэтому резерв позволит фирме снизить авансовые платежи по налогу на прибыль. Помимо этого, постепенное распределение затрат позволит фирме избежать увеличения себестоимости в том периоде, когда будет произведен ремонт. Во втором случае у компании также будет возможность снизить свою налоговую нагрузку. В течение года она будет включать в расходы суммы, превышающие реальные затраты. Конечно, разницу между этими суммами и величиной резерва потом необходимо будет включить в доходы. Но это потребуется сделать только в конце года (п.2 ст.324 НК РФ).
Отдыхайте без проблем
В сезон отпусков у компаний нередко возникают финансовые затруднения, вызванные единовременной выплатой отпускных работникам. Однако избежать их бухгалтер может заранее - с помощью резерва на оплату отпусков. Очевидно, что создание этого резерва выгодно в первую очередь фирмам с большим количеством работников и неравномерным графиком отпусков. При помощи этого резерва организация может списывать расходы на выплату отпускных в течение всего года. Для определения размера резерва нужно оформить специальную смету. В нее должны быть включены суммы, которые пойдут на выплату заработной платы и на оплату отпускных (с учетом ЕСН). Если реальные расходы на выплату отпускных окажутся больше суммы резерва, его использование может оказаться невыгодным. Разницу между двумя этими величинами организация сможет включить в расходы только в конце года. Если же в смете будет обозначена сумма, превышающая размер отпускных, то фирма сможет в течение года экономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.
Я.Смирнов Финансовый директор компании "Бизнес-автоматика" Подписано в печать 20.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |