Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на рекламу: тонкости переходного периода ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2005

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ: ТОНКОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу неоднократно обсуждался на страницах нашего журнала <*>. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций, посвященных данному налогу, - с 1 января 2005 г. налог на рекламу отменен.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См., например, статьи "Учет расходов на создание интернет-сайта" // РНК, 2004, N 11 и "Рекламные акции: особенности налогообложения" // РНК, 2004, N 21. - Прим. ред.

С 1 января 2005 г. налог на рекламу отменен, а Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), пп."з" п.1 ст.21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

Как и в любой другой переходный период, у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с завершением расчетов по этому налогу. Рассмотрим самые типичные из них.

Оплата в 2004 году, а оказание услуг в 2005-м

Допустим, организация в декабре 2004 г. заказала размещение рекламной информации в средствах массовой информации и перечислила предоплату рекламному агентству. Нужно ли в этом случае уплачивать налог на рекламу?

Вспомним определение рекламы, приведенное в Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". Как сказано в ст.2 этого Закона, реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из определения следует, что информация становится рекламной только при распространении. Когда нужно начислить налог на рекламу? Как сказано в пп."з" п.1 ст.21 Закона N 2118-1, налогом на рекламу облагается стоимость услуг по рекламе. Стоимость услуг в момент их оказания признается в составе расходов в бухгалтерском учете. Это следует из п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Именно в этот момент начисляется налог на рекламу. Напомним, что в соответствии с п.3 ПБУ 10/99 предварительная оплата не признается расходом организации, поэтому при ее перечислении налог на рекламу не начисляется.

Например, если реклама появилась на страницах газет и журналов в декабре 2004 г., организация должна рассчитать налог на рекламу по ставке не менее 5% от стоимости услуг рекламного агентства без учета НДС и перечислить его в бюджет. Так как в этом случае расходы на рекламные услуги будут признаны в декабре 2004 г. Если организация разместит рекламу только в январе 2005 г., платить налог на рекламу ей не придется в связи с тем, что рекламные расходы будут признаны в бухгалтерском учете после отмены налога.

Здесь есть один нюанс. Как известно, в печатных изданиях дата подписания номера в печать и дата выхода в свет (то есть дата выхода номера из типографии) обычно не совпадают. Нужно ли платить налог на рекламу, если номер подписан в печать, например, 30 декабря, а тираж отпечатан 3 января? Как уже упоминалось, информация становится рекламной при ее распространении. Поскольку печатное издание может быть распространено только после того, как будет напечатано (а это произойдет уже после отмены налога), платить налог на рекламу в данном случае не нужно.

Возможна и другая ситуация. Например, первый номер 2005 г. подписан в печать и вышел из типографии еще в декабре 2004-го. Уплачивается ли в данном случае налог на рекламу? Да, так как информация стала рекламной в период действия налога. А время, когда экземпляры журнала будут фактически распространены, значения не имеет.

Пример 1. В ноябре 2004 г. ЗАО "Стентфорд", расположенное в Москве, перечислило рекламному агентству стопроцентную предоплату в размере 42 480 руб., в том числе НДС 18% - 6480 руб., за размещение рекламной информации в журнале рекламного характера. Журнал выходит один раз в неделю. В декабре 2004 г. вышло 5 номеров с рекламным объявлением ЗАО "Стентфорд", а в январе 2005-го - 4 номера.

Налогом на рекламу облагаются только рекламные публикации, размещенные в декабрьских номерах журнала. Стоимость этих объявлений составила:

(42 480 руб. - 6480 руб.) : 9 x 5 = 20 000 руб.

Следовательно, сумма налога на рекламу в IV квартале 2004 г. составит:

20 000 руб. x 5% = 1000 руб.

Стоимость рекламных услуг, которая будет признана в январе 2005 г., составляет:

42 480 руб. - 6480 руб. - 20 000 руб. = 16 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО "Стентфорд" будут сделаны записи:

в ноябре 2004 г.

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 51

- 42 480 руб. - перечислена предоплата рекламному агентству;

в декабре 2004 г.

Дебет 26 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"

- 20 000 руб. - отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в декабре 2004 г.;

Дебет 19 Кредит 60

- 3600 руб. (6480 руб. : 9 x 5) - отражена сумма НДС по рекламным публикациям в декабре;

Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

- 23 600 руб. (20 000 руб. + 3600 руб.) - зачтена часть предоплаты;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 3600 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости декабрьских публикаций;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на рекламу"

- 1000 руб. - отражена сумма налога на рекламу, начисленная за IV квартал 2004 г.;

в январе 2005 г.

Дебет 26 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"

- 16 000 руб. - отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в январе 2005 г.;

Дебет 19 Кредит 60

- 2880 руб. (6480 руб. - 3600 руб.) - отражена сумма НДС по рекламным публикациям в январе;

Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

- 18 880 руб. (16 000 руб. + 2880 руб.) - зачтена часть предоплаты;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2880 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости январских публикаций.

Стоимость рекламных объявлений, опубликованных в январе 2005 г., налогом на рекламу облагаться не будет.

Обратите внимание: если услуги по рекламе оказаны в 2004 г., а оплачены в 2005-м, налог на рекламу уплачивается.

Централизованная уплата налога на рекламу

На сегодняшний день в некоторых регионах рекламодатели уплачивают налог на рекламу в обязательном порядке через рекламораспространителей. В связи с этим последние увеличивают стоимость своих услуг на сумму налога. Это так называемый централизованный порядок уплаты.

Обсуждать, насколько такой порядок правомерен, в этой статье мы не будем. Рассмотрим лишь ситуацию, когда организация-рекламодатель, выполняя требования местного законодательства об уплате налога через рекламораспространителя, перечислила в 2004 г. деньги с учетом суммы налога на рекламу. Услуги же по рекламе фактически будут оказаны в 2005-м. Что делать с налогом на рекламу?

В данном случае излишне уплаченная сумма налога - не что иное, как переплата по договору, которую рекламораспространитель должен или вернуть рекламодателю, или зачесть в счет оплаты будущих услуг.

Оформление витрины

Демонстрация товаров на витрине или в комнате образцов - один из самых распространенных видов рекламы. Предположим, в магазине к новогодней распродаже витрину украсили собственными товарами. Витрина была оформлена в декабре 2004 г., а переоформлена в январе 2005-го. Уплачивается ли в этом случае налог на рекламу?

В большинстве местных законов о налоге на рекламу налоговой базой при самостоятельном выполнении рекламы признаются расходы на такое выполнение. Что в данном случае считается рекламными расходами? Сумма уценки переданных на экспозицию образцов. В момент передачи этих образцов на оформление витрины у организации никаких расходов не возникает.

Таким образом, если товары, переданные на оформление витрины, уценены в 2004 г., налог на рекламу платить нужно. Если же товары уценены в 2005-м - налог платить не надо.

Пример 2. В декабре 2004 г. в магазине одежды "Илиада" в связи с новогодней распродажей витрину оформили собственным товаром. Для этого со склада организации был передан товар на сумму 12 000 руб.

В январе 2005 г. по окончании распродажи витрину переоформили. Выставленные на ней образцы полностью потеряли товарный вид, и был издан приказ об их уценке.

В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:

в декабре 2004 г.

Дебет 41 субсчет "Товары на складе" Кредит 60

- 12 000 руб. - отражена стоимость товара, поступившего на склад;

Дебет 41 субсчет "Товары на витрине" Кредит 41 субсчет "Товары на складе"

- 12 000 руб. - отражена стоимость товаров, переданных для оформления витрины;

в январе 2005 г.

Дебет 44 Кредит 41 субсчет "Товары на витрине"

- 12 000 руб. - отражена уценка товаров.

Налог на рекламу в данном случае не начисляется.

Рекламные буклеты

Допустим, организация изготовила в декабре 2004 г. рекламные буклеты. Должна ли она платить налог на рекламу?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, когда организация признала расходы на их изготовление в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 г., налог на рекламу платить придется, а если в 2005-м - стоимость изготовления рекламных буклетов налогом на рекламу облагаться не будет.

Подведем итоги. Как видим, ответ на вопрос, платить или не платить налог на рекламу, зависит от времени оказания услуг по рекламе и, следовательно, признания расходов на эти услуги в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 г., налог уплачивается, если в 2005-м - платить налог не надо.

В том случае, когда организация сама осуществляет собственную рекламу, вопрос об уплате налога на рекламу решается так. Если расходы на рекламу были признаны в учете в 2004 г., налог уплачивается, а если в 2005-м - не уплачивается.

Напомним, что с 1 января 2005 г. в силу вступила новая редакция гл.26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Согласно этой главе распространение и (или) размещение наружной рекламы будет облагаться ЕНВД. Также с 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса - 25.3 "Государственная пошлина". Согласно положениям этой главы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, а также за регистрацию средства массовой информации, в том числе рекламного характера, взимается госпошлина.

О.А.Курбангалеева

Главный бухгалтер

ООО "Экоскан"

Подписано в печать

16.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Заполняем декларацию по налогу на прибыль за 2004 год ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2) >
Вопрос: ...Организация приобрела материалы для производства товаров, облагаемых и не облагаемых НДС. Счета-фактуры на эти материалы у организации нет. Часть "входного" НДС, которая относится к облагаемым этим налогом операциям, к вычету не принимается. А как поступить с той частью "входного" НДС, которая относится к операциям, не облагаемым этим налогом? Можно ли ее включить в себестоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете? ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.