Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Подготовьтесь к новым кодам бюджетной классификации! ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2005

ПОДГОТОВЬТЕСЬ К НОВЫМ КОДАМ

БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ!

С 2005 г. при перечислении налогов бухгалтеры должны указывать в платежных документах на уплату налогов и сборов новые коды бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Это следует из Приказа Минфина России от 27.08.2004 N 72н. Что делать бухгалтеру, если он допустил ошибку в КБК? Каковы последствия уплаты налога не по назначению? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Новая Классификация доходов бюджетов РФ призвана обеспечить единство бюджетной политики и своевременное исполнение бюджетов всех уровней. Налоговые органы проводят разъяснительную работу среди налогоплательщиков по правильному заполнению платежных документов на уплату налогов и сборов и иных обязательных платежей и обеспечивают налогоплательщиков всеми необходимыми материалами, которыми они могли бы руководствоваться при заполнении платежных документов. Указанная работа проводится на регулярной основе.

ФНС России выпустила Письмо от 03.12.2004 N 10-4-03/5626@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов". В нем не только разъясняется, как заполнить поле 104 платежного поручения, но и приводится таблица соответствия новых кодов бюджетной классификации (КБК) прежним.

Что нового?

Главное изменение в кодах заключается в том, что цифр в КБК стало почти втрое больше - 20 вместо 7. Новый код состоит из четырех частей. Первые три цифры указывают на государственный орган, который обязан администрировать вид дохода. Для налоговых органов это 182.

Таким образом, новый КБК, например, по налогу на имущество организаций теперь выглядит так: 182 1 060200002 1000 110.

Цифры кода с 4-й по 13-ю обозначают группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы дохода.

4-й разряд КБК занимает показатель группы. Платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся только к группе 1 "Доходы".

Значения 5-го и 6-го знаков КБК заключают в себе информацию о подгруппах платежей, администрируемых налоговыми органами. Как следует из Приказа Минфина России от 27.08.2004 N 72н, в зависимости от вида платежа используются следующие подгруппы:

- 01 - налоги на прибыль, доход;

- 02 - налоги и взносы на социальные нужды;

- 03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- 04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь;

- 05 - налоги на совокупный доход;

- 06 - налоги на имущество;

- 07 - налоги за пользование природными ресурсами;

- 08 - государственная пошлина;

- 09 - задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- 12 - платежи при пользовании природными ресурсами;

- 13 - доходы от оказания платных услуг;

- 16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба.

В разрядах КБК с 7-го по 11-й указываются значения статей и подстатей классификации доходов бюджетов РФ.

В 12 - 13 разрядах - код элемента дохода, закрепляемый для налоговых доходов за уровнем бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований.

Обратите внимание: в 14 - 17 разрядах КБК налогоплательщики должны самостоятельно указывать соответствующие значения. Дело в том, что эти разряды обозначают код программы доходов, первый знак которого отражает вид платежа: налог (сбор), пени и штрафы по данному налогу (сбору). Раньше пени и штрафы по конкретному налогу уплачивались по тому же КБК, что и сам налог. Но с 1 января 2005 г., заполняя поле 104 платежного документа, в 14 - 17 разрядах КБК следует указывать: при уплате налога (сбора) - 1000, при уплате пеней и процентов - 2000, а при уплате штрафов - 3000.

При этом необходимо помнить, что 14-й разряд кода бюджетной классификации тесно взаимосвязан с показателем "Тип платежа" (поле 110 расчетного документа). В зависимости от показателя "Тип платежа" 14-й разряд КБК может принимать следующие значения:

     
   ——————————————————————————————————————T————————————————————————¬
   |             Тип платежа             |     14—й разряд КБК    |
   +—————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |НС (налог), АВ (аванс)               |            1           |
   +—————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |ПЕ (пени), ПЦ (проценты)             |            2           |
   +—————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |СА (санкции), АШ (административные   |            3           |
   |штрафы), ИШ (иные штрафы)            |                        |
   L—————————————————————————————————————+—————————————————————————
   

В случае начисления по платежам и взносам пеней и штрафных санкций код доходов может принимать значения 2 и 3, а по пошлине 14-й разряд КБК всегда будет равен 1, поскольку по данному виду платежа не начисляются ни пени, ни штрафы.

Последние три знака КБК с 18-го по 20-й присваиваются в соответствии с экономической классификацией доходов. Для всех налогов это 110, для страховых взносов в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования - 160.

Как платить "старые" долги

В новой Классификации доходов бюджетов Российской Федерации предусмотрены отдельные КБК, на которые должна зачисляться задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Задолженность по действующим налогам и сборам, в том числе по истекшим налоговым периодам, нужно перечислять по тому же КБК, что и текущие платежи по соответствующему налогу. Например, задолженность по НДС за налоговые периоды, предшествующие 2004 г., а также задолженность по НДС, возникшая в 2004 г., зачисляется на КБК 182 030100001 1000 110, который установлен для зачисления платежей текущего (2005) года.

Как исправить свою ошибку

Как показывает практика, бухгалтеры организаций не всегда успевают отследить изменения в КБК и могут допустить ошибки при перечислении платежей. Как результат - несвоевременная уплата налога, поступление его на КБК другого налога. Как исправить такую ошибку?

Рассмотрим ситуацию, когда налогоплательщик при перечислении налога на прибыль в федеральный бюджет указал КБК налога на добавленную стоимость. Данный платеж в автоматизированном режиме будет засчитан в уплату НДС. В этом случае по налогу на прибыль возникает недоимка, а по НДС - переплата.

При выявлении указанного факта налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с письменным заявлением для исправления допущенной им ошибки. К заявлению он должен приложить копию ошибочно оформленного платежного документа. На основании заявления налогоплательщика налоговый орган оформит уведомление установленной формы, которое будет направлено в органы федерального казначейства для осуществления исправительных проводок по соответствующим КБК.

Обратите внимание: если ошибка в КБК допущена по вине налогоплательщика, пени на недоимку, возникшую в результате такой ошибки, начисляются в общеустановленном порядке.

Чтобы избежать значительных сумм пеней и как можно быстрее выявить неправильное перечисление налогов, налогоплательщикам целесообразно регулярно проводить сверку по расчетам с бюджетом по налоговым платежам. Приказом МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483 утверждены формы по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и методические указания по их заполнению <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее об этом см. в РНК, 2004, N 18 - Прим. ред.

Если ошибку допустил банк

Случается, что при перечислении платежей ошибки допускает кредитная организация. Например, при формировании электронных платежных документов клиентов. Чем грозит подобная ситуация?

На этот вопрос легко ответить, если знать систему учета платежей. Налоговые органы ведут учет налоговых платежей и отражают соответствующую информацию по ним в лицевых счетах налогоплательщиков-организаций по конкретным значениям реквизитов ИНН, КПП, КБК и кодов муниципальных образований ОКАТО. Факт уплаты денежной суммы, указанной в платежном поручении налогоплательщика, учитывается в его карточке лицевого счета в налоговом органе по дате списания денежных средств с расчетного счета плательщика в банке.

Таким образом, если налогоплательщик перечислил причитающиеся суммы налогов или сборов позднее установленных сроков, ему начисляются пени в соответствии со ст.ст.57 и 75 НК РФ. Органы федерального казначейства и налоговые органы при учете налоговых платежей не вправе самостоятельно вносить исправления и уточнения в расчетные документы налогоплательщиков и в сформированный на их основе электронный платежный документ (ЭПД).

Если при перечислении налоговых платежей банк допустил ошибку, то проблемы, связанные с возмещением убытков, налогоплательщик решает с кредитной организацией в рамках гражданского законодательства. Чтобы свести возможные проблемы к минимуму, рекомендуется в договоре банковского счета отражать соответствующие нормы о полной компенсации нанесенного банком вреда (убытка) в случае возможной ошибки банка, при ненадлежащем исполнении банком платежного поручения налогоплательщика.

Уменьшить риски ошибочных платежей налогоплательщики также могут с помощью современных банковских технологий. Они позволяют, например, непосредственно в бухгалтерии организации составлять электронную платежку и передавать ее по каналам связи в банк, в котором открыт расчетный счет организации. Согласно Положению Банка России от 12.03.1998 N 20-П налогоплательщики могут перечислять налоги с помощью электронного перевода средств. В соответствии с п.1.1 данного Положения электронный платежный документ, подписанный электронной цифровой подписью налогоплательщика, имеет равную юридическую силу с расчетными документами на бумажных носителях. Поэтому при переводе денежных средств через расчетную сеть Банка России с использованием ЭПД налогоплательщику не нужно передавать платежные документы на бумажных носителях.

Т.П.Новикова

Заместитель начальника

Управления учета и отчетности

ФНС России

Подписано в печать

16.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новое в законодательстве о государственной пошлине ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2) >
Статья: Что изменилось в законодательстве с 1 января 2005 года ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.