Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: А.С. Бакаев: "Главное - повысить качество бухгалтерского учета и отчетности" ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2005

А.С. БАКАЕВ: "ГЛАВНОЕ - ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ"

Закончился 2004 г. Впереди у бухгалтеров горячая пора - составление годовой отчетности. О насущных проблемах бухгалтерского учета мы попросили рассказать Александра Сергеевича Бакаева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

- Александр Сергеевич, сейчас начинается работа по реализации положений Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу <*>. Скажите, пожалуйста, какое ведомство теперь будет разрабатывать Положения по бухгалтерскому учету?

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Концепция одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180. Подробно об основных положениях Концепции читайте в интервью с Л.З. Шнейдманом // РНК. 2004. N 17. - Прим. ред.

- Согласно Концепции Минфин больше не будет разрабатывать проекты ПБУ. Этим займутся профессиональные объединения бухгалтеров. Задача сформулирована достаточно четко - пересмотреть нынешний комплект ПБУ, руководствуясь международными стандартами бухгалтерской отчетности. Это серьезная работа. Напомню, что международные стандарты пересматривались в конце прошлого года, а последние изменения в них вносились в марте 2004 г. Но теперь отслеживать происходящие изменения в международных стандартах и перекладывать их на действующие нормы ПБУ будут не чиновники, а профессиональные объединения бухгалтеров.

- Не могли бы вы объяснить, что значит приблизить российские стандарты по бухучету к международным?

- Многие бухгалтеры ошибаются, полагая, что речь идет о полном переводе российского бухучета на принципы МСФО. Это нереально. Чтобы полностью перейти на МСФО, недостаточно перевести тексты международных стандартов на русский язык и обозначить их как российские стандарты ведения бухучета. Наше законодательство не позволяет в полной мере применить в бухучете МСФО в целом. Собственно, такой задачи и не должно быть. Ведь бухгалтерский учет организаций базируется на национальном законодательстве, а не законодательство на бухучете.

- Какая работа по пересмотру действующих ПБУ и подготовке новых стандартов планируется в ближайшее время?

- Тематика новых ПБУ определяется перечнем международных стандартов. Ясно, что нужны отечественные стандарты по аренде, обесценению активов и ряд других. Стандарты будут принципиально новые, сложные. Так что голубая мечта бухгалтеров об упрощении бухгалтерского учета не сбудется.

Работа предстоит большая. Ее алгоритм определен Концепцией. В течение трех лет мы должны пересмотреть 20 действующих ПБУ, необходимо также выпустить новые. Сколько - сказать сложно. Все будет зависеть от степени готовности профессиональных бухгалтерских объединений к такой работе.

- Будет ли Минфин руководить работой таких объединений?

- Нет, поскольку это самостоятельные профессиональные объединения. Может быть, на начальном этапе их деятельности мы наметим примерную тематику тех ПБУ, которые хотелось бы увидеть в первую очередь. Но эти пожелания будут носить сугубо рекомендательный характер.

Концепцией предусмотрено создание Экспертного совета. Он должен до отправки проекта на подпись министру давать заключение, насколько проект соответствует нормам действующего законодательства и требованиям международных стандартов и возможно ли его применение в принципе.

- А кто войдет в состав Экспертного совета?

- Согласно Концепции - известные и авторитетные представители профессионального бухгалтерского сообщества, пользователи бухгалтерской отчетности. Участие в совете представителей Минфина и других органов государственной власти в настоящее время не планируется.

- Будут ли внесены какие-либо изменения в Инструкцию по применению Плана счетов? Складывается такая картина: выходят новые и усовершенствуются действующие ПБУ, однако никаких изменений в Инструкцию по применению Плана счетов не вносится. Таким образом, возник ряд разночтений между этой Инструкцией и нормами ПБУ...

- В Плане счетов не устанавливаются правила ведения бухучета, оценки активов и пассивов, отражения их в бухгалтерской отчетности, а только изложены схемы применения счетов. Да, в действующей Инструкции к Плану счетов есть неточности. Они появились в связи с выходом последних ПБУ. Но бухгалтер должен понимать, что План счетов - нормативно-правовой акт более низкого уровня, чем ПБУ. И в случае возникновения между ними противоречия следует пользоваться нормами ПБУ как документа более высокого уровня.

Что касается дальнейшего уточнения Плана счетов и Инструкции к нему, то данный вопрос в Минфине пока не обсуждался. Дело в том, что в целом эти документы соответствуют нынешним реалиям.

- А может ли бухгалтер самостоятельно ввести дополнительные счета, необходимые ему в работе, но не предусмотренные Планом счетов?

- На мой взгляд, нынешний План счетов открывает бухгалтеру широкие возможности. Бухгалтер вправе ввести любое количество субсчетов, необходимых ему в работе. С введением же новых синтетических счетов не все так просто. Эти счета не рассчитаны на специфику одной организации, они носят межотраслевой характер.

- Не секрет, что после введения ПБУ 18/02 объем работы у бухгалтеров значительно увеличился. Фактически они ведут три вида учета: бухгалтерский, налоговый и учет разниц по ПБУ 18/02. Александр Сергеевич, скажите, планируются ли какие-нибудь кардинальные изменения, направленные на сближение норм бухучета и гл.25 Налогового кодекса?

- Мы не собираемся пересматривать ПБУ с целью их сближения с Налоговым кодексом. По нашему мнению, многое из того, что написано в гл.25, неверно с экономической точки зрения. Главу надо приводить в соответствие с нормами бухгалтерского учета. И заявлять об этом нужно постоянно и повсеместно. Причем делать это должны все - бухгалтеры, аудиторы, средства массовой информации.

- Основная проблема в том, что на сегодняшний день слишком много различий между нормами бухгалтерского и налогового учета. Поэтому применять ПБУ 18/02 на практике очень сложно...

- Кто-то из специалистов подсчитал, что между бухгалтерским и налоговым учетом около 240 временных и 50 постоянных разниц. Многие бухгалтеры решили упростить задачу и не соблюдать правила бухучета. А это совершенно недопустимо. По Закону о бухучете <**> организация обязана вести бухгалтерский учет по установленным правилам. Но наказания за нарушение этих правил практически не применяются. Зато малейшее несоблюдение налогового законодательства - и организации не избежать штрафов.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". - Прим. ред.

Посмотрите на поправки к гл.25 Налогового кодекса, которые сейчас обсуждаются в Госдуме. В них предусмотрено устранение минимального количества разниц между бухгалтерским и налоговым учетом - и с десяток не наберется. Но даже эти изменения вызвали в Думе переполох.

- Александр Сергеевич, давайте поговорим о первичных учетных документах. Некоторые унифицированные формы, установленные Госкомстатом, очень громоздки и неудобны в применении. В то же время в Законе о бухучете установлены жесткие правила: организации при оформлении хозяйственных операций должны применять унифицированные формы первичных документов...

- Подобных жестких требований в Законе о бухучете нет. В ст.9 этого Закона сказано, что организация может применять либо документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом, либо документы по самостоятельно разработанной форме, в которых содержатся обязательные реквизиты.

Вопрос надо ставить по-другому: что сделал бухгалтер, считающий, например, что форма ОС-1 громоздка и неудобна к применению в его организации? Представил ли он в профессиональное сообщество бухгалтеров свои замечания и конкретные предложения? Именно такими действиями можно достичь повышения активности профессионального сообщества, усовершенствования бухучета и улучшения качества бухгалтерской отчетности.

- Александр Сергеевич, объясните, пожалуйста, еще одну норму этого Закона. Согласно п.3 ст.4 организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет только по основным средствам и нематериальным активам. Смысл этой нормы неясен. Ведь при частичном ведении бухучета не будет достигнута его основная цель - организация не сможет сформировать финансовый результат хозяйственной деятельности.

- У Минфина было совсем другое предложение, а данную поправку написали законодатели, ни с кем не посоветовавшись. Поэтому в чем смысл такого бухгалтерского учета, надо спрашивать у них, а не у меня. Конечно, довольно странно отражать в бухучете только операции по приобретению, амортизации, ремонту и выбытию основных средств или аналогичные операции с нематериальными активами. А разве есть смысл в норме о том, что организации, применяющие упрощенную систему, вправе не вести бухучет? Такой подход неправильный. Хорошо, если бухгалтер понимает это и продолжает вести бухучет в необходимом объеме.

- Согласно пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность. Как быть, если в налоговой инспекции требуют, чтобы организация представляла отчетные формы в электронном виде?

- Пунктом 2 ст.80 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется в налоговые органы на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 5 ст.15 Закона о бухучете установлено, что бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Организации имеют право самостоятельно определять технический способ заполнения отчетных форм. Отчетность можно заполнить с помощью печатающих средств или путем составления электронной версии отчетных форм.

В целях экономии времени при представлении отчетности в налоговую инспекцию, а также на обработку отчетных документов налоговые органы могут рекомендовать налогоплательщикам подавать отчетность не на бумажных носителях, а в электронном виде. Но требовать этого они не вправе.

Минфин России поддерживает рекомендации налоговых органов о переходе на представление отчетности в электронном виде. Но при этом должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

- В каком объеме организации должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы?

- Состав бухгалтерской отчетности определен Законом о бухучете и ПБУ 4/99. Объем информации, отражаемой в отчетности, зависит от типа организации. Так, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных могут не включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Приложение к бухгалтерскому балансу. В то же время крупные коммерческие организации, осуществляющие несколько видов деятельности, на основе образцов форм, разработанных Минфином России, утверждают свои формы бухгалтерской отчетности. Причем их состав может быть шире рекомендованных образцов форм отчетности. Представление бухгалтерской отчетности по образцам форм, рекомендованных Минфином России, свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных актов по бухгалтерскому учету.

- Это требование не всегда можно выполнить. Если организация представляет формы отчетности в электронном виде, она должна пользоваться теми форматами представления данных, которые предусмотрены в программе. Организация не вправе их изменять...

- Да, такая проблема действительно существует. В программах, утвержденных налоговыми органами для представления отчетности в электронном виде, предусматриваются одинаковые формы отчетности для всех организаций. Во-первых, это противоречит требованиям нормативных актов по бухгалтерскому учету, а во-вторых, тормозит приближение российской бухгалтерской отчетности к международным стандартам.

Электронные форматы бухгалтерской отчетности должны позволять организациям составлять отчетные формы с учетом требований законодательства по бухучету. На самом деле это проблема чисто технического характера, и грамотные программисты способны ее решить. Но сначала налоговые органы должны определить, какие показатели форм бухгалтерской отчетности им необходимы для осуществления функций налогового контроля, и договориться с другими ведомствами о применении одинаковой кодировки строк.

Сейчас эта проблема не решена. Поэтому складывается довольно странная ситуация. С одной стороны, переход на представление отчетности в электронном виде - это, безусловно, прогресс. С другой стороны, электронная отчетность по одинаковым формам становится препятствием на пути приближения российского бухгалтерского учета к МСФО.

- Александр Сергеевич, хотелось бы в завершение нашей беседы получить ответ на такой вопрос. В чем вы видите проблемы, без решения которых невозможно совершенствование российского бухучета?

- Главное - повысить качество бухгалтерского учета и отчетности. Мы должны научиться вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность не для отдельного пользователя, а для всех заинтересованных пользователей. Только тогда можно говорить о надлежащем ведении бухучета и бухгалтерской отчетности.

- Благодарим вас за интересные и подробные ответы.

Беседу вела

Марина Полякова

Подписано в печать

16.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об особенностях применения положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2) >
Статья: Инвентаризация расчетов и резервов: что нужно проверить ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.