Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об особенностях применения положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2005

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ

СТАТЬИ 275.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Помогите разобраться в следующей ситуации. На балансе нашей организации есть обслуживающие производства и хозяйства, которые производят продукцию, реализуют товары и оказывают услуги. В нашем регионе нет специализированных организаций, оказывающих аналогичные услуги, для которых данная деятельность является основной. Вправе ли мы для сравнения стоимости услуг, предоставляемых нашими объектами, использовать объекты из других регионов? Не нарушим ли мы в этом случае требование, предъявляемое ст.275.1 НК РФ?

Ю.И. Зимина, бухгалтер

В опубликованной статье <*> рассмотрены особенности налогообложения деятельности коммерческих организаций, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы. Редакция получила много откликов на эту статью, в том числе от градообразующих организаций. У них возникает много вопросов по особенностям применения норм ст.275.1 НК РФ. В частности, как подтвердить статус градообразующей организации при сдаче годовой отчетности по налогу на прибыль.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Е.А. Мальцева "Объекты социально-культурной сферы: доходы, расходы, налоги" // РНК, 2004, N 21

Ответить на вопросы наших читателей и разъяснить позицию налоговых органов по применению порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль, установленного ст.275.1 НК РФ, для налогоплательщиков, чья деятельность связана с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, мы попросили О.Б. Охонько, советника налоговой службы РФ III ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

Комментарий специалиста

По общим правилам под обслуживающими производствами и хозяйствами (ОПХ) понимаются производства и хозяйства, деятельность которых не связана напрямую с основной коммерческой деятельностью организации.

Перечень производств и хозяйств, относящихся к обслуживающим для целей налогообложения прибыли, дан в ст.275.1 НК РФ. Это подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Объекты ЖКХ включают в себя: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны), детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты.

Правила определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, установлены ст.275.1 Налогового кодекса. В ней указано, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием ОПХ, определяют налоговую базу по данному виду деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам. Причем эти правила применяются только к тем объектам ОПХ, которые одновременно удовлетворяют двум требованиям:

- являются обособленными подразделениями организации <**>;

- реализуют на возмездной основе товары (работы, услуги) как своим работникам, так и сторонним лицам.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Согласно ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Прибыль, полученная от деятельности по использованию объектов ОПХ, облагается налогом на прибыль в составе общей прибыли, полученной организацией в отчетном (налоговом) периоде. Что же касается налогового учета убытка, полученного от такой деятельности, то он имеет особенности.

Налоговый учет убытка,

полученного от деятельности,

связанной с использованием объектов ОПХ

Убыток, полученный обособленным подразделением при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, признается для целей налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

- стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по использованию объектов ОПХ, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность;

- расходы на содержание объектов ЖКХ, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

- условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Организация вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий 10 лет, и направлять на его погашение только прибыль, полученную от деятельности по использованию объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Какие организации являются "специализированными"

Специализированные организации - это организации, для которых деятельность по использованию объектов подсобного хозяйства, ЖКХ и социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб является основной. То есть организации, созданные для осуществления данной деятельности.

Сравнение деятельности налогоплательщика по использованию объектов ОПХ с деятельностью специализированных организаций, созданных для осуществления деятельности по использованию объектов подсобного хозяйства, ЖКХ и социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб, позволяет определять равнозначные результаты для обеих групп налогоплательщиков. Сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании указанных объектов. Причем вне зависимости от того, осуществляет специализированная организация предпринимательскую деятельность или нет.

Следует иметь в виду, что все расходы, произведенные организацией, должны соответствовать критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ. Таким образом, расходы по деятельности организации, связанной с использованием объектов ОПХ, необходимо учитывать для целей налогообложения прибыли в пределах аналогичных расходов специализированных организаций.

Полученный убыток при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается:

- если хотя бы одно из перечисленных в ст.275.1 НК РФ условий не выполняется или

- если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по использованию объектов ОПХ, не может произвести сравнение указанных показателей с соответствующей специализированной организацией.

Если в регионе нет специализированной организации

При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации объекта ОПХ, с деятельностью которого организация может произвести сравнение показателей, следует иметь в виду, что налоговое законодательство не устанавливает территориальных ограничений для выбора такого объекта. Специализированную организацию для сравнения соответствующих показателей деятельности можно выбрать на территории любого субъекта Российской Федерации. Такие разъяснения даны в Письме МНС России от 12.10.2004 N 02-3-07/161@.

Что касается документов, которыми налогоплательщик должен подтвердить сравнение расходов на обслуживание объектов ОПХ с расходами специализированных организаций по обслуживанию аналогичных объектов, то налоговым законодательством перечень таких документов не определен.

Особенности учета убытков от деятельности

ОПХ градообразующими организациями

Статьей 275.1 НК РФ предусмотрено, что градообразующие организации, в состав которых в качестве структурных подразделений входят объекты жилищного фонда, ЖКХ и социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание таких объектов. Однако имеется существенное ограничение. А именно: понесенные расходы могут быть признаны только в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления на содержание аналогичных объектов.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, организации вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления.

Однако указанные объекты могут находиться по отношению к головной организации на территории иного муниципального образования. В таком случае применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

При отнесении организации к градообразующей необходимо учесть следующее. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом. Об этом сказано в п.1 ст.11 НК РФ.

Налоговый кодекс не содержит понятия "градообразующая организация". Поэтому при отнесении организаций к градообразующим для целей налогообложения прибыли нужно руководствоваться определением, приведенным в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Согласно п.1 ст.169 этого Закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (этот критерий действует с 2 декабря 2002 г.).

Напомним, что до этой даты при отнесении организации к градообразующей следовало руководствоваться определением, содержащимся в п.1 ст.132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ).

Если организация до 2 декабря 2002 г. являлась градообразующей, а после введения в действие Закона N 127-ФЗ не подпадает под это определение, она вправе была принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов только за 11 месяцев 2002 г. А расходы за декабрь 2002 г. учитывать в общеустановленном порядке.

Организации, которые после введения в действие Закона N 127-ФЗ стали градообразующими, вправе начиная с 2 декабря 2002 г. учесть для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание объектов ОПХ. В этих целях им надо обеспечить с этой даты ведение раздельного учета доходов и расходов по указанным объектам. Кроме того, не стоит забывать, что градообразующей организацией может являться только юридическое лицо.

Если законодательными актами субъектов Российской Федерации установлены иные критерии отнесения организации к градообразующей, отличающиеся от тех, которые содержит ст.169 Закона N 127-ФЗ, то в целях налогообложения прибыли (применения ст.275.1 НК РФ) нужно руководствоваться нормами Закона N 127-ФЗ.

Сведениями о численности работающего населения в конкретном населенном пункте располагают территориальные органы статистики.

Таким образом, для подтверждения статуса градообразующей организации предприятие должно получить перечисленные данные по месту своей регистрации и самостоятельно определить, соответствуют ли они критериям, предусмотренным законодательством.

Правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы фактических расходов на содержание объектов жилищного фонда, ЖКХ и социально-культурной сферы в пределах нормативов градообразующие организации должны обосновать. В этих целях им необходимо представлять в налоговую инспекцию справку о численности населенного пункта, где они зарегистрированы. Такую справку можно получить в администрации или ином органе, имеющем полномочия выдачи подобной информации. Указанные данные представляются в налоговые органы при подаче налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период.

Следует отметить еще такой важный момент. Если градообразующая организация имеет на балансе объекты ОПХ (например, спортклуб), которые оказывают услуги безвозмездно, то на них не распространяются правила формирования налоговой базы по налогу на прибыль, установленные ст.275.1 НК РФ. В данной ситуации применяются положения п.1 ст.252 Кодекса. А именно: расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, признаются любые затраты организации, не поименованные в ст.270 НК РФ, если они экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при оказании структурным подразделением градообразующей организации услуг на безвозмездной основе не соблюдается обязательное требование ст.252 Кодекса: расходы на содержание таких объектов не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и поэтому не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Подписано в печать

16.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Годовая отчетность в ФСС РФ при спецрежимах ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2) >
Интервью: А.С. Бакаев: "Главное - повысить качество бухгалтерского учета и отчетности" ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.