Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения по земельному налогу ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



"Российский налоговый курьер", N 1-2, 2005

ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

С 2005 г. Налоговый кодекс дополнен гл.31 "Земельный налог", которая введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ (далее - Закон N 141-ФЗ) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 29.11.2004 N 141 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Подробный комментарий к новой главе Кодекса будет опубликован в одном из ближайших номеров. - Прим. ред.

Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Он будет вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В отличие от Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом площадь земельного участка, в гл.31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость <2>. Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Повсеместное введение в действие нового земельного налога предполагается с 1 января 2006 г. Представительные органы муниципальных образований территорий, где необходимая подготовительная работа завершилась еще в 2004 г., вправе были ввести этот налог с 1 января 2005 г. Однако такой возможностью воспользовались власти лишь отдельных территорий. В частности, в Москве новый земельный налог введен Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".

Во всех муниципальных образованиях, где местные законы в соответствии с гл.31 НК РФ не приняты (и не опубликованы) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (то есть до 30 ноября 2004 г.), по-прежнему будет взиматься земельный налог, установленный Законом о плате за землю. Поэтому для большинства российских налогоплательщиков актуальны изменения, внесенные в этот Закон в 2004 г. Речь идет о поправках, принятых несколькими федеральными законами: от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 20.08.2004 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) и от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) <3>. Последние по времени поправки внесены уже упоминавшимся Законом N 141-ФЗ: из текста Закона о плате за землю исключены ссылки на органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, на их полномочия по установлению льгот и сроков уплаты налога, а также порядок распределения земельных платежей между уровнями бюджетов. Рассмотрим наиболее существенные из принятых поправок.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"; Федеральный закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю"; Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Порядок расчета земельных платежей с участков,

предназначенных под жилищное строительство

Поправками, внесенными Законом N 116-ФЗ в ст.ст.7 и 8 Закона о плате за землю, уточнен порядок уплаты земельного налога в части налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, а также предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Внесением упомянутых поправок законодатель разграничил такие понятия, как "земли, занятые жилищным фондом" и "земли, предоставленные (приобретенные) для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства". Таким образом, устранена правовая неопределенность в отношении понятия "земли, занятые жилищным фондом", на которую обращали внимание Верховный Суд РФ (Определение от 13.02.2003 N 78-Впр03-3) и Конституционный Суд РФ (Определение от 05.06.2003 N 276-О). При этом установлен различный порядок налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства до 1 января 2005 г., и участков, которые будут приобретены начиная с этой даты. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Ситуация 1. Земельный участок приобретен до 1 января 2005 г. в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства). Налогообложение данных земельных участков регулируется ч.1 - 8 ст.8 Закона о плате за землю. Обратите внимание: ч.5 указанной статьи особенности применения налоговой ставки предусмотрены только для земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Физические и юридические лица - собственники земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 г. для жилищного строительства, уплачивают земельный налог по полным налоговым ставкам, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Сказанное относится и к ситуации, когда участок приобретался в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Что касается земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, то налог с них должен взиматься со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках. Однако сумма уплачиваемого налога не может быть меньше установленного минимального размера земельного налога (10 руб. за 1 кв. м земельного участка в 1994 г.) с учетом последовательно применяемых коэффициентов индексации (установленных в 1995 - 1997, 1999 - 2000 и 2002 - 2005 <4> гг. соответственно).

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Статьей 4 Закона N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,1.

В 2005 г. с учетом индексации минимальный размер земельного налога, взимаемого на основании Закона о плате за землю за земельные участки, занятые жилищным фондом, расположенные в границах городской (поселковой) черты, составляет:

10 руб/кв. м x 2 x 1,5 x 2 : 1000 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 x 1,1 = 62,72 коп/кв. м.

Рассмотрим порядок расчета земельного налога в 2005 г. на примере.

Пример. Предположим, площадь земельного участка, предоставленного в 2003 г. под индивидуальное жилищное строительство, - 1000 кв. м. Город, на территории которого расположен этот земельный участок, имеет численность населения 140 000 чел., признан городом с развитым социально-культурным потенциалом и относится к Центральному экономическому району.

Средняя ставка земельного налога определяется исходя из таблицы 1 Приложения 2 к Закону о плате за землю. Искомая величина находится на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и графы, соответствующей численности населения от 100 000 до 250 000 чел. Таким образом, средняя ставка составляет 1,8 руб/кв. м (в условиях 1994 г.). С учетом применяемых коэффициентов индексации в 2005 г. она составляет: 1,8 руб/кв. м. x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 2 x 1,2 x 2 x 1,8 x 1,1 x 1,1 : 1000 = 5,64 руб/кв. м.

Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала определяется по таблице 3 Приложения 2 к Закону о плате за землю. При численности населения городов от 100 000 до 250 000 чел. он равен 2,2. Значит, с учетом этого коэффициента средняя ставка налога в 2005 г. составляет:

5,64 руб/кв. м x 2,2 = 12,40 руб/кв. м.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о плате за землю, налог за земли, предоставленные до 1 января 2005 г. для индивидуального жилищного строительства в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 62,72 коп/кв. м в 2005 г. 3% от средней ставки налога по рассматриваемому городу составляют:

12,40 руб/кв. м x 3% = 0,37 руб/кв. м, или 37 коп/кв. м.

Как видим, эта величина меньше минимального размера земельного налога, который в 2005 г. равен 62,72 коп/кв. м. Поэтому налог рассчитывается исходя из его минимального размера:

1000 кв. м x 62,72 коп/кв. м = 627,2 руб.

Ситуация 2. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 г. в собственность физическим или юридическим лицом на условиях осуществления жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства). В этом случае в соответствии с ч.9 ст.8 Закона о плате за землю в течение трехлетнего срока проектирования и строительства объекта налог уплачивается исходя из двукратного размера полной ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.

Если период проектирования и строительства превышает три года, то начиная с четвертого года налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации земельный налог уплачивается как за земли, занятые жилищным фондом (ч.11 ст.8 Закона о плате за землю). Заметим, что аналогичная норма предусмотрена в п.15 ст.396 гл.31 НК РФ.

Ситуация 3. Земельный участок приобретен в период с 1 января 2005 г. в собственность физическим лицом для индивидуального жилищного строительства. В этом случае в течение десяти лет проектирования и строительства налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы - вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости - земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Соответствующие нормы предусмотрены ч.12 ст.8 Закона о плате за землю и п.16 ст.396 НК РФ.

Льготы по земельным платежам

В соответствии с поправками, внесенными Законом N 122-ФЗ, с 1 января 2005 г. утратил силу п.18 ст.12 Закона о плате за землю. Следовательно, утратили льготу по земельному налогу лица, ранее упоминавшиеся в этом пункте, а именно:

- военнослужащие;

- граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более;

- члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

Эти лица становятся налогоплательщиками земельного налога с 2005 г. К 1 августа налоговые органы должны направить им налоговые уведомления на уплату земельного налога за весь 2005 г.

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Управление ресурсных

и имущественных налогов

ФНС России

Подписано в печать

16.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Составляем отчетность в ФСС РФ за 2004 год ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2) >
Статья: Годовая отчетность в ФСС РФ при спецрежимах ("Российский налоговый курьер", 2005, N 1-2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.