|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Рекламный ЕНВД ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 51)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 51, 2004
РЕКЛАМНЫЙ ЕНВД
В соответствии с поправками, внесенными в НК РФ Законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, с 1 января 2005 г. утрачивает силу система налогов и сборов, установленная ст.ст.18 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Одновременно отменяется один из местных налогов - налог на рекламу. Для того чтобы восполнить выпадающие доходы местных бюджетов, система обложения ЕНВД была дополнена объектом, связанным с наружной рекламой.
Законодатели сочли, что введение спецрежима налогообложения отдельных видов рекламной деятельности будет способствовать не только наполнению местного бюджета, но и освободит налоговиков от необходимости исследовать истинные размеры доходов операторов рекламного рынка. Статьей 5 Закона N 95-ФЗ законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право до 1 января 2005 г. принять законы субъектов РФ, определяющие порядок введения ЕНВД и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Первый блок проблем порожден тем, что формулировки, внесенные Законом N 95-ФЗ в понятийный аппарат гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, допускают неоднозначное толкование. В результате налогоплательщики не смогут использовать НК как закон прямого действия, а будут поставлены в зависимость от трактовки положений законодательства официальными ведомствами. Второй блок - экономический. Многие предприниматели, работающие с наружной рекламой, уверены, что введение ЕНВД поставит под удар их бизнес. Так, например, система обложения ЕНВД не предусматривает применения вычетов "входного" НДС. Это неминуемо приведет к увеличению стоимости рекламных услуг. Установление завышенных параметров для расчета суммы налога может привести к стагнации определенных сегментов рынка рекламы, к его перераспределению.
Кому платить?
Согласно пп.7 п.2 ст.346.26 НК РФ (в новой редакции Закона N 65-ФЗ) с 1 января 2005 г. "вмененка" может применяться в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Понятие "наружная реклама" определено в ст.14 Закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". Для ее распространения необходимо получить платное разрешение специального органа местного самоуправления, предварительно согласовав пакет документов в целом ряде инстанций. Если же на объект, где размещается реклама, у каких-либо третьих лиц есть вещные права, то с ними также надо заключить отдельный договор. Так, например, в Москве, чтобы установить средство наружной рекламы и информации (СНРИ), компания должна оформить паспорт на СНРИ и согласовать его в соответствующих организациях. Право на его размещение приобретается за плату на основании договора с Комитетом рекламы, информации и оформления г. Москвы. "Рекламным" ЕНВД облагается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (ст.346.27 и п.2 ст.346.26 НК РФ). Рынок наружной рекламы - система сложная. Размещением СНРИ могут заниматься не только рекламодатели, собственники рекламно-информационных носителей, но и специализированные фирмы - операторы рекламного рынка. Законом не запрещено сдавать установленное СНРИ в пользование арендатору, который, в свою очередь, сдаст рекламную площадь в субаренду собственно рекламодателю. Вопрос: кто из перечисленных субъектов должен стать плательщиком ЕНВД? Разъяснения относительно состава плательщиков "рекламного" ЕНВД даны в Письме МНС России от 10.11.2004 N 22-0-10/1760@. По мнению налоговиков, ЕНВД уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, которые извлекают доходы от оказания услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах, их деятельности, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях. По смыслу разъяснений рекламодатели, в том числе собственники СНРИ, под действие системы ЕНВД не подпадают. Также ЕНВД не облагается реклама на транспортных средствах и отдельные виды воздушной рекламы.
Внимание! В цепочке контрагентов по размещению рекламы на ЕНВД переводится только тот участник, который предоставляет само СНРИ непосредственно для размещения рекламы, а не сдает его, например, в аренду для других целей.
Таким образом, цель предоставления в пользование СНРИ должна быть четко указана в договоре с арендатором СНРИ.
Разбираемся с базовой доходностью
Объектом обложения единым налогом признается вмененный доход налогоплательщика (п.1 ст.346.29 НК РФ). При исчислении величины вмененного дохода используется следующая формула расчета:
ВД = БД x (N1 + N2 + N3) х К1 х К2 х К3,
где ВД - величина вмененного дохода; БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности; N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода; К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности. В п.3 ст.346.29 НК РФ приведена таблица, в которой взаимоувязаны виды предпринимательской деятельности "вмененщиков", физические показатели и соответствующая этим параметрам базовая доходность. Однако базовая доходность определена для ограниченного перечня видов наружной рекламы. - Для наружной рекламы, изготовленной печатным и (или) полиграфическим способом, - 3000 руб. - Для световых и электронных табло - 4000 руб. В обоих случаях физическим показателем является площадь информационного поля в квадратных метрах. Таким образом, если, в частности, рекламный щит будет изготовлен способом, не предусматривающим нанесение изображения с помощью методов печати или полиграфии, а также световых и прочих электронных эффектов, то базовая доходность такого СНРИ Кодексом не определена, то есть равна нулю. В Письме МНС России N 22-0-10/1760 приведен перечень технических средств, при помощи которых оказываются услуги, подлежащие переводу на ЕНВД. К ним относятся средства, которые размещены на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), непосредственно связаны с ними и не предназначены для перемещения в течение всего срока, установленного для их размещения в соответствующих рекламных местах (щитовые установки, наземные и настенные панно, крышевые установки, афишные тумбы, кронштейны, проекционные установки, электронные табло, маркизы, транспаранты-перетяжки и т.п.). Рекламщики уже заранее опасаются, что в связи с отсутствием в Кодексе правил для определения доходности временно простаивающих рекламных конструкций налоговики изобретут методику взимания рекламного ЕНВД с пустого рекламного носителя.
Коротко о коэффициентах
Корректирующие коэффициенты базовой доходности (К1, К2 и К3) показывают степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Их содержание и порядок формирования определены в ст.346.27 НК РФ. Коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности (п.5 ст.346.29 НК РФ). В 2005 г. указанный коэффициент принимается равным единице (ст.7 принятого 29.10.2004 в третьем чтении законопроекта "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"). Коэффициент К2 - учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе сезонность, время работы, величину доходов, место ведения предпринимательской деятельности и иные особенности (ст.346.27 НК РФ). Он будет определяться законодательными органами государственной власти субъектов РФ, а с 1 января 2006 г. - представительными органами муниципальных районов, городских округов и законодательными органами государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга (ст.ст.5, 7 Закона N 95-ФЗ). По сравнению с нормой 2004 г. нижний предел К2 снижен (ст.2 Закона N 95-ФЗ). Допустимая "вилка" для К2 в 2005 г. составит от 0,005 до 1 (в текущем году от 0,01 до 1). До 1 января 2005 г. парламентарии субъектов РФ обязаны определиться с приемлемым для себя размером регионального коэффициента (ст.5 Закона N 95-ФЗ). Коэффициент К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ. В этом году Минэкономразвития опубликовало в "Российской газете" Приказ от 09.11.2004 N 298, в котором установлено значение коэффициента К3 в размере, равном 1,104.
Где рекламировать хорошо?
Значения коэффициента К2 весьма разнятся по России и, возможно, со временем будут корректироваться. Заметим, что согласно п.4 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В некоторых регионах было принято решение отложить введение "рекламного" ЕНВД (например, в Московской области). В Москве же Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 75 ввели ЕНВД с очень сложной системой определения коэффициента. Столица разбивается на зоны в зависимости от престижности мест, и к каждой из зон применяется собственный коэффициент. Кроме того, введены коэффициенты для конструкций большой площади и в зависимости от видимости конструкции. Предоставляя областным законодателям возможность с учетом местных особенностей регулировать рынок рекламы, депутаты Госдумы рассчитывали на их здравый смысл. Предполагалось, что принятые в регионах понижающие коэффициенты должны способствовать притоку бюджетных средств. Однако существует вероятность, что не во всех регионах курицы, несущие золотые рекламные яйца, доживут до лучших дней. Времени на раздумья у парламентариев почти не остается...
Е.Веденина Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Подписано в печать 16.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |