Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение доходов иностранных физических лиц ("Финансовая газета", 2004, N 51)



"Финансовая газета", N 51, 2004

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. и доп. на 22.08.2004) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" введены следующие определения:

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

временно прибывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно ст.20 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия.

В соответствии с п.4 ст.13 Закона N 115-ФЗ для использования на территории Российской Федерации труда иностранных работников работодателю необходимо получить разрешение:

на привлечение и использование иностранных работников;

на работу для каждого иностранного работника.

При этом разрешение на работу необходимо получать только для тех иностранных граждан, которые временно пребывают на территории Российской Федерации. Таким образом, если есть разрешение на работу, можно предположить, что в соответствии с приведенными выше определениями работающие в ООО иностранные физические лица по законодательству относятся к категории временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Согласно ст.207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Статьей 224 НК РФ установлено, что применительно к доходам от работы по найму (очевидно, в вопросе речь идет именно об этом виде доходов) для лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, применяется ставка в размере 13%, а в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, - 30%. Следовательно, чтобы определить, по какой ставке удерживать налог с иностранных физических лиц, нужно установить, является ли иностранное лицо налоговым резидентом Российской Федерации.

В п.2 ст.11 НК РФ поясняется, что налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Следовательно, если иностранное физическое лицо находится фактически на территории Российской Федерации в календарном году 183 дня и более, применяется ставка налога 13%. В противном случае налог удерживается по ставке 30% от заработка до момента уточнения налогового статуса работника.

В соответствии с действовавшими по состоянию на 1 января 2004 г. Методическими рекомендациями налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415 (отменены Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-04/284), было установлено, что на начало отчетного периода резидентами Российской Федерации считаются иностранные граждане, относящиеся к категории постоянно проживающих и временно проживающих, а также временно пребывающие в Российской Федерации лица, если они:

зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации;

состоят на 1 января текущего года в трудовых отношениях с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации;

заключили трудовые договоры, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней.

Если иностранный гражданин, временно прибывший в Российскую Федерацию и на начало текущего года удовлетворявший указанным условиям, в связи с чем налог с его доходов исчислялся по ставке 13%, выбывал из Российской Федерации до истечения 183 дней в текущем календарном году, то налог подлежал пересчету по ставке 30%.

Следует также иметь в виду, что с указанными в вопросе странами заключены соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения, в том числе применительно к подоходным налогам (налогам с доходов физических лиц). Согласно ст.7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Каждое из соглашений (конвенций) имеет свои особенности. Но, как правило, применительно к рассматриваемой ситуации они устанавливают следующие дополнительные нормы: доходы иностранного работника от работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, не будут облагаться налогом в Российской Федерации при одновременном выполнении следующих условий:

получатель дохода находится в Российской Федерации в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в течение любого 12-месячного периода;

вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом Российской Федерации;

расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Российской Федерации.

Кроме того, если иностранный работник получает доход или владеет капиталом в Российской Федерации, который в соответствии с положениями соглашения (конвенции) может облагаться налогом в Российской Федерации, сумма налога на этот доход или капитал, подлежащая уплате в Российской Федерации, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в его стране.

Согласно ст.235 НК РФ плательщиками единого социального налога (далее - ЕСН) признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. До 1 января 2003 г. организации не начисляли ЕСН на выплаты иностранным физическим лицам, если это было отражено в заключенных с ними договорах. Эта льгота была предусмотрена п.2 ст.239 НК РФ, сейчас данный пункт утратил силу согласно Федеральному закону от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Следовательно, с 1 января 2003 г. ЕСН в федеральный бюджет с выплат и вознаграждений в пользу иностранных граждан, работающих в российских организациях, исчисляется в общеустановленном порядке.

Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в частности, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. Для иностранных физических лиц, имеющих статус проживающих на территории Российской Федерации постоянно или временно, обязательная уплата взносов в ПФР предусмотрена только с выплат, начисленных в пользу постоянно проживающих иностранных граждан. Вопрос об уплате взносов в ПФР с выплат в пользу временно проживающих иностранных работников рекомендуется согласовывать с органами ПФР (Письмо УМНС России по г. Москве от 01.12.2003 N 28-11/66816 "О начислении ЕСН и пенсионных взносов с выплат работникам-иностранцам").

Согласно разъяснениям Управления взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами ГУ ОПРФ по Москве и Московской области в настоящее время взносы в ПФР начисляют только на выплаты иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, т.е. имеющим вид на жительство. Но Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в отношении иностранных граждан в Закон N 167-ФЗ, согласно которым в состав застрахованных лиц включены не только постоянно, но и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Иными словами, с выплат иностранным работникам, получившим разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, так же как и имеющим вид на жительство, нужно будет уплачивать страховые взносы в ПФР. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2005 г.

В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данный Закон распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. Следовательно, обязательные страховые взносы на данный вид страхования уплачиваются работодателями с доходов иностранных работников в общем порядке, т.е. страховые взносы уплачиваются работодателем с выплат иностранным работникам, как постоянно или временно проживающих, так и временно пребывающих на территории Российской Федерации.

В ИМНС России по Московской области по месту постановки на учет налогоплательщика представляются в общепринятом порядке:

по НДФЛ - Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) и Реестр сведений о доходах физических лиц за 2003 г., утвержденные Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" (данные документы представлялись за 2003 г., так как формы за 2004 г. еще не утверждены);

по ЕСН - Налоговая декларация по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденная Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 (с изм. и доп. от 24.12.2003) "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и Инструкции по ее заполнению".

А.Стаханов

Аудитор

ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"

Подписано в печать

15.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Забалансовый учет расчетов при исполнении посреднических договоров (Окончание) ("Финансовая газета", 2004, N 51) >
Вопрос: ...В связи с невозможностью дальнейшего применения УСНО из-за превышения лимита доходов организация перешла с 1 июля 2004 г. на общий режим налогообложения. До перехода на УСНО, с 5 августа 2001 г. по 1 января 2004 г., организация пользовалась льготой по налогу на прибыль. Может ли она при возврате к общему режиму налогообложения применять указанную льготу, если ее срок действия истекает 1 января 2005 г.? ("Финансовая газета", 2004, N 51)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.