|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Федеральная налоговая служба ("Право и экономика", 2005, N 1)
"Право и экономика", N 1, 2005
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
(Статус и полномочия)
14 октября 2004 г. вступило в силу Положение о налоговой службе, в тот же день в ЕГРЮЛ появилась запись о новой организации - Федеральная налоговая служба получила свидетельство о государственной регистрации за номером 1047707700006. Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России, о чем прямо указано в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.
Напомним, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" существовавшие ранее система и структура этих органов упразднены. Сокращено количество видов таких органов и установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Положения Указа в отношении Министерства РФ по налогам и сборам вступили в силу 3 августа 2004 г., после вступления в силу соответствующих федеральных законов. 29 июня 2004 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", согласно которому Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано в Федеральную налоговую службу и передано в ведение Минфина России. Основные задачи новой налоговой службы - контроль и надзор за исполнением налогового законодательства. Функции МНС перераспределены между Минфином и ФНС России.
Федеральный закон N 58-ФЗ явился логическим продолжением Указа Президента РФ N 314. Изменения вступили в силу 3 августа 2004 г., после истечения месячного срока со дня официального опубликования Закона N 58-ФЗ. Закон N 58-ФЗ специально оговаривает, что все акты, принятые органами исполнительной власти (а к ним относится и МНС России) на день вступления в силу этого Закона, продолжают действовать вплоть до их официальной отмены. Это означает, что все приказы, инструкции, методики и т.п., изданные МНС, будут действовать и после 3 августа. Точно так же будут иметь законную силу и все решения (о проведении проверки, представлении документов, привлечении к ответственности и т.п.), принятые МНС России до реорганизации. Поэтому налогоплательщики обязаны их исполнять. Ответчиками в судах также будут выступать конкретные инспекции. Если ответчиком выступает непосредственно МНС России, то судами в порядке процессуального правопреемства (ст.48 АПК РФ, ст.44 ГПК РФ) будет произведена замена. Например, по вопросам издания инструкций и методических рекомендаций ответчиком будет признан Минфин, по спорам о взыскании налогов, пеней и штрафов - ФНС России. Федеральным законом от 29 июня 2004 г. внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. 1. По тексту Налогового кодекса Федеральная налоговая служба будет именоваться "налоговые органы". Законодатель прямо по тексту НК РФ ни разу не упомянул новый орган - ФНС. Речь везде идет о "федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области налогов и сборов". Такой подход исключает необходимость вносить в НК РФ изменения каждый раз при смене официального названия налогового ведомства. Но поскольку сегодня таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, под налоговыми органами надо понимать именно ее. Такой подход законодатель применил и по отношению к другим государственным органам, внося соответствующие изменения в другие федеральные законы. Так, п.1 ст.30 "Налоговые органы в Российской Федерации" изложен в новой редакции: "1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы". Когда в Кодексе речь идет о полномочиях финансовых органов, то в тексте прямо говорится о Минфине России и его территориальных подразделениях. Так что определить, о каком именно органе идет речь в той или иной статье, достаточно просто. 2. Основной функцией реорганизованного МНС будет, как и прежде, контроль за полнотой, своевременностью и правильностью уплаты налогов. Как и прежде, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки, затребовать необходимые документы, проводить осмотры и инвентаризации. У ФНС России сохранится право принимать решения по результатам проверок. Причем формы всех документов, необходимых для законного проведения проверки, ФНС будет утверждать сама. У налоговых органов осталось также право требовать от налогоплательщиков уплату недоимки и пеней, а также право взыскивать с них эти суммы. 3. Самые значительные изменения произошли в части полномочий по разъяснению налогового законодательства. Согласно Указу Президента РФ N 314 эти функции должны быть распределены между налоговыми органами и Минфином России. Согласно новой редакции ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получить от специалистов Минфина "разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". А от сотрудников Федеральной налоговой службы можно получить в том числе и письменную информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, т.е. фактически можно получить информацию от обоих ведомств. В отношении налоговых органов следует сказать, что Налоговый кодекс дополнен ст.34.2 "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов" следующего содержания: "1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах". За налоговыми органами сохраняется право вести разъяснительную работу, связанную с исчислением и уплатой налогов. Подпункты 1 и 2 ст.21 "Права налогоплательщиков" изложены в новой редакции: "Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;". В новой редакции изложен пп.4 п.1 ст.32 "Обязанности налоговых органов": "4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения". 3. Следующий блок вопросов, в котором произошли существенные изменения, касается порядка издания различного рода документов. Налоговое ведомство (МНС России) в последнее время не случайно отменяло свои Методические указания. Новая редакция НК РФ больше не упоминает про возможность издания таких документов. Все полномочия по изданию нормативных (т.е. общеобязательных) актов Закон N 58 отдает Министерству финансов. Причем, как и раньше, эти акты не могут заменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Так, ст.4 НК РФ изложена в новой редакции: "Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов". Согласно новой редакции ст.80 НК РФ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и инструкции по их заполнению также переданы Министерству финансов. Причем теперь в Кодексе речь идет не об инструкциях по заполнению деклараций, а об утверждении порядка их заполнения. В Положении о Федеральной налоговой службе содержится четкий перечень документов, которые может издавать ведомство, обязательных для налогоплательщика (п.5.9 Положения). Все эти документы носят технический характер, в частности, устанавливается, что ФНС вправе разработать и утвердить форму требования об уплате налога, форму заявления о постановке на учет в налогом органе, форму справки о доходах, полученных физическими лицами, форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, форму и требование к составлению акта налоговой проверки и др. (всего 20 документов). 4. В некоторых случаях полномочия налоговых органов расширены. Например, новая редакция НК РФ дает налоговым органам право предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Раньше таким правом был наделен Минфин России. Так, ст.63 "Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов" НК РФ изложена в следующей редакции: "1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются: 1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп.3 - 5 настоящего пункта и п.2 настоящей статьи); 2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного п.3 настоящей статьи); 3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или уполномоченные ею иные таможенные органы; 4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной пошлине принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины; 5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов. 2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в: бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации; местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.". 5. Остается за налоговыми органами и регистрационная функция. Как и прежде, они будут осуществлять постановку на учет и вести реестр налогоплательщиков. Для этого им дано право утверждать формы заявлений и уведомлений о постановке на налоговый учет. Начиная с 1 января 1999 г. налоговые органы России ведут учет юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранных организаций и физических лиц в соответствии с НК РФ. В связи с множеством оснований постановок на учет для организаций введен Код причины постановки на учет (КПП), который позволяет однозначно определить, по какому основанию и в каком налоговом органе организация состоит на учете. С 1 января 2004 г. действует новый порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговых органах. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внес в законодательство целый ряд существенных изменений, связанных с реализацией принципа "одного окна". Налоговыми органами обеспечивается одновременность выдачи налогоплательщику документов по учету и государственной регистрации. Основанием для постановки на учет являются сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также сведения, сообщаемые органами в соответствии со ст.85 Кодекса. Заявительный порядок постановки на учет и, соответственно, применение штрафных санкций за нарушение срока постановки на учет, установленного Кодексом, сохранены только в отношении постановки на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений. Из понятия "индивидуальные предприниматели" исключены частные охранники и частные детективы. К индивидуальным предпринимателям для целей Кодекса наряду с частными нотариусами приравнены и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Определен налоговый орган, в который организация или индивидуальный предприниматель представляет сообщения в соответствии со ст.23 Кодекса, - по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Внесены изменения в редакцию п.1 ст.32 Кодекса - налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц, а не налогоплательщиков. Расширен перечень органов, обязанных сообщать согласно ст.85 Кодекса в налоговые органы соответствующие сведения о физических лицах: советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации - не позднее 30-го числа каждого месяца; органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, - о фактах замены в течение 5 дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа - в течение трех дней со дня его подачи; органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прямо поименованы в п.4 ст.85 Кодекса. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены в новой редакции Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Установлен срок выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Уточнен порядок предоставления сведений из ЕГРН как на бесплатной, так и на платной основе. В связи с переходом от заявительного принципа постановки на учет организаций (индивидуальных предпринимателей) к постановке на учет на основании сведений ЕГРЮЛ, ЕГРИП и сведений, сообщаемых органами в соответствии со ст.85 Кодекса, существенно изменился порядок работы собственно налоговых органов, который регламентирован Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178. В соответствии с нормами ст.83 НК РФ Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-З-Об/124 утверждено Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Приказом МНС России от 28 июля 2003 г. N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах" установлено, что налоговые органы с 1 октября 2003 г. осуществляют постановку на учет иностранных организаций с применением справочника "Коды иностранных организаций" (Справочник КИО). Ведение Справочника КИО осуществляется на федеральном уровне межрегиональной инспекцией МНС России по централизованной обработке данных (МРИ ЦОД МНС России). При постановке на учет филиалов иностранной организации присваивается единый уникальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) вместе с кодом причины постановки на учет (КПП). Налоговые органы обязаны организовать и провести мероприятия по замене документов иностранным организациям до 1 января 2005 г. С 1 января 2005 г. признаются недействительными идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код иностранной организации (КИО), присвоенные до 1 октября 2003 г. С 1 января 2006 г. вступит в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - налоговые органы будут вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию. Ведение учета налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию позволит оптимально сократить количество случаев постановки на учет по таким основаниям, как: по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход; по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, и другим. Введение в действие нормы, позволяющей вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию, обеспечит однократную постановку на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений в соответствующем налоговом органе конкретного муниципального образования. О создании нового обособленного подразделения на территории одного и того же муниципального образования организации будет достаточно уведомить налоговый орган. Вместе с тем необходимо отметить, что реализация указанных новаций нуждается в закреплении на законодательном уровне, т.е. требует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ. Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков наряду с ЕГРЮЛ, ЕГРИП позволяет обеспечить оперативное обновление информации об организациях и индивидуальных предпринимателях, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, на основании сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведений, сообщаемых органами, поименованными в ст.85 Кодекса, а также путем взаимодействия между налоговыми органами посредством электронных документов. Принципиальное отличие Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) от ЕГРЮЛ, ЕГРИП заключается в его содержательной части. В Едином государственном реестре налогоплательщиков содержатся сведения: а) о постановке на учет организации в налоговом органе: по месту ее нахождения; по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения; по месту нахождения недвижимого имущества, с 1 января 2004 г. принадлежащего организации не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; по месту нахождения принадлежащих организации транспортных средств; по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Все иные основания установлены частью второй Налогового кодекса. Например, по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование; б) о постановке на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе: по месту жительства; по иным основаниям, предусмотренным Кодексом; в) о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства иных категорий налогоплательщиков, отнесенных для целей Кодекса к индивидуальным предпринимателям; частных нотариусов; адвокатов, учредивших адвокатский кабинет; г) о постановке на учет адвокатов, осуществляющих деятельность в иных формах адвокатских образований (в налоговом органе по месту жительства); д) о постановке на учет физических лиц - владельцев недвижимого имущества в налоговом органе: по месту жительства; по месту нахождения недвижимого имущества; е) о постановке на учет физических лиц - владельцев транспортных средств в налоговом органе: по месту жительства; по месту нахождения транспортных средств; ж) о постановке на учет физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в декларациях и иных документах, подаваемых в налоговые или иные органы, а также сообщения ИНН источнику выплаты дохода, банку и др. (в налоговом органе по месту жительства); з) об учете физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, сведения о которых поступают из органов, указанных в п.5 ст.85 Кодекса. При этом сведения обо всех случаях постановки на учет организации или отдельных категорий физических лиц в обязательном порядке поступают в налоговый орган, в котором организация (физическое лицо) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а оттуда - в федеральную базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков. 6. Полномочия налоговых органов при проверке применения контрольно-кассовой техники указаны в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В соответствии со ст.7 названного Закона налоговые органы: осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона. В соответствии с этой нормой органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в данной статье контрольных функций. Таким образом, налоговые органы, как и прежде, будут регистрировать кассовые аппараты, а также контролировать их использование при наличных расчетах. 7. Налоговые органы по-прежнему будут контролировать производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции: осуществлять надзор и контроль за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральная налоговая служба осуществляет установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов. Налоговые органы будут осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства: осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. ФНС России будет выдавать лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий, учреждение акцизных складов; осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; проведение всероссийских лотерей. Федеральная налоговая служба ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений. Служба регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии, ведет реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей. 8. В связи с ликвидацией Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам переданы Министерству РФ по налогам и сборам (далее - уполномоченный орган) впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу. Таким образом, теперь ФНС в делах о банкротстве будет представлять интересы Российской Федерации, т.е. предъявлять требования по уплате долга в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, налоговые органы будут самостоятельно инициировать процедуру в отношении должника и направлять заявление в суд. Налоговые органы от имени государства и раньше участвовали в процедурах банкротства наряду с ФСФО России в соответствии с первым Законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. Согласно Закону о банкротстве от 26 октября 2002 г. N 127 функции уполномоченного органа были переданы только ФСФО России. В связи с новой передачей функций издано Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства". Этим же Постановлением утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, которое определяет порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Как и любой другой кредитор, налоговые органы могут обратиться в суд с соответствующим заявлением при наличии признаков банкротства (для организаций это - просроченная в течение трех месяцев задолженность по налогам и сборам на сумму не менее 100 тыс. руб., а для предпринимателей - не менее 10 тыс. руб.). Для начала процедуры банкротства налоговым органам не надо подтверждать размер задолженности в суде, им достаточно лишь собственного решения (п.2 ст.41 Закона N 127-ФЗ). Постановление определяет порядок направления налоговым органом заявления в суд. Так, в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении. Порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, устанавливается Министерством экономического развития и торговли РФ. Уполномоченный орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в случае, если до истечения срока, установленного п.2 Положения, должником представлены: а) по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам - заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения; б) по требованиям об уплате обязательных платежей - документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам. В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в 5-дневный срок. Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом: а) если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения сроков, установленных п.2 Положения, жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца; б) если им получены документы, подтверждающие подачу до истечения сроков, установленных п.2 Положения, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия перечисленных лиц и органов (бездействие), - до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца; в) по решению уполномоченного органа в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономического развития и торговли РФ. Повторное отложение уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не допускается, за исключением случаев, когда такое решение принято Президентом РФ или Правительством РФ. В случае неисполнения должником требований об уплате обязательных платежей таможенные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам по установленной форме. К уведомлению таможенных органов о наличии задолженности по уплате обязательных платежей прилагаются заверенные копии документов, представляемые в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" при подаче заявления о признании должника банкротом, включая заверенные копии следующих документов: а) справки таможенного органа о размере задолженности по налогу (сбору), не уплаченному в более чем трехмесячный срок; б) решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов должника; в) решения и постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу, а также исполнительного листа; г) сведений о направлении судебному приставу-исполнителю постановления таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа; д) документов, подтверждающих основания возникновения задолженности. В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, а также их территориальные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю направляют в адрес уполномоченного органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам согласно Приложению 1 к названному Постановлению, а также заверенные копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом. По запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Еще одно основание для обращения в суд с заявлением о банкротстве - получение от судебного пристава уведомления об аресте недвижимого имущества, сырья и материалов, оборудования и других основных средств налогоплательщика. При этом уполномоченный орган при получении уведомления судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества третьей очереди, направленного в соответствии со ст.60 Федерального закона "Об исполнительном производстве", сообщает судебному приставу-исполнителю об осуществлении или неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с данным Положением не позднее чем в двухнедельный срок с даты получения указанного уведомления. Указанное Положение определяет порядок объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах банкротства. Так, одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся кредиторами должника, а также направляет в федеральные органы исполнительной власти уведомление о принятом решении по установленной форме. Уполномоченный орган вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не позднее одной недели со дня получения запроса уполномоченного органа представляют в уполномоченный орган запрашиваемые документы. Положение определяет порядок голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов, а также учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе процедур банкротства. Так, уполномоченный орган при участии в собрании кредиторов голосует в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли РФ. В целях обеспечения учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе процедуры банкротства, запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в отношении применения и хода процедуры банкротства. По ходатайству органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо о заключении мирового соглашения (при соблюдении порядка, установленного данным Положением) уполномоченный орган голосует за введение соответствующей процедуры банкротства при условии предоставления гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам, а также по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации) либо требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов местного самоуправления). Уполномоченный орган голосует за предложенную соответствующими органами процедуру банкротства в случае, если у должника имеется задолженность только перед бюджетом субъекта Российской Федерации и соответствующего муниципального образования, при условии предоставления гарантии (поручительства) в порядке, установленном п.16 Положения. Уполномоченный орган ежеквартально представляет в Минэкономразвития и Минфин России информацию о ходе дел о банкротстве и процедур банкротства. Уполномоченный орган также один раз в полгода представляет в Минэкономразвития России аналитический и статистический отчеты, а также иную информацию по запросу Министерства не позднее 30 дней с даты получения запроса. В Письме МНС России от 10 августа 2004 г. N САЭ-6-19/162 "О некоторых вопросах, возникающих при реализации функций уполномоченного органа" разъяснены отдельные положения, связанные с реализацией МНС России функций уполномоченного органа в указанной сфере деятельности. 1. По вопросам подготовки заключения и выдачи справок. Как уже отмечалось, Указом Президента РФ N 314 и Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 на МНС России возложены функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Вместе с тем выполнение ряда функций, ранее реализовавшихся упраздненной ФСФО России, на МНС России не возложено. В частности, это функции: обеспечения исполнения полномочий государственного финансового контрольного органа; подготовки заключений о возможных последствиях обращения взыскания на имущество организации-должника; подготовки заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства; подготовки заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов. Кроме того, ранее осуществлявшаяся упраздненной ФСФО России выдача по запросам заинтересованных лиц справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в отношении организаций действующим законодательством не предусмотрена. В этой связи налоговые органы не вправе осуществлять перечисленные функции и предоставлять указанные выше справки. 2. О подготовке в соответствии с п.10 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257, сообщений в соответствии с уведомлениями судебных приставов-исполнителей о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества третьей очереди. При получении в соответствии со ст.60 Федерального закона от 21 июля 1999 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" уведомления судебного пристава-исполнителя о произведенном аресте принадлежащего должнику имущества третьей очереди налоговый орган обязан удостовериться в наличии либо отсутствии принятого в соответствии с п.2 Положения решения о подаче заявления о признании должника банкротом. Если решение о подаче заявления о признании должника банкротом принято, то налоговый орган сообщает судебному приставу-исполнителю об осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В остальных случаях налоговый орган сообщает судебному приставу-исполнителю о неосуществлении им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с Положением. При наличии у налогового органа сведений о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) или подаче соответствующего заявления каким-либо кредитором указанная информация также сообщается судебному приставу-исполнителю. При этом следует учесть, что установленный п.10 Положения двухнедельный срок является предельным. Как правило, ответ должен направляться в трехдневный срок. 3. О разграничении полномочий налоговых органов при выполнении функций уполномоченного органа. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам возложены на МНС России. УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России осуществляют функции уполномоченного органа на основании выданных им доверенностей. При реализации п.2 Положения УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России руководствуются Письмом от 1 июля 2004 г. N САЭ-6-19/156@. В целях наиболее полного представления интересов государства в деле о банкротстве и процедурах банкротства при выполнении полученных УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России на основании доверенностей МНС России полномочий вводится разделение организаций на три группы согласно Приложению 1 к Письму от 10 августа 2004 г. N САЭ-6-19/162 и устанавливается порядок разграничения полномочий. 3.1. При рассмотрении на заседаниях арбитражных судов дел о несостоятельности (банкротстве) ИМНС России обеспечивает участие своего представителя в судебных заседаниях по делам, в которых она участвует в качестве кредитора по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Позиция сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, рассматривающих вопросы реализации процедур банкротства организаций третьей группы, определяется руководством ИМНС России. При необходимости (в случае удаленности, отсутствия сотрудников и т.п.) УМНС России по субъекту Российской Федерации при обращении к ней ИМНС России может направить своего представителя для участия в судебном заседании по делам о банкротстве должников. В отношении организаций первой и второй групп позиция сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, согласовывается соответственно с МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. В случае неполучения ИМНС России письменных указаний, необходимых для выработки позиции сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях арбитражных судов, решение принимается руководителем ИМНС России (его заместителем) с немедленным докладом в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации по организациям первой и второй групп соответственно. 3.2. При созыве собраний кредиторов ИМНС России участвует в собраниях кредиторов по организациям третьей группы. После получения уведомлений о предстоящем собрании кредиторов руководство ИМНС России не позднее трехдневного срока до дня проведения собрания издает приказ о порядке голосования сотрудника на собрании кредиторов по всем вопросам, включенным в повестку собрания кредиторов. Приказ должен содержать формулировку вопроса и порядок голосования по каждому вопросу повестки собрания. В случае если в повестку собрания, в том числе в разделе "разное", будет поставлен вопрос, позиция уполномоченного органа по которому не сформулирована в приказе, сотрудники ИМНС, участвующие в собрании кредиторов, должны предложить объявить в работе собрания перерыв, длительность которого должна быть достаточной для издания приказа по порядку голосования по новым вопросам. При невозможности объявления перерыва или отклонении предложения представителей налогового органа они должны предложить включить этот вопрос для рассмотрения на следующем собрании, исключив этот вопрос из повестки собрания. В отношении предприятий-должников, отнесенных к первой и второй группам, ИМНС России направляет для согласования проект приказа об участии в собрании кредиторов и порядке голосования по вопросам, выносимым на собрание кредиторов, соответственно, в МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации. Участие в заседаниях комитета кредиторов по организациям третьей группы принимают сотрудники ИМНС России, избранные в состав. Позиция уполномоченного органа по вопросам, включенным в повестку дня заседания комитета кредиторов, определяется письменным указанием руководства ИМНС России. По организациям первой и второй групп решение о порядке голосования принимается, соответственно, МНС России и УМНС России по субъекту Российской Федерации и доводится до ИМНС России для издания приказа. 3.3. При одновременном участии в деле о банкротстве и в процедурах банкротства представителей вышестоящих и нижестоящих налоговых органов окончательное решение по существу рассматриваемых вопросов принимает представитель вышестоящего налогового органа. 4. О выборе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. 4.1. В случае если отсутствует процессуальная возможность для отложения принятия уполномоченным органом решения о рассмотрении вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой предлагается назначить арбитражного управляющего, налоговые органы действуют в следующем порядке. В случае отсутствия оснований для замены саморегулируемой организации арбитражных управляющих налоговый орган поддерживает саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой является действующий арбитражный управляющий. При наличии оснований для замены саморегулируемой организации арбитражных управляющих по организациям первой, второй, третьей групп УМНС России по субъектам Российской Федерации самостоятельно или по запросу ИМНС России обращается в МНС России с запросом о предоставлении рекомендуемых (рекомендуемой) саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Приказом ФНС России от 18 октября 2004 г. N САЭ-3-19/2 "банкроты" разделены по трем группам. Приказ разграничивает полномочия в делах о банкротстве между центральным аппаратом налоговой службы и ее территориальными органами. Представляя интересы государства как кредитора, налоговые инспекции должны будут информировать или согласовывать свои решения с вышестоящим фискальным ведомством - в зависимости от группы, к которой относится задолжавшая организация. Следует сказать, что в связи с передачей функций по банкротству налоговым органам процесс банкротства несколько снизил свои темпы, что объясняется реорганизационными процедурами, ликвидацией ФСФО и придачей функций представления интересов бюджета в делах о банкротстве налоговым органам. Однако "процедуре банкротства" государство намерено придать новое звучание. В настоящее время Минэкономразвития подготовило 6 законопроектов об изменении Закона о банкротстве. Суть изменений - облегчить процедуру банкротства государству, поскольку государство в настоящее время является одним из основных кредиторов бизнеса. Позиция власти определяет ход процедур банкротства и фактически судьбу предприятия. Государство также намерено ужесточить преследование за преднамеренные и фиктивные банкротства. Минэкономразвития предлагает увеличить сроки уголовного наказания за эти преступления в два раза (с трех лет до шести). В два-три раза должны возрасти штрафы. Пока же по фиктивному банкротству до суда было доведено всего два дела. 9. Структура налогового ведомства. Как и прежде, налоговые органы будут состоять из управлений по субъектам Федерации и налоговых инспекций. Сохранятся и межрегиональные, и межрайонные инспекции. Таким образом, по текущим вопросам сдачи отчетности, возврата-зачета налогов, постановки на учет налогоплательщикам, как и прежде, надо обращаться в налоговые инспекции по своему местонахождению. Структура центрального аппарата ведомства утверждена Приказом ФНС России от 14 октября 2004 г. N САЭ-3-151/1. Налоговая служба будет состоять из 26 управлений, в то время как в структуре Министерства было 18 департаментов и 11 управлений. Управления ФНС России будут заниматься фактически тем же, чем их предшественники, что явствует и из их названий: в Приказе перечислены управления налогообложения прибыли, косвенных налогов, малого бизнеса и т.д. Но есть и изменения. Например, не существует больше отдела методологии и налогового контроля за применением ККТ - его функции перешли к управлению налогообложения малого бизнеса. Отраслевые управления ФНС России смогут участвовать в разработке нормативных актов о налогообложении по поручениям Минфина России.
Т.Гусева Подписано в печать 10.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |