Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Выгодная учетная политика на 2005 год ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, 2004

ВЫГОДНАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2005 ГОД

До непростой поры сдачи годовой отчетности уже рукой подать. Пришло время заняться подготовкой к этому важному событию. Провести инвентаризацию, "подчистить" хвосты учета, исправить выявленные ошибки... И подумать об учетной политике на следующий, 2005-й, год.

Сделать все это быстро, правильно и с выгодой для фирмы не так-то просто. В предновогодней суете нужно удержать в голове массу нюансов и учесть все возможные подводные камни. Однако решение есть. Обратимся к проверенным помощникам - бераторам "Налоговый учет и отчетность" (том V) и "Бухгалтерская отчетность" (том VI) из серии бераторов "Практическая энциклопедия бухгалтера". Они помогут не только закрыть год, но и без проблем составить и сдать в инспекцию все бухгалтерские отчеты и налоговые декларации.

Сегодня мы расскажем об особенно важных моментах учетной политики. Напомним, что она бывает двух видов: для бухгалтерского учета и для налогообложения. Эти документы можно оформить как по отдельности, так и в виде разделов общей учетной политики фирмы.

На стандартных общеизвестных положениях останавливаться не будем. А вот нюансы, позволяющие сблизить бухгалтерский и налоговый учет, рассмотрим подробно. Ведь они помогут вам сделать свою работу удобной и выгодной для фирмы.

Регистрируем с умом

Объекты недвижимости должны пройти госрегистрацию. До внесения записи в госреестр их можно учитывать двумя способами:

- на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";

- на субсчете "Основные средства, находящиеся на госрегистрации" к счету 01.

Первый способ для фирм выгоднее, поскольку уже действующий объект будет числиться в составе капвложений. Значит, с него не придется платить налог на имущество. В учетной политике для бухучета это можно записать так:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   <...>                                                        |
   |   2.4. Основные    средства,    подлежащие      государственной|
   |регистрации,  учитываются  на счете 08 "Вложения во внеоборотные|
   |активы", субсчет "Имущество,  подлежащее госрегистрации".  После|
   |госрегистрации  стоимость  таких основных  средств отражается на|
   |счете 01 "Основные средства".                                   |
   |   <...>                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Дешево бывает хорошо

ПБУ 6/01 разрешает списывать на затраты основные средства стоимостью не более 10 000 руб. за единицу при вводе их в эксплуатацию. Но при желании фирма может начислять по ним амортизацию. А в налоговом учете такие объекты однозначно считаются неамортизируемым имуществом (п.1 ст.256 НК РФ). Поэтому и в бухучете стоимость дешевых основных средств лучше сразу списывать на расходы.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета отразите это таким образом:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   <...>                                                        |
   |   2.3. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб.|
   |за единицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи|
   |в эксплуатацию (п.18 ПБУ 6/01).                                 |
   |   <...>                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Их надо повысить

В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации (п.7 ст.259 НК РФ). Например, по имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизинг объектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.

Заметим, что прямого требования прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает, что сделать это необходимо (см. Письмо Минфина России от 23.01.2002 N 04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет вам отстоять свои права в случае судебного разбирательства. Пример - Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2000 N А56-17003/00.

Соответствующая запись может выглядеть так:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   <...>                                                        |
   |   2.3. Амортизация   объектов  основных   средств   начисляется|
   |линейным  способом,  исходя из срока их полезного  использования|
   |(пп.1 п.1 ст.259 НК РФ).                                        |
   |   2.4. По  торговому  оборудованию,  полученному  в  лизинг   и|
   |учитываемому   на   балансе   фирмы,   применяется    повышающий|
   |коэффициент амортизации, равный 3 (п.7 ст.259 НК РФ).           |
   |   <...>                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Доставка бывает разной

По правилам бухучета транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада фирмы, можно учитывать двумя способами: в составе их себестоимости (т.е. непосредственно на счете 41 "Товары") или в составе издержек (т.е. на счете 44 "Расходы на продажу"). В налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В противном случае транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования бухгалтерского и налогового учета, транспортные расходы целесообразно учитывать:

- на счете 41 - если они включены в цену товаров по условиям договора;

- на счете 44 - в остальных случаях.

Разберемся с таможней

По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были уплачены при ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. А по ст.264 Налогового кодекса суммы налогов и сборов включают в прочие расходы. Таможенные пошлины как раз относят к федеральным налогам. Следовательно, на первоначальную стоимость ценностей они не влияют. В итоге в стоимости ценностей появляется разница на сумму пошлины. А значит, по ним приходится вести дополнительные регистры налогового учета. Но...

При формировании первоначальной стоимости товаров или материалов можно руководствоваться не только ст.264, но и ст.254 НК РФ. В этой статье сказано: "стоимость товарно-материальных ценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая... ввозные таможенные пошлины и сборы". Следовательно, фирма сама может решить: включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случае вам не придется вести регистры налогового учета. Во втором - на сумму пошлин вы сразу сможете уменьшить облагаемую прибыль.

Ведем общее хозяйство

В состав общехозяйственных расходов производственные предприятия включают: административно-управленческие затраты; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизацию основных средств общехозяйственного назначения; расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п. Такие затраты учитывают на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:

- включить в себестоимость продукции (работ, услуг) - если она учитывается по полной себестоимости;

- списать непосредственно на счет 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж" - если продукция (работы, услуги) учитывается по сокращенной себестоимости.

В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода.

В этой связи в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90, что поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Не помешает подстраховаться

Фирмам разрешено формировать различные резервы: на оплату отпусков, выплаты за выслугу лет, ремонт, гарантийное обслуживание, по сомнительным долгам и т.п. Но делать это вовсе не обязательно. Резервы создают для равномерного включения расходов в себестоимость или списания безнадежных долгов.

Резервы имеет смысл формировать, если соответствующие расходы (отпуска, ремонт и т.д.) запланированы на конец года. Тогда ежемесячно или ежеквартально можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам, которые намечены на начало года, резервы лучше не создавать. Ведь это отодвинет момент списания уже произведенных расходов на конец года.

Есть резерв, который выгоден фирме всегда. Его создают для оплаты сложного и дорогостоящего ремонта основных средств, который проводится раз в несколько лет.

Порядок образования и размер отчислений в резервы в бухгалтерском и налоговом учете различаются. Поэтому лучше воспользоваться методикой, предложенной Налоговым кодексом (ст.ст.266, 267, 324 и 324.1). Это позволит сблизить оба учета, а также сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

В бухгалтерской учетной политике создание резервов можно отразить так:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   <...>                                                        |
   |   4. Создание резервов                                         |
   |   4.1. Организация   создает  резерв  на   предстоящую   оплату|
   |отпусков  и  резерв  по  сомнительной  задолженности  в порядке,|
   |предусмотренном ст.ст.266 и 324.1 Налогового кодекса.           |
   |   <...>                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Обратите внимание: если на фирме создан резерв, то соответствующие расходы можно списывать только за счет него.

В учетной политике для исчисления налога на прибыль просто перечислите создаваемые резервы:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |   <...>                                                        |
   |   2.7. Организация   создает   резерв   на   предстоящую оплату|
   |отпусков  и  резерв по  сомнительной  задолженности (ст.ст.266 и|
   |324.1 НК РФ).                                                   |
   |   <...>                                                        |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Л.И.Зеленкова

Эксперт серии бераторов "ПЭБ"

Подписано в печать

10.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обзор нормативных актов, вступающих в силу с 1 января 2005 года ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24) >
Вопрос: Наша организация в этом году создавала резерв на оплату отпусков. Часть его осталась неизрасходованной. Должны ли мы неиспользованные суммы учесть в целях налогообложения? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.