Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Определению Верховного Суда РФ от 16.11.2004 N КАС04-524 <О признании недействующим Постановления Правительства РФ от 16.02.2004 N 84>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

ОТ 16.11.2004 N КАС04-524

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.02.2004 N 84>>

Нередко действующие законы, постановления, приказы не соответствуют, а бывает, и противоречат друг другу. Особенно много таких документов среди актов налогового законодательства. Опубликованное Определение посвящено актуальному для многих организаций вопросу - требованиям к оформлению счета-фактуры. На практике даже из-за незначительных нарушений инспекторы отказывают фирмам в вычете НДС. При этом не все их притязания обоснованны. Некоторые документы налогового и финансового ведомств о счете-фактуре не соответствуют нормативному акту более высокой юридической силы - Налоговому кодексу.

Наши коллеги из журнала "Практическая бухгалтерия" совместно с юридическим бюро "Родичев и партнеры" решили бороться с таким положением дел. По их мнению, не все реквизиты действующей формы счета-фактуры обязательны для организаций.

Признать незаконным!

Форму счета-фактуры Правительство РФ утвердило Постановлением от 02.12.2000 N 914. В то время этот документ полностью соответствовал положениям Налогового кодекса. Согласно п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ, к числу обязательных реквизитов счета-фактуры относятся:

- порядковый номер и дата выписки;

- наименование, адрес, ИНН плательщика и покупателя;

- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

- номер платежно-расчетного документа (когда фирма получает платежи в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг);

- наименование товаров (описание работ, услуг) и единица их измерения;

- количество поставляемых товаров (работ, услуг);

- цена за единицу без учета налога;

- стоимость товаров (работ, услуг) без налога;

- сумма акциза по подакцизным товарам;

- налоговая ставка;

- сумма налога;

- стоимость всего количества поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

- страна происхождения товара и номер грузовой таможенной декларации (в отношении товаров, страной происхождения которых Россия не является);

- подписи руководителя и главного бухгалтера (или иных уполномоченных лиц) либо подпись индивидуального предпринимателя с указанием реквизитов его свидетельства о госрегистрации.

Перечень этот является закрытым, никаких иных реквизитов нормативные акты предусматривать не должны. Однако в феврале текущего года Правительство РФ внесло в форму счета-фактуры изменения (Постановление от 16.02.2004 N 84). Появился новый реквизит - код причины постановки на учет. Его необходимо было указывать по строкам 2б (КПП продавца) и 6б (КПП покупателя).

Рассмотрим противоположную позицию

Если организация долго и постоянно работает с каким-либо покупателем, его КПП ей известен, и указать его в счете-фактуре для бухгалтера не составляет труда. Другое дело, когда счет-фактура без сведений о коде причины постановки на учет выставлен вам. Например, представлен в бухгалтерию командированным работником из гостиницы. Нередко спорный документ уже принят к учету, а дописывать от руки необходимые реквизиты за поставщика нежелательно.

Нельзя не отметить, что, даже если в выставленном счете-фактуре КПП не указан, право на вычет у фирмы есть. Такой вывод прямо следует из положений действующего законодательства.

Так, согласно п.2 ст.169 Налогового кодекса, основанием для отказа в вычете может быть только нарушение п.п.5 и 6 названной статьи (т.е. неуказание реквизитов, упомянутых в Кодексе). Получается, что, не проставив в счете-фактуре КПП, контрагент организации нарушил лишь Постановление Правительства РФ, а все требования Налогового кодекса при этом соблюдены. К тому же право на вычет не зависит от действий партнера фирмы по договору (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2004 N А49-2720/04-406А/17).

Тем не менее ведомства по-прежнему придерживаются иной позиции. Так, в Письме от 05.04.2004 N 04-03-11/54 Минфин России указал, что требования контролеров указывать в счете-фактуре КПП правомерны. По мнению министерства, код причины постановки на учет - это часть идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

С такой точкой зрения согласиться нельзя. Действительно, как сказано в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, КПП присваивается фирмам дополнительно к идентификационному номеру в связи с постановкой на учет. Однако это не означает, что данный код выступает только как часть ИНН. Несомненно, что это самостоятельный реквизит. Поэтому включить его в форму счета-фактуры могут только законодатели.

Дополнительные реквизиты всегда создают трудности для фирм. К тому же Правительство РФ вообще не имеет права совершенствовать форму счета-фактуры. Согласно п.8 ст.169 Налогового кодекса, оно лишь утверждает порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

Каковы результаты?

Согласно п.3 ст.6 Налогового кодекса, суд может признать нормативный акт недействительным. Условия для этого следующие.

Во-первых, спорный документ не соответствует Кодексу. Во-вторых, он нарушает права и законные интересы предпринимателей и фирм. Как видите, в рассмотренном случае все предпосылки к оспариванию Постановления Правительства РФ N 84 имеются.

Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос о законности спорного документа 16 ноября 2004 г. Судьи указали, что требования заявителей - признать недействующими изменения в форму счета-фактуры - могут быть исследованы только на конституционном уровне. Как следует из Определения, это дело затрагивает вопрос разграничения компетенции между органами законодательной и исполнительной власти. Налоговый кодекс принимается Федеральным собранием (законодателями). Они не предусмотрели возможность дополнять счет-фактуру новыми реквизитами. Несмотря на это, Правительство РФ (исполнительный орган) такие полномочия реализовало.

В опубликованном Определении судьи учли правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П. По данному делу нужно проверить, действительно ли в Налоговом кодексе зафиксировано полномочие Правительства РФ вносить изменения в форму счета-фактуры. Судьи полагают, сделать это может только Конституционный Суд.

По нашим сведениям, заявление в высшую судебную инстанцию уже подготовлено. О результатах его рассмотрения "НА" напишет сразу после того, как окончательное решение по делу будет принято.

Г.Н.Шмелева

Аудитор

Подписано в печать

10.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Росстата от 03.11.2004 N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24) >
Статья: Обзор нормативных актов, вступающих в силу с 1 января 2005 года ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.