Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 22.11.2004 N 03-03-01-04/1/121 <О расходах на приобретение основных средств стоимостью менее 10 000 рублей>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 22.11.2004 N 03-03-01-04/1/121

<О РАСХОДАХ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

СТОИМОСТЬЮ МЕНЕЕ 10 000 РУБЛЕЙ>>

Основные средства стоимостью менее 10 000 руб. можно списать, не начисляя по ним амортизацию. В теории это правило понятно, но практика показывает, что не всегда фирмы правильно отражают такие операции в бухгалтерском и налоговом учете. О том, как сделать это без ошибок, Минфин России рассказал в опубликованном Письме.

Прямые или косвенные?

Вначале разберемся с налоговым учетом. Любому предприятию, которое платит традиционные налоги, приходится сталкиваться с проблемой определения состава прямых и косвенных расходов. Во-первых, это необходимо для того, чтобы сформировать налоговую отчетность. Так, в Приложении 2 к декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614) фирмы указывают суммы расходов с разбивкой на виды и группы.

Во-вторых, от того, относятся ли затраты к прямым или косвенным, зависит и конкретная сумма налога на прибыль организаций. Дело в том, что часть произведенных затрат фирмы не могут включить в расходы текущего периода и распределяют их на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и товары отгруженные, но не реализованные. Это и есть прямые расходы. Согласно п.1 ст.318 Налогового кодекса, к ним относятся:

- затраты на сырье и материалы, которые фирма использует в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или которые являются необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- затраты на комплектующие изделия или полуфабрикаты, которые в организации подвергаются дополнительной обработке;

- расходы на оплату труда (суммы ЕСН) по персоналу, участвующему в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Все остальные расходы относятся к косвенным.

На практике бухгалтер довольно часто сталкивается с такой ситуацией. Приобретенное основное средство фирма использует при производстве товаров, работ и услуг, и по этому признаку оно подпадает под прямые расходы. Однако амортизация по нему не начисляется, поскольку стоимость имущества меньше 10 000 руб. При этом однозначной инструкции о том, что бухгалтер может отнести эти расходы к косвенным, до настоящего момента не было.

Все сомнения Минфин разрешил в новом Письме. Финансовое ведомство озвучило выгодную для фирм позицию: затраты на приобретение имущества, не подлежащего амортизации, относятся к косвенным расходам. Значит, эти суммы в полном объеме уменьшают доходы от реализации в отчетном (налоговом) периоде.

Обратите внимание: если из приобретенных основных средств стоимостью менее 10 000 руб. часть вводится в эксплуатацию сразу, а часть "зависает" на складе, включить в расходы все потраченные суммы фирма не может. Уменьшат доходы организации только затраты на то имущество, которое она ввела в эксплуатацию (в бухгалтерском учете эта операция отражается списанием стоимости основных средств в дебет счета 01). Основание этому - пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса.

Разные проводки

На то, как лучше отразить списание основных средств в бухгалтерском учете, сотрудники Минфина, к сожалению, не указали. Попробуем "вывести" правильное решение из смысла Письма.

В бухгалтерском учете списать малоценные основные средства можно двумя способами.

Некоторые бухгалтеры предпочитают начислять на имущество 100-процентную амортизацию и после этого списывать стоимость основного средства на расходы. Такой учет удобен для контроля за сохранностью объектов в эксплуатации. Нормативным обоснованием для него являются положения Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Дело в том, что, согласно этому документу, счет 01 "Основные средства" напрямую не корреспондирует со счетами затрат (20, 26, 44 и т.д.). В то же время можно использовать "посреднический" счет 02 "Амортизация основных средств". Следовательно, в учете фирмы на малоценное имущество будет начислена 100-процентная амортизация.

То есть этот способ для фирм невыгоден. Ведь, начисляя амортизацию, компания подводит эти затраты под формулировку п.1 ст.318 Налогового кодекса (к прямым расходам относится амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг). Получается, что такая логика не соответствует позиции Минфина, изложенной в новом Письме.

Учтите, что Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. В самом этом документе указано, что на практике возможны хозяйственные ситуации, которые не предусмотрены в типовой схеме. Тогда фирма может дополнить корреспонденцию счетов, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.

Поэтому организация вправе воспользоваться и более удобным способом - сразу списать стоимость малоценного имущества на затраты. Так бухгалтер может сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Напомним, что, согласно п.1 ст.256 Налогового кодекса, амортизация по основным средствам стоимостью менее 10 000 руб. начисляться не должна. Не случайно и Минфин России в Письме от 18.10.2002 N 16-00-14/403 тоже рекомендовал сразу списывать стоимость малоценного имущества на затраты.

Рассмотрим пример из книги "Годовой отчет - 2004" под редакцией В.И. Мещерякова (раздел "Как выгоднее учесть купленное основное средство").

Пример. В декабре 2004 г. ЗАО "Актив" приобрело компьютер стоимостью 11 800 руб. (в т.ч. НДС - 1800 руб.) и принтер стоимостью 5900 руб. (в т.ч. НДС - 900 руб.). Срок полезного использования компьютера был установлен в 48 месяцев, а принтера - в 36 месяцев.

При оприходовании техники бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован компьютер;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 900 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 60 Кредит 51

- 17 700 руб. (11 800 + 5900) - перечислены деньги за компьютер и принтер;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 10 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 5000 руб. - принтер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1

- 2700 руб. (1800 + 900) - НДС по принтеру и компьютеру принят к налоговому вычету.

Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 10 000 руб., фирма включила их в состав расходов.

Бухгалтер отразил это проводкой:

Дебет 26 Кредит 01

- 10 000 руб. - списана стоимость компьютера;

Дебет 20 Кредит 01

- 5000 руб. - списана стоимость принтера.

Амортизацию по этому имуществу бухгалтер "Актива" не начислял и его стоимость в бухгалтерском балансе не показывал.

Хотя стоимость малоценных основных средств и можно списать сразу, забывать о правилах документального оформления операции по вводу их в эксплуатацию нельзя. Ведь никаких исключений законодательство в данном случае не предусматривает. Поэтому даже по основному средству, стоимость которого не превышает 10 000 руб., бухгалтеру нужно заполнить акт о приеме-передаче по форме N ОС-1, а также завести инвентарную карточку N ОС-6.

В.В.Бумагина

Аудитор

Подписано в печать

10.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 17.11.2004 N 07-05-14/299 <Об НДС по товарам, использованным при строительстве зданий производственного назначения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 23.11.2004 N 03-05-02-04/59 <Об определении налоговой базы по ЕСН в случае реорганизации организации в форме присоединения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.