|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 24)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.11.2004 N 141-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
К концу года Налоговый кодекс пополнился еще одной главой - 31 "Земельный налог". Она введена Законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ и вступает в силу с 1 января 2005 г. Глава существенно меняет порядок исчисления и уплаты ныне действующей платы за землю. Основные изменения коснулись: - порядка определения налоговой базы; - ставок налога; - налоговых льгот; - порядка и сроков уплаты налога.
Когда нужно будет платить новый налог
С принятием гл.31 Налогового кодекса статус земельного налога не изменился. Как и прежде, он будет пополнять местные бюджеты. Но только теперь вводить его в действие будут местные власти. Таким образом, на территории города или района он будет взиматься только в том случае, если местная власть примет соответствующее решение (в г.г. Москве и Санкт-Петербурге - закон). Напомним, что до настоящего времени, несмотря на местную значимость, городские и районные власти не имели права устанавливать этот налог. Он действовал на территории всей России на основании Федерального закона от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". В полной мере порядок, предусмотренный вышеуказанной главой, "заработает" только с 2006 г. Следующий год будет переходным. Это значит, что если на местах не успеют вовремя ввести этот налог, то в 2005 г. на данной территории будет взиматься плата за землю. С этой целью Закон N 1738-1 отменяется только с 1 января 2006 г. Таким образом, в следующем году наравне с гл.31 Налогового кодекса будет действовать Закон "О плате за землю". Вот как оценивает перспективы введения земельного налога на территории России автор популярной книги "Годовой отчет - 2004", глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия" В.И. Мещеряков: "Разработка новой главы затянулась в связи с тем, что Совет Федерации потребовал внести изменения в законопроект, одобренный депутатами во всех трех чтениях. В результате возможность вступления новых правил расчета земельного налога уже со следующего года оказалась под большим сомнением. Ведь, чтобы они вступили в силу с 1 января 2005 г., органы местного самоуправления должны принять и официально опубликовать местный закон за месяц до этой даты (ст.5 НК РФ). Учитывая, что Закон N 141-ФЗ был подписан Президентом РФ 29 ноября 2004 г., вероятность этого крайне мала. Так что весь 2005 г. землевладельцы и землепользователи будут считать земельный налог по старым правилам. Исключение составят жители и организации г. Москвы. Столичные законодатели заранее решили позаботиться о большем пополнении городского бюджета. И разрабатывали свой закон параллельно с федеральным. В результате получился парадокс - Закон г. Москвы "О земельном налоге" N 74 датирован 24 ноября 2004 г. То есть его приняли раньше, чем президент подписал собственно саму новую главу. Официально он опубликован 30 ноября, а значит, формально условия для вступления его в силу с 1 января 2005 г. соблюдены. И законность такой спешки московских депутатов вряд ли будет оспорена".
Налогоплательщики
Плательщики земельного налога указаны в ст.388 Налогового кодекса. По сравнению с Законом "О плате за землю" из их списка исключены землепользователи, которым земля передана в безвозмездное срочное пользование. Таким образом, теперь платить этот налог должны организации, предприниматели и граждане, у которых земля находится: - в собственности; - в пожизненном наследуемом владении; - в постоянном (бессрочном) пользовании.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения, как и прежде, являются земельные участки, расположенные на территории города или района. Исключение составляют площади, которые изъяты из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.4 ст.27 Земельного кодекса, к таким землям относятся участки, которые заняты объектами, находящимися в федеральной собственности. В частности, это земля, отведенная под природные заповедники и национальные парки. Земельные участки, на которых расположены здания военных судов, ФСБ, а также строения и сооружения, которые предназначены для использования атомной энергии, хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, и ряд других. Земельный налог с указанных участков платить не надо. Также не являются объектом налогообложения некоторые из земельных участков, которые ограничены в обороте законодательством Российской Федерации. Они перечислены в пп.2 - 5 п.2 ст.389 Налогового кодекса.
Налоговая база
Этот показатель претерпел серьезные изменения. Если раньше налоговой базой считалась площадь земельного участка, то теперь под ней понимается его кадастровая стоимость. Она определяется по состоянию на 1 января календарного года. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основании кадастровой оценки земли. В ст.391 Налогового кодекса сказано, что организации и предприниматели должны определять налоговую базу самостоятельно. Эту норму не стоит понимать буквально. Так как она вовсе не означает, что указанным налогоплательщикам придется самим считать эту стоимость. Согласно п.13 ст.396 Налогового кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков они должны получать в установленном порядке до 1 марта года, за который должен уплачиваться земельный налог. Этот порядок должна определить местная власть. Таким образом, предприятия и индивидуальные предприниматели будут рассчитывать налог фактически по готовым данным. Непосредственно полученными сведениями не смогут воспользоваться только те налогоплательщики, которые владеют землей на праве общей долевой или совместной собственности либо имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Определять налоговую базу они должны следующим образом. Владельцы, у которых земля находится в общей долевой собственности, кадастровую стоимость земельного участка, с которой им нужно платить налог, рассчитывают пропорционально доле каждого в общей долевой собственности. Если земля находится в общей совместной собственности, то она определяется для каждого владельца в равных долях. Если в общей долевой собственности находится здание, сооружение и т.д., то участок под ним для уплаты земельного налога делится между владельцами пропорционально их доле в праве собственности на указанные строения.
Пример 1. ООО "Надежда" и ЗАО "Кармен" владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом первой организации принадлежит 3/4 участка, второй - 1/4 участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2005 г. равна 3 670 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка. Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей ООО "Надежда", составляет: 3 670 000 руб. : 4 х 3 = 2 752 500 руб. Кадастровая стоимость земли, принадлежащей ЗАО "Кармен", равна: 3 670 000 руб. : 4 х 1 = 917 500 руб. Таким образом, каждый собственник должен рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли участка.
Ставки налога
Поправки, которые затронули налоговую базу, отразились и на ставках. Раньше ставки земельного налога устанавливались в абсолютной сумме, а именно в рублях и копейках на единицу площади. Теперь они определяются в процентах по отношению к кадастровой стоимости земельных участков. Конкретные ставки налога устанавливаются решениями местных властей (законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга). Глава 31 Налогового кодекса лишь ограничила их размер, превышать который на местах не разрешается. Так, для земель сельскохозяйственного и жилищного назначения ставки не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земли. Ставки налога на остальные земельные участки не могут быть больше чем 1,5 процента. Местные власти вправе установить несколько ставок. Разные ставки могут быть предусмотрены по категориям земель, а также по видам их разрешенного использования.
Налоговые льготы
Налоговые льготы переписаны заново. Раньше по Закону "О плате за землю" от уплаты налога полностью освобождались некоторые организации, предприниматели и граждане. Отличительная особенность сегодняшних льгот состоит в том, что теперь прямое освобождение от земельного налога предусмотрено только для организаций. Исключение из этого порядка сделано лишь для предпринимателей и граждан, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они также попали в число плательщиков, освобождаемых от земельного налога. Список льготников приведен в ст.395 Налогового кодекса. Он почти полностью изменен. Так, теперь не освобождаются от земельного налога учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Вместе с тем в число льготников занесены общероссийские общества инвалидов, а также организации и учреждения, собственниками которых они являются. Кроме того, теперь не будут платить налог организации железнодорожного транспорта. Льгота распространяется на земли, занятые железнодорожными путями общего пользования и сооружениями, которые являются их неотъемлемой частью. Как мы отметили выше, гл.31 Налогового кодекса не предусматривает полного освобождения от налога предпринимателей и граждан. Напомним, что раньше земельный налог совсем не платили, например, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, лица, получившие лучевую болезнь, а также некоторые другие категории граждан. Теперь льгота выглядит иначе. Для них установлена необлагаемая сумма в размере 10 000 руб. Это значит, что кадастровая стоимость имеющегося у них земельного участка облагается налогом за минусом указанной суммы. Земельный налог эти плательщики не будут платить совсем, если стоимость участка окажется меньше 10 000 руб. Налогоплательщики, на которых распространяется изложенный выше порядок, указаны в п.5 ст.391 Налогового кодекса. Обратите внимание: гл.31 Налогового кодекса предусматривает обязательный минимум льгот. То есть все указанные льготы предоставляются налогоплательщикам в обязательном порядке. Однако помимо них местные власти могут устанавливать и другие льготы. Такое право дает п.2 ст.387 Налогового кодекса. Например, местные власти могут освободить от налога организации, которые по правилам гл.31 Налогового кодекса являются налогоплательщиками.
Порядок расчета и уплаты налога
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. По итогам налогового периода организации и предприниматели должны подавать в налоговую инспекцию декларации. По итогам отчетных периодов - расчеты по авансовым платежам. Отчетными периодами считаются I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года. Чтобы рассчитать сумму налога, нужно кадастровую стоимость земельного участка умножить на ставку. Если местные власти (законодатели Москвы и Санкт-Петербурга) отчетные периоды не установят, то всю сумму налога нужно будет платить один раз в год по истечении налогового периода. Конкретный срок должны определить городские (районные) власти. Этот срок должен приходиться на дату подачи налоговой декларации (1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом) либо позднее нее. Такое условие поставлено в п.1 ст.397 Налогового кодекса. Аналогичный порядок должен соблюдаться и при уплате налога по отчетным периодам. Если на данной территории будут установлены отчетные периоды, то представлять расчеты по авансовым платежам плательщики должны не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября. Соответственно в этот срок или после него должны уплачиваться авансовые платежи. При этом сумма авансового платежа, уплачиваемого за отчетный период, определяется по такой формуле:
Кадастровая стоимость Ставка Авансовый платеж 1/4 х земельного участка х налога = по земельному налогу за отчетный период
Пример 2. ООО "Азимут" находится на территории района, где с 1 января 2005 г. введен земельный налог. Общество имеет в собственности участок площадью 21 000 кв. м. Согласно полученным данным, его кадастровая стоимость равна 625 000 руб. Ставка налога составляет 1,2 процента. В течение года уплачиваются авансовые платежи. Рассчитаем сумму земельного налога и авансовый платеж за I квартал 2005 г. Сумма налога по ООО "Азимут" на 2005 г. составляет: 625 000 руб. х 1,2% = 7500 руб. Авансовый платеж за I квартал 2005 г. равен: 1/4 х 7500 руб. = 1875 руб.
Как и прежде, налог должен уплачиваться по местонахождению земельных участков. Соответственно в те же налоговые инспекции надо подавать декларацию, а также расчеты по авансовым платежам (если на данной территории будут установлены отчетные периоды).
Некоторые особенности исчисления налога
Особый порядок расчета налога предусмотрен для случаев, когда земельный участок переходит от одного собственника или пользователя к другому в течение года. В этом случае и тот, и другой рассчитывают налог за текущий год с учетом коэффициента. Он определяется путем деления количества месяцев, в течение которых участок находился в собственности (пользовании), на 12. При этом если переход прав произошел в первой половине месяца, то налог за этот месяц платит новый собственник (пользователь). Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца, то налог за этот месяц платит прежний собственник (пользователь).
Пример 3. ЗАО "Возрождение" имеет в собственности земельный участок. Он находится на территории района, где с 1 января 2005 г. введен земельный налог. В апреле 2005 г. земельный участок был продан ООО "Виктория". Право собственности перешло к новому владельцу 11 апреля. Таким образом, в 2005 г. ЗАО "Возрождение" в целях исчисления налога было собственником земли 3 месяца (с января по март), а ООО "Виктория" - 9 месяцев (с апреля по декабрь). Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2005 г. составляет 1 720 000 руб. Ставка налога равна 1,3 процента. Рассчитаем сумму налога, которую должны заплатить в 2005 г. ЗАО "Возрождение" и ООО "Виктория". Определим коэффициент, с учетом которого должно посчитать налог ЗАО "Возрождение". Он равен: 3 мес. : 12 мес. = 0,25. Сумма налога, которую за 2005 г. должно заплатить ЗАО "Возрождение", составляет: 1 720 000 руб. х 1,3% х 0,25 = 5590 руб. Определим коэффициент, с учетом которого должно посчитать налог ООО "Виктория". Он равен: 9 мес. : 12 мес. = 0,75. Сумма налога составит: 1 720 000 руб. х 1,3% х 0,75 = 16 770 руб.
Е.Н.Абрамова Аудитор Подписано в печать 10.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |