|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Постановка на учет в налоговых органах российских и иностранных строительных организаций ("Налоговый вестник", 2005, N 1)
"Налоговый вестник", N 1, 2005
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Постановка на учет российских строительных организаций
Рассмотрим необходимость постановки на учет в налоговом органе российской строительной организации при условии, что последняя зарегистрирована и поставлена на учет на территории одного района города, но при этом заключила договор подряда с заказчиком на строительство объекта (открывает стройплощадку) на территории другого района этого же города. Определение порядка постановки на учет в налоговом органе строительной организации по месту выполнения подрядных работ зависит от взаимоотношений подрядной строительной организации с заказчиком в соответствии с заключенным договором подряда. Основанием для заключения договоров заказчика со строителями являются составленные и утвержденные в установленном порядке титульные списки, разработанные на основе проектов и смет. Исходя из норм продолжительности строительства в титульном списке предусматривается объем капитальных вложений и срок ввода в действие мощностей и основных фондов, а также объемы строительно-монтажных работ (СМР) на весь период строительства с распределением по годам. Как правило, объекты строительно-монтажного производства условно называются в хозяйственной практике "стройплощадкой" той или иной строительной организации. По своей сути, стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые рассматриваемые строительные организации осуществляют свою деятельность.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Нормами ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат, в частности, постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения своих обособленных подразделений. Исключений из данной нормы для строительных организаций НК РФ не содержит. Таким образом, строительная организация должна быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения каждой строительной площадки. При этом обязанность по постановке на учет строительной организации по месту нахождения своего обособленного подразделения, в данном случае - по месту нахождения стройплощадки, не зависит от места нахождения обособленного подразделения (на территории другого района этого же города или на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу). При определении необходимости постановки на учет строительной организации по месту стройплощадки необходимо исходить из норм, сформулированных в п.2 ст.11 НК РФ, согласно которым строительная организация должна быть поставлена на учет в налоговом органе, если ее стройплощадка подпадает под определение обособленного подразделения. В хозяйственной практике между заказчиками и строителями нередко возникают конфликты из-за следующего вопроса: кто должен вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения в результате заключенного договора подряда и образованной в связи с этим стройплощадки - заказчик или каждый строитель-подрядчик, осуществляющий производство СМР на объекте, условно названном "стройплощадкой"? При ответе на этот вопрос читателям журнала следует иметь в виду, что в целях проведения налогового контроля ответственность за невыполнение обязанности по постановке на учет в налоговом органе в соответствии с требованиями ст.83 НК РФ может возникнуть как у организации-заказчика, так и у строительной организации. В рассматриваемом примере строительная организация - подрядчик обязана при наличии условий, предусмотренных п.2 ст.11 НК РФ, осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения своей стройплощадки. Что касается постановки на учет по месту нахождения на стройплощадке обособленного подразделения организации, выступающей в договоре заказчиком строительного объекта, то в случае, если заказчик строительных работ создает рабочие места на стройплощадке на срок более месяца и такие рабочие места подпадают под определение обособленного подразделения, сформулированное в ст.11 НК РФ, у организации-заказчика появляется обязанность наравне со строительной организацией по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения стройплощадки в связи с созданием на этой стройплощадке организацией-заказчиком рабочих мест. Определение рабочего места дано в Федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в соответствии с которым под рабочим местом подразумевается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, организации, в данном случае - заказчик строительных работ и/или подрядчик производства строительных работ, причем независимо от их количества (подрядчиков может быть несколько), обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, подпадающего под определение, сформулированное в п.2 ст.11 НК РФ, независимо от территориального расположения обособленных подразделений, в том числе в случае, если организации и их обособленные подразделения расположены на территории, контролируемой одним налоговым органом. При проведении процедуры постановки на учет налогоплательщик и налоговые органы должны исполнять обязанности, установленные ст.ст.23, 83, 84 НК РФ. Если налоговый орган обнаруживает, что организации не исполнили своих обязанностей в части постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения своих обособленных подразделений, то к организациям-налогоплательщикам (в каждом конкретном случае налоговому органу следует удостовериться на основании первичных документов в наличии обособленного подразделения как у заказчика, так и у подрядчика) могут быть применены штрафные санкции в виде денежных взысканий (штрафов), определенных статьями гл.16 НК РФ. В строительных организациях готовой строительной продукцией считается завершенный и подготовленный к сдаче в эксплуатацию объект строительства или этап работ. Реализованной (сданной) строительной продукцией для подрядной организации считаются законченные и принятые заказчиками отдельные конструктивные элементы и виды СМР или в целом этапы и объекты строительства. Производство СМР завершается подписанием акта приемки выполненных СМР (далее - акт приемки). В акте приемки подрядчик выступает стороной, которая сдает, а заказчик является стороной, которая принимает выполненные СМР. В начале акта приемки указываются сведения о дате начала строительства, поскольку сам акт приемки составляется со ссылкой на конкретный договор подряда с его номером и датой заключения. В конце акта приемки после подписей заказчика и подрядчика, скрепленных печатями этих двух организаций, указывается дата сдачи подрядчиком - приема заказчиком выполненного объекта. С момента передачи строительной организацией организации-заказчику выполненных строительных работ, по сути, готового отстроенного объекта, как правило, стройплощадка в качестве обособленного подразделения строительной организации больше не существует. Соответственно, с даты подписания акта приемки у строительной организации может возникнуть обязанность проведения процедуры снятия с учета организации по месту нахождения своего обособленного подразделения в виде стройплощадки, прекратившей свое существование. Порядок снятия с учета строительной организации по месту нахождения ее строительной площадки определен Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
2. Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через строительные площадки
Рассмотрим, в каких случаях подлежит постановке на учет в налоговом органе стройплощадка иностранной организации, которая ведет строительство в Российской Федерации. Каким образом осуществляется постановка на учет в налоговых органах иностранной организации, заключающей с заказчиком (инвестором) несколько договоров (отдельно на строительство, отдельно на отделку объекта, прокладку коммуникаций и т.д.), если при этом срок выполнения работ по каждому договору не превышает срок, который необходим для регистрации стройплощадки? Определение необходимости постановки на учет в налоговом органе иностранной строительной организации зависит в каждом конкретном случае от определения налогового статуса ее стройплощадки. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что на учете в налоговых органах Российской Федерации по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения. Причем обособленное подразделение иностранной организации, состоящее на учете в одном налоговом органе, никоим образом (в том числе по принципу более ранней по времени постановки на учет) не может быть признано "головным" в отношении другого обособленного подразделения той же иностранной организации, состоящей на учете в другом налоговом органе. При постановке на учет в налоговом органе иностранных организаций, осуществляющих СМР на территории Российской Федерации, каждая строительная площадка рассматривается с момента начала работ как частный случай постоянного представительства и представляет собой самостоятельное отделение. Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, приоритет при определении постоянного представительства имеют положения соответствующего международного договора. Порядок постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения, определен разд.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение). Порядок формирования и присвоения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) иностранной организации при постановке на учет по месту осуществления иностранной организацией деятельности через свое отделение (в данном случае - стройплощадку) с применением справочника кодов иностранной организации (Справочника КИО) установлен Приказом МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 "Об учете иностранных организаций в налоговых органах". Согласно разд.2 Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, обязаны встать на учет в налоговом органе в начале осуществления своей деятельности независимо от того, будет в дальнейшем их деятельность признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с международными налоговыми соглашениями и законодательством Российской Федерации. Нормами п.1 ст.308 НК РФ установлено, что под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается место строительства новых и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества, а также место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений. Особенное практическое значение ст.308 НК РФ имеет для целей применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами. В то время как в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах под постоянным представительством понимается, в частности, место деятельности, связанной с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, с начала регулярного осуществления такой деятельности в соглашениях об избежании двойного налогообложения устанавливаются конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства. В соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения деятельность на строительной площадке образует постоянное представительство при превышении срока осуществления работ, указанного в соглашении. Согласно НК РФ для определения срока существования строительной площадки налогоплательщикам следует исходить из того, что она существует с более ранней из следующих дат: - даты подписания акта о передаче площади подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ); - даты фактического начала работ, включающих все виды производительных работ, работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, связанных с данной стройплощадкой. Если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам, то период времени, затраченный субподрядчиком на выполнение строительных работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. Не признается строительной площадкой деятельность, если иностранная организация заключает договор подряда, предметом которого является выполнение работ, связанных с текущим ремонтом или отделкой помещений, монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерная техника). При осуществлении на стройплощадке ремонтных, отделочных и других работ, не подпадающих под определение "строительная площадка", иностранная организация должна встать на учет в налоговом органе не позднее 30 дней с начала таких работ. Если фактическое осуществление работ было начато до подписания акта о передаче площадки подрядчику или акт не оформлялся, строительная площадка считается в любом случае существующей и, соответственно, подлежащей постановке на учет в налоговом органе с начала фактического осуществления работ, таких как создание (открытие) офиса, приезд постоянного персонала, завоз на стройплощадку материалов и оборудования, возведение на стройплощадке временных сооружений. Деятельность субподрядчиков - иностранных организаций, привлекаемых генподрядчиками (в том числе иностранными организациями) для выполнения СМР на территории Российской Федерации, рассматривается как самостоятельное отделение каждого субподрядчика, которое также подлежит постановке на учет в налоговом органе. Рассмотрим также, каков порядок снятия стройплощадки иностранной организации с учета в налоговом органе. В отличие от российских организаций, для которых снятие с учета обособленного подразделения налогоплательщика-организации по месту нахождения обособленного подразделения носит заявительный характер, окончанием существования стройплощадки иностранной организации является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Если такой акт не оформлялся или работы фактически окончились после подписания акта, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ, входящих в объем работ иностранной организации на данной стройплощадке. В определенных случаях, если работы на стройплощадке были временно приостановлены или завершены с подписанием акта сдачи-приемки предусмотренного договором комплекса работ и впоследствии возобновлены, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами может быть присоединен к совокупному сроку существования строительной площадки. Эти случаи устанавливаются п.4 ст.308 НК РФ и основываются на предположении, что строительный объект является единым экономико-географическим проектом. Продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта сдачи-приемки предусмотренного договором комплекса работ приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки, если территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней, а также если продолжающиеся либо возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами. Если продолжение либо возобновление работ связано со строительством или монтажом нового объекта на той же строительной площадке либо с расширением ранее законченного объекта, срок ведения таких продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами также присоединяется к совокупному сроку существования строительной площадки. Порядок снятия с учета окончившей существование стройплощадки определен в разд.6 Положения. При этом иностранные организации, осуществляющие деятельность на стройплощадке и принявшие решение о прекращении деятельности в результате окончания СМР, в течение трех дней со дня принятия решения об окончании такой деятельности обязаны сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет стройплощадки и подлежат в течение четырнадцати дней снятию с учета. Для этого иностранная строительная организация представляет в налоговый орган заявление о снятии с учета по форме 2006ИМД <*>, копию акта сдачи строительного объекта заказчику, письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранной организации, осуществляющей деятельность в качестве стройплощадки, в связи с окончанием строительных работ на данной стройплощадке. При этом иностранная строительная организация обязана возвратить в налоговый орган по месту постановки ее стройплощадки свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД <*>. ————————————————————————————————<*> Форма утверждена Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
Снятие с учета стройплощадки иностранной организации завершается выдачей ей налоговым органом информационного письма о снятии с учета в налоговом органе по форме 2203ИМД <*>. В соответствии с п.7.2 Положения в случае прекращения деятельности стройплощадки иностранной строительной организации присвоенный ей ИНН признается недействительным, соответственно, признается недействительным и свидетельство. Информацию о признанных недействительными ИНН и свидетельстве о постановке на учет как российской, так и иностранной строительной организации налоговый орган обязан разместить на web-сайтах налоговых органов по субъектам Российской Федерации.
Т.Я.Кобзева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 09.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |