Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О получении информации сотрудниками органов внутренних дел ("Налоговый вестник", 2005, N 1)



"Налоговый вестник", N 1, 2005

О ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Особенности получения информации сотрудниками

органов внутренних дел

В соответствии с п.30 ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" сотрудники милиции при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случая, если законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.

Пунктом 4 ст.11 Закона РФ "О милиции" предусмотрено право сотрудников органов внутренних дел получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

При этом читатели журнала должны иметь в виду следующее:

а) механизма принудительной реализации данного права в большинстве возможных случаев отказа в представлении требуемых документов не предусмотрено;

б) ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), на которую как на основание привлечения к ответственности совершенно необоснованно ссылаются некоторые специалисты и правоприменители, в данном случае не всегда применима.

Вышеуказанная статья КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Ключевой в данном случае является фраза "представление которых предусмотрено законом". Иными словами, у должностных лиц имеется право требовать представления таких сведений (в том числе в виде документов), но организации и граждане не во всех случаях обязаны это делать.

Так, в настоящее время законодательно, а именно ст.15.6 КоАП РФ, предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Аналогичная норма содержится в ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Поэтому в случаях, не предусмотренных законом, сотрудники органов внутренних дел могут сталкиваться с трудностями в получении информации, необходимой им для выполнения обязанностей согласно Закону РФ "О милиции". Конечно, это не касается изъятия документов на основании п.25 ст.11 Закона РФ "О милиции", согласно которому органам внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя: производить в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов.

Выход из создавшейся ситуации видится в следующем:

а) ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено проведение такого оперативно-разыскного мероприятия, как наведение справок, что является, по сути, не чем иным, как получением соответствующей информации.

При этом наведение справок - это оперативно-разыскное мероприятие, и его проведение должно соответствовать всем без исключения основаниям и условиям осуществления оперативно-разыскной деятельности, причем предусмотренным не только Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", но и ведомственными нормативными актами. Вышеуказанное оперативно-разыскное мероприятие (так же как и любое другое) может проводиться как гласно, так и негласно (зашифровано). В данном случае необходимо остановиться на первом варианте наведения справок.

Сотрудники органов внутренних дел могут реализовать право посредством направления (вручения) юридическим и физическим лицам соответствующих запросов, требований о получении необходимой информации.

Согласно п.5 ст.15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, это ответственность, предусмотренная ст.19.7 КоАП РФ, о которой говорилось выше. Единственная норма, которая не оговорена в законодательстве, - это срок представления информации. В этом случае срок представления информации должен быть указан в запросе или требовании с учетом времени, необходимого для исполнения данного требования применительно к конкретной ситуации;

б) хотя органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля, согласно совместному Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" и утвержденной данным Приказом Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок они, участвуя в выездной налоговой проверке, могут получить необходимую документацию с помощью налоговых органов (ответственность за непредставление информации которым установлена действующим законодательством).

2. Врачебная тайна

Понятие "врачебная тайна" дано в ст.61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья), где указано, что к врачебной тайне относится информация:

- о факте обращения за медицинской помощью;

- о состоянии здоровья гражданина;

- о диагнозе его заболевания;

- иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.

В ст.31 Основ законодательства об охране здоровья установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну (хотя в действующем законодательстве не определено, что понимается под медицинскими документами).

Врачебная тайна может быть разглашена с согласия гражданина или его законного представителя в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

а) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

в) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Таким образом, в данном пункте не указаны органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, и милиция, реализующая полномочия, предоставленные ст.11 Закона РФ "О милиции";

г) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

д) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

При этом речь идет не столько о предоставлении таких сведений по запросам правоохранительных органов, сколько об обязанности инициативного предоставления таких данных. Причем, по нашему мнению, п.5 ст.61 Основ законодательства об охране здоровья указывает не только на непосредственно причиненный вред здоровью гражданина, но и на случаи, когда вред причинен опосредованно, в результате, например, оказания неквалифицированных медицинских услуг или когда такие услуги оказываются с нарушением обязательных правил их оказания, даже если существует разрыв во времени между причиной причинения вреда и конкретным последствием.

Вид вреда здоровью гражданина не конкретизирован, поэтому обязанность по предоставлению таких сведений существует как при наступлении тяжкого заболевания, так и в случаях любого, даже самого незначительного проявления расстройства здоровья. При этом на момент получения такой информации должен быть подтвержден противоправный характер совершенных действий, вред, нанесенный здоровью гражданина, а также должна усматриваться причинная связь между ними.

Что касается правовых гарантий защиты врачебной тайны, то можно отметить, что Основами законодательства об охране здоровья установлен запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

В случае нарушения прав пациента последний может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

Право граждан на конфиденциальность сведений при обращении и получении медицинской помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, порождает ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение. Так, п.5 ст.61 Основ законодательства об охране здоровья определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" установлено, что моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с раскрытием врачебной тайны.

В практике работы подразделений по налоговым преступлениям МВД России имел место отказ в предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия со ссылкой на врачебную тайну. Так, ЗАО "К" при оформлении первичной финансово-хозяйственной документации (платежных поручений) указывало в них, наряду с фактической суммой оплаты, виды оказанных медицинских услуг, что, по мнению ЗАО "К", согласно Основам законодательства об охране здоровья не должно разглашаться посторонним лицам.

3. Доступ к информации, ставшей известной в связи

с осуществлением журналистской деятельности

Во-первых, обязанность сохранения информации, ставшей известной в связи с осуществлением журналистской деятельности, возлагается на редакции средств массовой информации ст.41 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", в которой установлено, что редакция не вправе, в частности, разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Таким образом, для отказа в предоставлении информации необходимо наличие оговорки лица, предоставившего информацию. Однако форма такой оговорки в данном случае не определена.

Объектом защиты в данном случае является источник информации и имя лица, предоставившего сведения с условием неразглашения его имени.

Законодатель использует термин "имя" только по отношению к гражданину, поэтому под лицом, чье имя не вправе разглашать редакция в рамках ч.2 ст.41 Закона РФ "О средствах массовой информации", подразумевается физическое лицо, гражданин (лицо без гражданства). В соответствии с п.1 ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под именем гражданина подразумевается имя, включающее фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая, под которым гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности.

Сохранность в тайне источника информации может иметь отношение к самому широкому кругу субъектов - юридическим и физическим лицам, объединениям граждан и т.д. В совокупности "источник информации" и "лицо", чье имя не разглашается редакцией, охватывают весь возможный круг источников информации, носителей информации, которые могут представлять профессиональный интерес редакции средства массовой информации.

Информация, поступающая от представителя юридического лица, подпадает, по нашему мнению, под понятие "источник информации".

Единственным исключением из комментируемой нормы является случай, когда редакция обязана предоставить информацию согласно требованию, поступившему от суда в связи с находящимся в его производстве делом, относящимся к гражданскому, арбитражному, уголовному судопроизводству или производству по делам об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что все ограничения, связанные с предоставлением информации, относятся к редакции, под которой, в силу понятия, данного в ст.2 Закона РФ "О средствах массовой информации", понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. При этом в ст.41 вышеуказанного Закона ничего не говорится об отдельных журналистах.

Что касается ответственности за разглашение таких сведений, то можно привести нормы ст.13.14 КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случая, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Во-вторых, обязанность по неразглашению журналистской тайны лежит непосредственно на журналистах.

В соответствии с п.п.4 и 5 ст.49 Закона РФ "О средствах массовой информации" журналист обязан:

а) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

б) получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" к конфиденциальным сведениям отнесены:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Что же касается неконфиденциальных сведений, то к ним не могут быть отнесены, в частности, сведения о подготавливаемом, совершаемом, совершенном правонарушении и тем более преступлении, которые подлежат преданию гласности лицом, которому они стали известны, в особенности по мотивированному запросу правоохранительных органов. Однако данное утверждение верно лишь до того момента, когда такие сведения неизвестны правоохранительным органам и не являются тайной судопроизводства.

Что касается получения согласия на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, то необходимо отметить, что форма такого согласия законодательством не установлена.

Однако если это необходимо для защиты общественных интересов, журналист не обязан получать согласие на распространение таких сведений.

Но в данном случае необходимо четкое толкование понятий "личная жизнь гражданина" и "общественные интересы". При этом следует отметить следующее:

а) понятие "личная жизнь гражданина" в законодательном порядке не установлено;

б) наиболее близким к понятию "личная жизнь гражданина" является, по нашему мнению, понятие "частная жизнь", в отношении которой в ст.23 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Предметом частной жизни являются биографические сведения, сведения о состоянии здоровья, о философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и некоторые другие;

в) пределы неприкосновенности частной жизни находятся в плоскости, относящейся исключительно к конкретному индивидууму, и не переходят в плоскости интересов других лиц, так как иное нарушало бы принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, установленный ст.19 Конституции Российской Федерации;

г) несомненно, что частный и общественный сегменты переплетены весьма тесно в жизни каждой личности, и отделить один сегмент от другого весьма сложно. Однако, опираясь на положения ст.55 Конституции Российской Федерации, в которых установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, можно утверждать, что к таким законам относятся так называемые правоохранительные законы, устанавливающие ответственность лиц за нарушение прав и законных интересов других лиц и общества в целом, а также законы, регламентирующие порядок сбора соответствующей информации, а также нормативные акты, устанавливающие порядок привлечения к такой ответственности;

д) не может быть отнесено к обстоятельствам личной жизни гражданина совершение им каких-либо неправомерных или аморальных действий (тем более совершение правонарушений или преступлений), поскольку последствия совершения таких деяний выходят за пределы частной жизни данного лица, правовые и моральные нормы представляют собой разновидность социальных регуляторов, несоблюдение которых оказывает пагубное влияние на общественную жизнь в целом;

е) несмотря на то что понятие "общественные интересы" действующим законодательством не установлено, принятая в 1999 г. Хартия телерадиовещателей определяет общественные интересы следующим образом: под общественным интересом понимается необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями или сообщениями лица или организации.

В заключение необходимо отметить, что если журналист при наличии оговоренных условий вправе распространить определенные сведения в средстве массовой информации (то есть допустить тем самым к информации неопределенный круг лиц), то по мотивированному запросу правоохранительных органов (здесь круг лиц сильно ограничен) он может это сделать.

За нарушение неприкосновенности частной жизни из корыстной или иной личной заинтересованности установлена уголовная ответственность согласно ст.137 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Также возможно присуждение правонарушителя к выплате пострадавшему денежной компенсации морального вреда.

4. Доступ к нотариальной тайне

В соответствии с ч.2 ст.16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.

Кроме того, нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе (руководителям, помощникам), в соответствии со ст.5 Основ законодательства о нотариате запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, даже после сложения полномочий или увольнения.

Требование неразглашения тайны нотариальных действий означает, что они должны выполняться в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и тех, кто оказывает им помощь, в частности представителей, переводчиков. Кроме того, последующее предоставление такой информации также недопустимо.

Исходя из смысла данной нормы обязанность сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия и соответствующие последствия, но и на сам факт обращения конкретного лица с просьбой о совершении такого действия.

Имеются следующие исключения из данного правила, приведенные в ст.5 Основ законодательства о нотариате:

1) сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия; причем справки о завещании выдаются только после смерти завещателя;

2) справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Таким образом, в вышеприведенном перечне отсутствуют органы дознания, хотя у них в производстве могут также находиться уголовные дела, а также органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. Милиция, реализующая права, предоставленные ст.11 Закона РФ "О милиции", также не указана в данном перечне;

3) ч.4 ст.16 Основ законодательства о нотариате определено, что нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Порядок представления такой информации предусмотрен ст.5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения";

4) в соответствии с ч.3 ст.34 Основ законодательства о нотариате нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Согласно ч.2 ст.34 Основ законодательства о нотариате проверка организации работы нотариуса, осуществляемая органами юстиции и нотариальными палатами, проводится один раз в четыре года; причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, осуществляется не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса. Однако законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения вышеуказанных проверок.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

В данном случае имеет место трансформация одного вида тайны (нотариальной) в другую (налоговую) вследствие того, что в соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Периоды проведения проверок нотариусов, установленные Основами законодательства о нотариате (один раз в четыре года), на проверки, осуществляемые налоговыми органами, не распространяются;

5) согласно ч.2 ст.16 Основ законодательства о нотариате суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Что касается ответственности нотариуса, то применительно к рассматриваемым вопросам можно отметить следующее:

- в соответствии с ч.1 ст.17 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие своих неправомерных действий ущерб;

- нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения;

- нотариусы согласно ст.202 УК РФ несут ответственность за злоупотребление своими полномочиями;

- деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, может быть прекращена по представлению органа юстиции, нотариальной палаты, налогового органа или их должностных лиц судом в случае совершения нотариусом действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.

5. Сведения, составляющие тайну адвокатской деятельности

Институт адвокатской тайны установлен в ст.8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Под любыми сведениями в контексте комментируемой нормы вышеуказанного Федерального закона понимается любая информация независимо от источника, способа ее получения и вида оказываемой юридической помощи.

По нашему мнению, сам факт обращения к адвокату - это тоже предмет адвокатской тайны.

Адвокат может предавать гласности сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, только с согласия доверителя и только в целях обеспечения прав и интересов данного лица.

В соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" обязанность сохранения адвокатской тайны возлагается также на помощника и на стажера адвоката.

В связи с тем что ч.1 ст.8 вышеуказанного Федерального закона не конкретизирует лицо, обязанное сохранять адвокатскую тайну, только как адвоката, работники адвокатских палат, кабинетов также обязаны не разглашать сведения, связанные с оказанием юридической помощи по конкретным делам.

В ст.8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлены гарантии сохранения адвокатской тайны. В частности:

а) адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

В отношении адвоката запрещается получать свидетельские показания под угрозой привлечения адвоката к уголовной ответственности за заведомо ложные показания (ст.307 УК РФ) и за отказ от дачи показаний (ст.308 УК РФ). По данному вопросу было принято Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2000 N 128-О "По жалобе гражданина Паршуткина Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 1 части второй статьи 72 УПК РСФСР и статьями 15 и 16 Положения об адвокатуре РСФСР".

Согласно данному Определению Конституционного Суда Российской Федерации адвокат освобожден от обязанности давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя в уголовном деле. Тем самым конфиденциальность сведений, доверенных подзащитным адвокату в связи с выполнением последним своих профессиональных функций (адвокатская тайна), находится под защитой. Уголовно-процессуальное законодательство, не устанавливая каких-либо исключений из этого правила в зависимости от времени получения адвокатом сведений, составляющих адвокатскую тайну, не ограничивает их сведениями, полученными только после того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника обвиняемого.

Запрет допрашивать адвоката о ставших ему известными обстоятельствах дела распространяется на сведения, полученные им также в связи с осуществлением защиты подозреваемого. Защитник не вправе разглашать сведения, сообщенные ему как в связи с осуществлением защиты, так и при оказании другой юридической помощи.

Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23 Конституции Российской Федерации) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная гражданином в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ст.24, ч.1 ст.51 Конституции Российской Федерации);

б) проведение оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Получение судебного решения при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката не только является дополнительной гарантией независимости данного лица, но и обеспечивает сохранение адвокатской тайны.

Однако закрепленная в п.3 ст.8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" процедура проведения следственных действий в отношении адвоката не вполне согласуется с иными положениями действующего законодательства. В гл.52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) закреплены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, к которым отнесен адвокат (пп.8 п.1 ст.447 УПК РФ). Согласно пп.10 п.1 ст.448 УПК РФ адвокату установлена единственная особенность, состоящая в том, что уголовное дело в отношении адвоката возбуждается прокурором на основании заключения судьи районного суда. При буквальном же понимании комментируемой нормы ст.448 УПК РФ можно сделать вывод о том, что судебное решение должно предшествовать каждому случаю производства любого следственного действия в отношении адвоката.

Представляется, что в данном случае имеет место коллизия двух норм, одна из которых закреплена в пп.10 п.1 ст.448 УПК РФ, а другая - в п.3 ст.8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Данная коллизия разрешается в ст.7 УПК РФ, в которой установлен запрет применять федеральный закон, противоречащий данному Кодексу. Поэтому впредь до внесения изменений в один из соответствующих нормативных актов суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель должны применять именно правила, закрепленные в гл.52 УПК РФ;

в) полученные в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в случае, если они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Вышеуказанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательствами обвинения могут быть признаны только те сведения, предметы и документы, которые не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Эти доказательства должны быть получены в установленном законом порядке и с учетом дополнительных гарантий защиты адвокатской тайны. Таким образом, доказательства могут быть использованы только при производстве по уголовному делу в отношении адвоката, совершившего преступление, не связанное с деянием, по которому он оказывал профессиональную юридическую помощь.

Исключение составляют случаи, когда в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий были обнаружены и изъяты орудия преступления, а также предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

У адвоката могут быть изъяты любые предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от того, входят ли они в производство по делам его доверителей. Это объясняется тем, что само по себе нахождение у адвоката данных предметов образует признаки преступления, административного правонарушения или нарушает положения иных нормативных правовых актов.

В рамках правового режима получения сведений, составляющих тайну адвокатской деятельности, ответим на следующие вопросы.

1. Может ли быть раскрыта адвокатская тайна лицу, обладающему равным по степени допуском к таким сведениям, иными словами, другому адвокату?

Нам представляется, что не может. Ведь клиент доверил свою тайну конкретному защитнику, который обязан хранить ее.

В течение какого времени адвокат обязан хранить эту тайну?

Мы считаем, что бессрочно.

2. Вправе ли адвокат разглашать тайну в интересах клиента, но вопреки его желаниям? По нашему мнению, нет. Конечно, подзащитный может ошибаться, но адвокат должен действовать на него посредством убеждений, разъяснений, а не с помощью разглашения тайны.

Адвокат обязан учитывать позицию подзащитного, его желание сохранить в тайне как благоприятные, так и неблагоприятные для него сведения.

Защитник не имеет права сообщать - никому и нигде - сведения о личной жизни обратившегося за юридической помощью, сведения, полученные из материалов дела.

3. Допускается ли возможность разглашения адвокатской тайны, если клиент сообщает адвокату о совершенном или готовящемся опасном преступлении, которое еще можно предотвратить?

Клиент может сообщить адвокату любую информацию и быть уверенным в том, что она в любой форме (полностью или частично) не будет им разглашена кому бы то ни было.

Наивысший уровень доверия клиента адвокату - это признание ему в совершении преступления, в котором он обвиняется (а иногда в совершении и других преступлений). Чем более опасную для себя информацию сообщает клиент адвокату, тем большей помощи ожидает от него. Позиция клиента, не признающего своей вины в суде, но признавшегося адвокату, ни при каких обстоятельствах не может быть отвергнута адвокатом.

Иными словами, требование соблюдать профессиональную тайну носит абсолютный характер, даже если данное требование вступает в противоречие с долгом адвоката - гражданским, моральным.

Врач, например, не только может, но и должен нарушить профессиональную тайну, если при оказании медицинской помощи узнает или заподозрит, что травма или болезнь связаны с совершенным преступлением. У адвоката в связи со спецификой деятельности такой обязанности нет. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

Можно достаточно уверенно считать, что о совершенном его клиентом преступлении адвокат обязан умолчать. При состоявшемся действии сообщение о нем может преследовать единственную цель - наказание. Сложнее ответить на вопрос о позиции адвоката, когда клиент пришел посоветоваться о готовящемся преступлении. Вполне очевидно, что единственный совет, который вправе дать такому клиенту адвокат, - это убедительно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность последствий.

Как быть далее: обязан ли адвокат принять иные меры для предотвращения последствий совершения преступления или, следуя обязанности по сохранению адвокатской тайны, не разглашать данные сведения? Ведь в данном случае речь идет не о содействии в наступлении уголовной ответственности и наказании, что, конечно, недопустимо, а о предотвращении вреда другим людям, обществу в целом. В аналогичной ситуации каноны любой христианской религии обязывают священника безоговорочно хранить тайну исповеди.

Что касается ответственности адвоката за разглашение адвокатской тайны, то необходимо отметить следующее: уголовная ответственность установлена за разглашение сведений, составляющих тайну предварительного расследования (ст.310 УК РФ), государственную тайну (ст.283 УК РФ), коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст.183 УК РФ). Положения данных уголовно-правовых норм в полной мере распространяются и на адвоката в случае совершения им деяний, описанных в диспозициях указанных статей УК РФ.

Кроме того, в таком случае нормы о возмещении вреда также применяются на общих основаниях.

6. Правовой режим получения информации, составляющей

аудиторскую тайну

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Специфика деятельности аудиторов наиболее тесно связана с доступом к охраняемым субъектами финансово-хозяйственной деятельности данным. Соответственно, аудиторы обладают наиболее широким спектром данных, в том числе и аналитических, которые наиболее объективно отражают истинную финансово-хозяйственную ситуацию организации или предпринимателя, в том числе и сведения о совершенном правонарушении (преступлении).

В соответствии с нормами ст.8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности.

Таким образом, под аудиторской тайной следует понимать следующие сведения, ставшие известными аудиторским организациям и аудиторам:

а) об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

В соответствии с п.6 ст.1 Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" под сопутствующими аудиту услугами понимаются следующие услуги:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований;

- осуществление научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

- обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

б) иные сведения (документы), получаемые и (или) составляемые ими при осуществлении аудиторской деятельности.

Из вышеприведенного перечня услуг можно сделать вывод, что аудиторской тайной охватываются практически все возможные сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности аудируемых лиц, в том числе и документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки (по ее результатам), и все получаемые от аудируемого лица материалы (разъяснения должностных лиц, в частности).

Режим аудиторской тайны распространяется даже на копии соответствующих документов, полученных (составленных) в результате оказания аудиторских или связанных с ними услуг.

Сведения, составляющие аудиторскую тайну, могут разглашаться (предоставляться) аудиторами в следующих случаях:

- с письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги;

- без согласия данных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, в п.4 ст.11 Закона РФ "О милиции" предусмотрено право милиции получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. Вышеприведенное, несомненно, подкрепляется положениями п.4 ст.8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", согласно которому находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

Кроме того, возможность получения данных сведений и документов следует из норм ст.6 (в части проведения оперативно-разыскного мероприятия - наведения справок) и ст.15 (в части обязанности физических и юридических лиц исполнять законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность) Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Третьи лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну (в том числе и правоохранительные органы), обязаны не распространять такие сведения.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

7. Доступ к коммерческой тайне

Статьей 139 ГК РФ установлено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Согласно ст.6 вышеуказанного Федерального закона обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

8. Доступ к банковской тайне

В настоящее время порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, регулируется Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами, а также Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст.26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

В настоящее время такие функции возложены на подразделения по налоговым преступлениям криминальной милиции.

На основании ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Статьей 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 предусмотрено, что банки и иные кредитные организации обязаны в трехдневный срок представлять по запросам соответствующих налоговых органов и органов внутренних дел сведения об операциях предприятий, являющихся их клиентами, необходимые для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей этими предприятиями.

Таким образом, органы внутренних дел вправе потребовать от банковских организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, либо иные сведения о данных операциях.

9. Доступ к налоговой тайне

Право получения сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрено п.34 ст.11 Закона РФ "О милиции".

Кроме того, вышеуказанное право следует из положений ст.102 НК РФ, согласно которой доступ к таким сведениям имеют должностные лица органов внутренних дел в соответствии с перечнем, определяемым МВД России.

В целях реализации этих законодательных норм Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

В соответствии со ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

И.Н.Соловьев

К. ю. н.,

начальник

Управления судебно-правовой защиты

ГПУ МВД России

В.Г.Волков

Инспектор по особым поручениям

УСПЗ ГПУ МВД России

Подписано в печать

09.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы решаются. Проблемы остаются ("Налоговый вестник", 2005, N 1) >
Статья: Об обложении налогом на прибыль при ликвидации обособленного подразделения организации ("Налоговый вестник", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.