|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746) (Продолжение)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, 2005
<КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ ГТК РОССИИ ОТ 28.11.2003 N 1356 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ" <1> (В РЕД. ПРИКАЗА ГТК РОССИИ ОТ 28.06.2004 N 746)>
(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N N 11, 12, 2004)
————————————————————————————————<1> Для удобства пользования в текст комментария включены извлечения из Инструкции (выделены полужирным шрифтом).
Комментарий
IV. При контроле соблюдения запретов и ограничений уполномоченное должностное лицо осуществляет: а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений; б) проверку наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, сертификатов <2>, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля <3>; в) передачу в установленных случаях в соответствующее функциональное подразделение таможни информации о выявленных случаях несоблюдения запретов и ограничений <4>. ————————————————————————————————<2> См. Информационное письмо Госстандарта России от 27.06.2003 N ГЭ-1100-28/2308 "О применении нормативных документов в области обязательного подтверждения соответствия". <3> См. Письмо ФТС России от 22.09.2004 N 07-61/1249 "О санитарно-эпидемиологических заключениях и свидетельствах о государственной регистрации продукции". <4> В частности, см. п.12 Инструкции о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержденной Приказом ГТК России от 26.12.2003 N 1545.
Комментарий
Запреты и ограничения в области внешней торговли товарами устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ), Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон об экспортном контроле), а также в соответствии с нормами международного права - международными договорами, правилами международных организаций. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима (ст.158 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ-2004)). Исходя из положений ст.21 Закона N 164-ФЗ мерами нетарифного регулирования являются: - установление количественных ограничений (ст.21); - квотирование <5> (ст.23); - лицензирование (ст.24); - установление наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (ст.25); - предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст.26); - введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер <6> (ст.27). ————————————————————————————————<5> См. Постановление Правительства РФ от 24.08.2004 N 432 "О порядке проведения в 2004 году аукционов по продаже объемов говядины и свинины, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. N 721, 722, 723". <6> См. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Данный перечень является исчерпывающим. Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ст.ст.21 - 24, 26 и 27 гл.5 Закона N 164-ФЗ, при соблюдении указанных в них требований. Согласно ст.32 Закона N 164-ФЗ независимо от положений гл.5 данного Закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры: 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра; 4) применяются для защиты культурных ценностей; 5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; 6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; 7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации; 8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: а) применения таможенного законодательства Российской Федерации; б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям; в) охраны окружающей среды; г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям; д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; е) защиты интеллектуальной собственности; ж) предоставления исключительного права в соответствии со ст.26 Закона N 164-ФЗ. Согласно п.1 ст.13 Закона N 164-ФЗ, определяющей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Президент Российской Федерации: - определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней <7>; - устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях. ————————————————————————————————<7> См., например, Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2002 N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов".
К компетенции Правительства РФ п.2 ст.13 Закона N 164-ФЗ отнесено: - обеспечение проведения в Российской Федерации единой торговой политики и осуществление мер по ее реализации, принятие соответствующих решений и обеспечение их выполнения; - применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товарами, а также иных мер по защите экономических интересов Российской Федерации; - введение количественных ограничений экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определение порядка применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; - установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определение перечня отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; - определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; - определение перечня отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение, по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности <8>; - определение порядка наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; - принятие решений о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных Законом N 164-ФЗ; - определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; - установление порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну. ————————————————————————————————<8> Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.08.2004 N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" является Минэкономразвития России (далее - МЭРТ России).
Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, внесение в Правительство РФ предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, и обеспечение реализации задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, выдача лицензий, предусмотренных ст.24 Закона N 164-ФЗ, находятся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, - МЭРТ России <9>. ————————————————————————————————<9> Если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка вышеуказанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По общему правилу, установленному п.1 ст.21 Закона N 164-ФЗ, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений. Вместе с тем в исключительных случаях Правительство РФ согласно п.2 ст.21 Закона N 164-ФЗ может устанавливать: 1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для ее внутреннего рынка. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ; 2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара; в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения посредством предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, посредством предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным <10>. ————————————————————————————————<10> Продовольственные и сельскохозяйственные товары определяются Правительством РФ.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (ст.24 Закона N 164-ФЗ) устанавливается в следующих случаях: 1) при введении временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) при реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) при предоставлении исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; 4) при выполнении Российской Федерацией международных обязательств. Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в вышеуказанных случаях является лицензия, выдаваемая МЭРТ России. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации (п.2 ст.24 Закона N 164-ФЗ). Проверка наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проводится уполномоченным должностным лицом таможенного поста в порядке, установленном Инструкцией об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 15.12.2002 N 1342. В отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники <11> осуществляется экспортный контроль в порядке, определенном Законом об экспортном контроле. Экспортный контроль проводится посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в том числе: - разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования <12>; - таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле <13>. ————————————————————————————————<11> Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий согласно ст.6 Закона об экспортном контроле утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства РФ. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов. <12> См. ст.ст.19, 20, 22 Закона об экспортном контроле. <13> См. Приказ ГТК России от 26.12.2003 N 1545 "О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля".
Общий порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и к вывозу с ее таможенной территории, определен ст.13 ТК РФ-2004. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации <14>, если иное не предусмотрено ТК РФ-2004 или иными федеральными законами. Вывоз вышеуказанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или при неосуществлении немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (ст.362 ТК РФ-2004), за счет лиц, указанных в ст.16 Кодекса. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение вышеуказанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с гл.41 ТК РФ-2004. ————————————————————————————————<14> Иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз, подлежат помещению под таможенный режим реэкспорта (п.1 ст.240 ТК РФ-2004).
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к ввозу (вывозу) на (с) таможенную(ой) территорию(и) Российской Федерации, допускаются к ввозу (вывозу) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Расходы, возникшие у лиц, указанных в ст.16 ТК РФ-2004 <15>, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются (п.4 ст.13 ТК РФ-2004). ————————————————————————————————<15> См. Письмо ФТС России от 31.08.2004 N 01-06/192 "О декларанте товаров".
Согласно п.1 ст.149 ТК РФ-2004 выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, установленных данным пунктом этой статьи Кодекса, в том числе если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации (за исключением случая, если вышеуказанные документы могут быть представлены после выпуска товаров). При несоблюдении требований, предусмотренных ст.149 ТК РФ-2004, выпуск товаров не осуществляется <16>. ————————————————————————————————<16> Статьей 153 ТК РФ-2004 предусмотрены дополнительные условия выпуска товаров при выявлении уполномоченным должностным лицом несоблюдения вышеуказанных требований.
Подлежащие обязательной сертификации товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации без представления сертификатов соответствия, подлежат согласно Распоряжению ГТК России от 18.06.2004 N 292-р <17> условному выпуску. ————————————————————————————————<17> Распоряжение ГТК России от 18.06.2004 N 292-р "Об условном выпуске товаров, подлежащих обязательной сертификации".
Условный выпуск осуществляется по решению начальника таможни либо лица, им уполномоченного, с учетом положений ст.61 ТК РФ-2004 и п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". V. Осуществляя контроль соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, уполномоченное должностное лицо проводит: а) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении содержащихся на товаре объектов интеллектуальной собственности; б) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в рассылаемых ГТК России сведениях из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; в) проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности; г) подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях и порядке, установленных нормативными актами ГТК России; д) передачу в соответствующее функциональное подразделение таможни информации об обнаруженных нарушениях законодательства об интеллектуальной собственности. Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В соответствии с Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц, то есть обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Обозначение может считаться охраняемым товарным знаком, исключительное право на который принадлежит конкретному лицу (правообладателю), только после регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности - Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам <18> или международной регистрации во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) <19>. ————————————————————————————————<18> См. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299. <19> См. Соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 14.04.1891, в ред. от 02.10.1979) и Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967, в ред. от 02.10.1979).
Согласно п.1 ст.4 Закона N 3520-1 никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; - при выполнении работ, оказании услуг; - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; - в предложениях к продаже товаров; - в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. В соответствии с п.2 ст.4 Закона N 3520-1 товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определены нормами гл.38 ТК РФ-2004, а также Положением о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденным Приказом ГТК России от 27.10.2003 N 1199 (далее - Положение от 27.10.2003). Сведения о товарных знаках декларируемых товаров подлежат заявлению декларантом в графе 31 грузовой таможенной декларации (ГТД) под номером 1 <20>. Должностное лицо таможенного органа проводит проверку достоверности и полноты данных сведений. ————————————————————————————————<20> См. Приказ ГТК России от 21.08.2003 N 915.
Отсутствие данных о товарных знаках готовой к розничной реализации продукции свидетельствует о высокой вероятности нарушения законодательства Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Согласно Письму ГТК России от 20.05.2004 N 07-58/18276 "О заполнении графы 31 ГТД" в целях проверки фактов отсутствия на товарах маркировки товарными знаками при выявлении случаев недекларирования в 31 графе ГТД (поле электронного вида G 31_12 "Товарный знак") наименований товарных знаков должностным лицам таможенных органов следует применять дополнительные формы контроля в виде: - проверки документов и сведений; - получения пояснений; - таможенного осмотра товаров; - таможенного досмотра товаров. При этом применение вышеуказанных форм контроля не исключается и в случае указания товарного знака, но при наличии риска недостоверного декларирования. Особое внимание согласно вышеуказанному Письму ГТК России таможенным органам следует обращать на товары, классифицируемые в соответствии с кодами ТН ВЭД России, указанными в Письмах ГТК России о включении товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр) <21>. ————————————————————————————————<21> Сведения о товарных знаках систематизируются в виде таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, порядок ведения которого определен разд.3 Положения от 27.10.2003. Реестр ведется специализированным подразделением Главного управления тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР) ФТС России.
Пунктом 8 Положения от 27.10.2003 предусмотрено, что должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности могут применяться методы анализа рисков для определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степень такой проверки. Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных <22>, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя <23>. ————————————————————————————————<22> Меры принимаются таможенными органами вне зависимости от вида заявленного таможенного режима либо иной таможенной процедуры, под которую помещаются товары. <23> К рассмотрению принимается заявление, оформленное и поданное в соответствии с требованиями, установленными Положением от 27.10.2003.
Правообладатель вправе подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и в отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением исключительных прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Согласно п.10 Положения от 27.10.2003 заявление и необходимые документы подаются правообладателем в ГТК России (ныне - ФТС России). При этом они могут быть непосредственно представлены в ГТК России (ФТС России), либо направлены почтой, либо переданы по факсу (с последующим представлением оригиналов в течение 15 дней с даты их поступления по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим поступившие по факсу документы). Решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер принимается в соответствии с п.39 Положения от 27.10.2003 начальником ГУТНР ГТК России (ФТС России), в случае его отсутствия - его заместителем. Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров (а также информация об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра или изменении сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров), направляются ГУТНР ГТК России (ФТС России) в таможенные органы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения (исключения) объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений. Пресс-служба ФТС России осуществляет опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в официальных изданиях ФТС России. Отдельные данные Реестра могут быть размещены на интернет-сайте ФТС России. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров посредством подачи по желанию декларанта либо отдельной ГТД, либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД. В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации ФТС России может устанавливать особенности декларирования товаров, содержащих отдельные виды объектов интеллектуальной собственности. Согласно п.55 Положения от 27.10.2003 если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней. При этом решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Такое решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт. Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия. В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров. Выпуск остальных товаров в случае их декларирования в одной ГТД осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом на основном листе ГТД проставляется штамп установленного образца, свидетельствующий о выпуске товаров, с отметкой "за исключением доп. листа N __". Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров. Должностными лицами таможенных органов могут назначаться экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов. VI. При осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок уполномоченное должностное лицо проводит: а) проверку соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенный контроль, требованиям валютного законодательства и законодательства о регулировании внешнеторговых бартерных сделок; б) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок; в) передачу в подразделение по валютному контролю таможни информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов.
Комментарий
Согласно п.7 ст.403 ТК РФ-2004 таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль таможенных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле <24>. ————————————————————————————————<24> Компетенция таможенных органов по осуществлению валютного контроля (как агентов по валютному контролю) также установлена п.п.1, 3 ст.22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Органы валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ) издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле (п.1 ст.4 данного Закона). Статьей 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами проводятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России. При этом расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст.12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Законом. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом о валютном регулировании и валютном контроле, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями вышеуказанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Банк России в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках <25> паспорта сделки (ПС) при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. ————————————————————————————————<25> Кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Согласно п.п.2, 3 ст.20 Закона о валютном регулировании и валютном контроле ПС должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Вышеуказанные сведения отражаются в ПС на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. ПС может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Сведения о ПС подлежат заявлению декларантом в графе 28 ГТД согласно порядку, установленному Инструкцией от 21.08.2003 N 915 <26>. ————————————————————————————————<26> См. также Письмо ФТС России от 20.09.2004 N 01-06/871 "О применении Приказов ГТК России от 21.08.2003 N 915 и от 03.12.2003 N 1377 в части представления паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров".
(Продолжение см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 2, 2005)
В.П.Шавшина К. ю. н., руководитель Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов, преподаватель СПбГУ
Т.Г.Столпинская Юрист Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов Подписано в печать 09.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |