Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (общий комментарий)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, 2005

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 02.11.2004 N 127-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ) <*>>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Для удобства пользования в текст комментария включены извлечения из текста ст.333.24 гл.25.3 НК РФ (выделены полужирным шрифтом).

Комментарий

Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ) с 1 января 2005 г. введена в действие новая гл.25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Первая редакция проекта Закона N 127-ФЗ, представленного в Государственную Думу Российской Федерации в ноябре 2000 г., в основном сохраняла порядок уплаты и зачисления государственной пошлины, регулируемый Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1). Ставки государственной пошлины, исчислявшиеся ранее в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), предлагалось установить в твердой сумме (в рублях) исходя из МРОТ, равного 200 руб. в месяц.

Законопроектом также предлагалось дополнить перечень юридически значимых действий, за совершение которых будет взиматься государственная пошлина. Например, за государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, а также изменений, вносимых в учредительные документы, предлагалось установить государственную пошлину в размере от 200 руб. до 2000 руб., за регистрацию средств массовой информации, общественных объединений - от 2000 руб. до 4000 руб.

Отметим, что размер сбора за регистрацию предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.03.1991 N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в Российской Федерации" составлял 2 руб. (с учетом деноминации). При этом вышеуказанное Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР применялось только для коммерческих организаций.

Размер сбора за регистрацию некоммерческих организаций, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.12.1991 N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе" только в отношении общественных объединений, составлял в зависимости от вида объединения от 30 коп. до 5 руб. (с учетом деноминации). Размер сбора за регистрацию других видов некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, религиозные организации, учреждения) законодательно вообще не был установлен. Предлагалось также установить размер государственной пошлины за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним; за государственную регистрацию лекарственных средств предлагалось взимать государственную пошлину в размере 1000 руб.; за выдачу проездного документа беженца - в размере 100 руб. за документ, поскольку фактически проездной документ беженца является аналогом основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничного паспорта); за право вывоза культурных ценностей - в размере 1% от стоимости вывозимых культурных ценностей; за услуги, оказываемые Госавтоинспекцией, имеющие юридическое значение (за выдачу государственных номерных знаков, технического паспорта, талона, за внесение изменений в технический паспорт, технический талон и др.), - в размере от 20 руб. до 100 руб.; за регистрацию переводных и простых векселей на основании Конвенции о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей - 0,8% от номинальной стоимости векселя.

С отменой налога на операции с ценными бумагами предлагалось взимать государственную пошлину за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии. При этом за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, выпускавшихся в обращение федеральным органом власти, органом власти субъекта Российской Федерации или местным органом власти, а также Банком России, государственная пошлина не должна была уплачиваться.

На основании п.2 ст.23 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предлагалось освободить от уплаты государственной пошлины как граждан, представляющих законные интересы ребенка, так и самого ребенка при достижении им возраста 14 лет при обращении в суд за защитой нарушенных прав.

Кроме того, предлагалось освободить лицензирующие органы от уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражные суды исков об аннулировании лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, а также при обращении за совершением нотариальных действий в связи с аннулированием лицензий.

Вышеуказанный законопроект состоял из 24 статей.

Принятый Закон N 127-ФЗ в значительной степени отличается от представленного в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта. Многочисленные поправки изменили не только текст законопроекта, но и его концепцию.

Принятый в третьем чтении законопроект имел не только другое название. В него были перенесены нормы, содержавшиеся в других законодательных актах, регулировавших вопросы взимания государственной пошлины.

В силу того что гл.25.3 НК РФ достаточно объемная, предлагаем вниманию читателей комментарий только к той ее части, которая предусматривает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Рассмотрим, какие же существенные изменения внесены в порядок уплаты государственной пошлины в 2005 г.

В соответствии со ст.333.24 НК РФ за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;

2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей;

3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 рублей.

Комментарий

В Законе N 2005-1 размеры государственной пошлины за совершение вышеуказанных нотариальных действий не устанавливались. По-видимому, за удостоверение данных доверенностей нотариусами должна была взиматься государственная пошлина в размере 20% от МРОТ, как за удостоверение прочих доверенностей;

4) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством Российской Федерации:

за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, - 200 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества, за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания, - 0,3% суммы договора, но не более 3000 рублей;

за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания - 0,3 процента суммы договора, но не более 30 000 рублей.

Комментарий

Федеральным законом от 20.08.2004 N 104-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (далее - Закон N 104-ФЗ) в ст.4 Закона N 2005-1 (в ред. от 31.12.1995 N 226-ФЗ) были внесены дополнения, связанные с размером государственной пошлины: за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, если данное требование было установлено федеральным законом, должна была взиматься пошлина в размере 200 руб.; за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества - 0,3% суммы договора, но не более 3000 руб. Законом N 104-ФЗ были отменены положения о взимании пошлины за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации, а также за предоставление выписки из реестра государственной регистрации договора об ипотеке.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 26 сентября 2004 г. по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 104-ФЗ (25.08.2004, "Парламентская газета", "Российская газета") и должны были действовать до принятия гл.25.3 НК РФ, которой устанавливается государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части отмены платы за регистрацию и до принятия предлагаемых в пакете законопроектов по формированию рынка доступного жилья поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части отмены требования обязательного нотариального удостоверения договора об ипотеке;

5) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0,5 процента от суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей (в отличие от прежних 1,5% от суммы договора, с предельным минимальным размером в 50% от МРОТ, установленных Законом N 2005-1 для вышеуказанных действий);

6) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, - 500 рублей (вместо 2 МРОТ, установленных Законом N 2005-1);

7) за удостоверение договоров уступки прав требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, - 300 рублей (вместо 1,5% от суммы договора);

8) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций - 500 рублей;

9) за удостоверение соглашения об уплате алиментов - 250 рублей;

10) за удостоверение брачного договора - 500 рублей;

11) за удостоверение договоров поручительства - 0,5 процента суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 рублей и не более 20 000 рублей.

Комментарий

В соответствии с Законом N 2005-1 размер государственной пошлины за вышеуказанное действие составлял 0,5% от суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 30% от МРОТ. Верхний предел отсутствовал;

12) за удостоверение соглашения об изменении или расторжении нотариально удостоверенного договора - 200 рублей;

13) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания - 100 рублей (вместо 2 МРОТ);

14) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания - 300 рублей;

15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 16 настоящего пункта (п.1 ст.333.24 - О.Т.):

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 100 рублей (вместо 50% от МРОТ);

другим физическим лицам - 500 рублей (вместо 100 руб.);

16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 250 рублей (вместо 100 руб.);

другим физическим лицам - 400 рублей (вместо 200 руб.);

17) за совершение морского протеста - 30 000 рублей.

Комментарий

Размер пошлины за вышеуказанное действие увеличен в два раза. Ранее за совершение морского протеста взималась пошлина в размере 15 МРОТ;

18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой - 100 рублей за одну страницу перевода документа.

Комментарий

Размер государственной пошлины за вышеуказанное действие увеличился в 10 раз. Ранее он составлял 10% от МРОТ за страницу перевода документа;

19) за совершение исполнительной надписи - 0,5 процента взыскиваемой суммы, но не более 20 000 рублей (вместо 1% взыскиваемой суммы); кроме того, установлен предельный размер государственной пошлины для данного действия;

20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0,5 процента принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 рублей и не более 20 000 рублей.

Комментарий

Установлены минимальный и максимальный размеры государственной пошлины за вышеуказанные действия, кроме того, государственная пошлина будет в настоящее время взиматься с рыночной стоимости ценных бумаг;

21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:

на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, - 100 рублей;

на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) - 200 рублей.

Комментарий

Размер государственной пошлины увеличен в два раза; кроме того, за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях о регистрации юридических лиц будет взиматься государственная пошлина в размере 200 руб. вместо 5% от МРОТ, поскольку за нотариальное удостоверение подписи заявителя на представляемом в регистрирующий орган заявлении государственная пошлина взималась в таком же размере, как и за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек);

22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей;

другим наследникам - 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей.

Комментарий

Отметим, что в соответствии с Законом N 2005-1 для наследников первой очереди, в состав которой входят в соответствии с ГК РФ дети, супруг и родители, размер государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство составлял 1% от стоимости наследуемого имущества. Другие наследники уплачивали государственную пошлину в размере 2% от стоимости наследуемого имущества. Как следует из положений п.22 ст.333.24 НК РФ, наследники первой очереди, а также братья и сестры наследодателя объединены в одну категорию и для них установлен размер государственной пошлины 0,3% стоимости наследуемого имущества. Кроме того, установлен максимальный размер взимаемой государственной пошлины, что в Законе N 2005-1 предусмотрено не было. Для других наследников также значительно снижен размер государственной пошлины и установлен ее максимальный размер;

23) за принятие мер по охране наследства - 600 рублей.

Комментарий

Согласно Закону N 2005-1 за принятие мер к охране наследственного имущества взималась государственная пошлина в размере 100 руб. (1 МРОТ). Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 N 350 "Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом" был установлен предельный размер вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом - 3% оценочной стоимости наследственного имущества, определяемой в соответствии с п.1 ст.1172 ГК РФ;

24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека - 1 процент неоплаченной суммы, но не более 20 000 рублей (Законом N 2005-1 верхний предел установлен не был);

25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, - 100 рублей (вместо 50% от МРОТ);

26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, - 100 рублей (вместо 50% от МРОТ).

Комментарий

Статьей 333.25 НК РФ установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

Рассмотрим некоторые положения этой статьи НК РФ.

Подпунктом 7 п.1 ст.333.25 НК РФ установлено, что стоимость транспортных средств может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценки транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции.

В соответствии с Законом N 2005-1 для исчисления размера государственной пошлины, взимавшейся за удостоверение сделок с транспортными средствами, а также за выдачу свидетельства о праве на наследство транспортных средств, стоимость транспортных средств определялась судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Вышеуказанная норма стала предметом рассмотрения жалобы гражданина Е.В. Мамиева в Конституционном Суде Российской Федерации (см. Определение Суда от 20.11.2003 N 407-О). Заявитель усматривал неконституционность вышеназванной нормы в том, что в соответствии с нею к рынку услуг по определению стоимости транспортных средств для начисления размера государственной пошлины допускались только судебно-экспертные учреждения органов юстиции и организации, связанные с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Тем самым, по мнению заявителя, устанавливались существенные ограничения свободы предпринимательской деятельности для профессиональных оценщиков, права на свободное использование своих способностей к труду, создавались условия для монополизации и недобросовестной конкуренции в сфере осуществления оценочной деятельности, что противоречило ст.ст.8, 15 (ч.1), 34 и 55 Конституции Российской Федерации. Однако Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное положение как направленное на защиту конституционно значимых ценностей и достижение баланса частных и публичных интересов не затрагивает самого существа конституционных гарантий защиты собственности и имущества, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.ст.8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст.17, 19 и 55) и применительно к специфике обязательной оценки не могло рассматриваться как ограничение и, следовательно, нарушение названных конституционных прав и свобод.

Кроме того, рассматриваемое положение Закона N 2005-1, устанавливавшее обязательный - по уполномочию государства - характер проведения оценки, конституционные права и свободы граждан непосредственно не затрагивало, поскольку было адресовано судебно-экспертным учреждениям органов юстиции и организациям, связанным с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. В случае несогласия собственника транспортного средства с произведенной оценкой и ее обжалования в суде общей юрисдикции собственник был вправе обратиться к помощи независимого оценщика, как это определено Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с Законом N 127-ФЗ стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения. Стоимость земельных участков может оцениваться как независимыми оценщиками, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра недвижимости, и его территориальными подразделениями. Если сумма договора, указанная сторонами, ниже суммы, определенной указанными органами или организациями, то при исчислении размера государственной пошлины будет приниматься сумма, определенная этими органами или организациями.

Статьей 333.38 НК РФ установлены льготы при обращении за совершением нотариальных действий.

Для инвалидов I и II групп предоставляется льгота по всем видам нотариальных действий. В соответствии с Законом N 2005-1 исключение составляло удостоверение сделок, предметом которых являлось отчуждение недвижимого имущества и автотранспортных средств.

От обложения государственной пошлиной в настоящее время освобождаются физические лица не только за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, как было установлено в Законе N 2005-1, но и за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании земельного участка, на котором расположен жилой дом.

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании пенсий. Эта льгота не была предусмотрена Законом N 2005-1.

В отличие от Закона N 2005-1, Закон N 127-ФЗ не освобождает от уплаты государственной пошлины граждан за свидетельствование верности копий документов, подлинности подписи на документах, за удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий, предоставление льгот, а также по делам опеки и усыновления (удочерения). Закон N 127-ФЗ освободил от уплаты государственной пошлины наследников сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию.

О.Н.Троицкая

Юрист

Подписано в печать

09.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.