Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, 2005

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.09.2004 N 506

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ">

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.

Нормы Указа N 314 в отношении МНС России не применялись до дня вступления в силу поправок в соответствующие федеральные законы.

Необходимая законодательная основа для проведения преобразования создана Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон N 58-ФЗ). Законом N 58-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Закон N 58-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 01.07.2004 N 138, за исключением поправок в НК РФ, которые вступили в силу по истечении месяца со дня официальной публикации Закона. С этого момента введены в действие положения Указа N 314 о преобразовании МНС России.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" в часть первую НК РФ были внесены технические поправки, направленные на единообразное использование по тексту Кодекса наименований налоговых органов как федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Следует отметить, что отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю.

Указом N 314 налоговой службе переданы функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства. Статьей 79 Закона N 58-ФЗ ФНС России признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функции по представлению интересов Российской Федерации в процедурах банкротства <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" предусматривалось, что до преобразования в ФНС России уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам являлось МНС России.

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы.

С учетом административной реформы и разделения государственных функций к компетенции налоговых органов отнесены вопросы контроля за проведением лотерей (см. Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях"), лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции.

Согласно новой редакции ст.63 НК РФ принятие решений об изменении срока уплаты налогов и сборов отнесено к предмету ведения не финансовых, а налоговых органов.

За ФНС России сохранены полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства, а также подтвержден статус ФНС России как уполномоченного органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Произошедшие изменения в наименовании и полномочиях государственных органов требуют внесения уточнений в ранее принятые нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> До настоящего времени сохраняют свою силу отдельные нормативные акты, содержащие наименование "Госналогслужба России".

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, было определено МНС России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 N 817 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией" (в ред. от 09.12.2003) лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется Минфином России.

До внесения необходимых изменений следует руководствоваться правилами о правопреемстве, а также прямыми нормами о возложении на ФНС России функций МНС России или иных федеральных органов исполнительной власти (это, в частности, относится к функции государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, лицензирования деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией).

Кроме того, отдельными нормативными правовыми актами налоговые органы именуются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области налогов и сборов. Такое наименование, закрепленное в НК РФ, использовано, например, в Постановлении Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов".

Права и обязанности налоговых органов систематизированы в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС России).

Статьей 30 НК РФ налоговые органы определены как единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Вместе с тем в Положении о ФНС России сфера контроля и надзора налоговой службы в области налогов и сборов ограничена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Понятие "законодательство о налогах и сборах", используемое по тексту НК РФ, включает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Поскольку Положением о ФНС России внесена некоторая неточность в определение полномочий налоговых органов, в данном случае будут непосредственно применяться нормы НК РФ.

Согласно НК РФ в систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В Положении о ФНС России система территориальных налоговых органов представлена управлениями Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями Службы, инспекциями Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями Службы межрайонного уровня.

Приказом ФНС России от 19.10.2004 N САЭ-3-15/3@ "О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы и установлении их предельной численности" управления МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции МНС России реорганизованы путем преобразования в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС России. Мероприятия по преобразованию предписано завершить в двухмесячный срок. При этом структура преобразованных управлений и инспекций должна отвечать ранее разработанным типовым структурам налоговых органов.

Структура центрального аппарата ФНС России утверждена Приказом ФНС России от 14.10.2004 N САЭ-3-15/1@. В структуре центрального аппарата ФНС России разрешено создание до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Основные вопросы, отнесенные к компетенции методологических управлений ФНС России, заключаются в следующем:

- в координации работы налоговых органов, разработке для них методических рекомендаций и их консультировании по проведению проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками соответствующих налогов;

- в анализе налоговых поступлений.

Указом N 314, а также принятыми в его исполнение Постановлениями Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" и от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" на Минфин России возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы.

В Положении о ФНС России подведомственность ФНС России прослеживается в обязательности для этой Службы нормативных правовых актов Минфина России, издании собственных приказов ФНС России на основании и во исполнение актов Минфина России, в представлении в Минфин России отчета об исполнении плана деятельности Службы.

Немаловажный потенциал заложен в утверждении Министром финансов Российской Федерации заместителей руководителя ФНС России, а также руководителей территориальных налоговых органов.

Минфин России вправе давать поручения ФНС России, отменять решение, принятое Службой, если оно противоречит законодательству <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Данное положение не будет применяться, если федеральным законом установлен иной порядок отмены решений (так, специальный порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрен в разд.VII НК РФ).

Право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено Законом N 58-ФЗ за Минфином России.

Минфину России переданы полномочия по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению (п.1 ст.34.2, п.7 ст.80 НК РФ). При этом согласно Положению о ФНС России разрабатывать такие документы и представлять их в Минфин России на утверждение будет ФНС России.

Функции по нормативно-правовому регулированию распределены НК РФ между Минфином России и ФНС России таким образом, что отдельные нормативные документы, связанные с налоговым контролем, будет выпускать ФНС России, например утверждать форму налогового уведомления (ст.52 НК РФ) и требования об уплате налога (п.5 ст.69 НК РФ); формы заявления, свидетельства и уведомлений о постановке на учет в налоговом органе (п.2 ст.84 НК РФ); форму решения о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ); форму и требования к составлению акта налоговой проверки (п.3 ст.100 НК РФ) и некоторые другие.

Перечень соответствующих документов приведен в п.5.9 Положения о ФНС России <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Полномочие по утверждению формы заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес перешло к Минфину России с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Следует обратить внимание читателей журнала на то, что полномочия ФНС России в части нормативно-правового регулирования содержатся также в абз.2 п.7, в п.9.8 Положения о ФНС России.

ФНС России, как и любой другой орган исполнительной власти, вправе издавать документы, адресованные своим территориальным органам, касающиеся организации деятельности Службы и ее территориальных органов, в том числе по проведению проверок отдельных налогов, организации работы по изменению срока уплаты налогов, разграничению полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом и территориальными органами ФНС России <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Приказ ФНС России от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@ "Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России".

Издаваемые в таких случаях приказы будут иметь юридическую силу для соответствующих должностных лиц налоговых органов. При этом исходя из содержания документа ему может присваиваться гриф "для служебного пользования".

В Положении о ФНС России отражены произошедшие изменения в порядке проведения разъяснительной работы.

Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

- о действующих налогах и сборах;

- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в актах законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов.

Порядок информирования налогоплательщиков подробно раскрывается в утвержденном Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ Регламенте организации работы с налогоплательщиками <6>. Кроме того, в другом регламенте - Регламенте Минфина России и ФНС России, который сейчас разрабатывается, среди прочих вопросов планируется определить взаимодействие вышеуказанных органов власти по поступающим от налогоплательщиков запросам по разъяснению законодательства, согласованию позиций по спорным вопросам законодательства.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Разработка открытых стандартов деятельности налоговых органов по целому кругу вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками, которые связаны, например, с выдачей справки о задолженности, о состоянии расчетов, с составлением актов сверки и т.д., будет продолжена.

С.В.Разгулин

Государственный советник

налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Подписано в печать

09.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (комментарий к изменениям полномочий и прав налоговых органов в условиях проводимой административной реформы)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.