|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Причина увольнения - состояние здоровья ("Бизнес-адвокат", 2004, N 24)
"Бизнес-адвокат", 2004, N 24
ПРИЧИНА УВОЛЬНЕНИЯ - СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
На вопрос читателя отвечает постоянный автор "БА" Владимир Архипов.
Соответствует ли Конституции РФ и международным нормам увольнение по ограниченному состоянию здоровья без средств к существованию? Что я могу сделать для защиты своих прав? Суды 1 и 2 инстанции не оказались эффективным средством защиты моих прав.
При отсутствии документальной информации о виде и форме Вашей болезни сложно ответить конкретно о правомерности Вашего увольнения и защите Ваших интересов судами. Поэтому ограничимся общими правовыми подходами, содержащимися в национальном и международном законодательствах. В Конституции РФ существуют следующие основополагающие нормы: - в п.1 ст.1 определено, что Россия - демократическое федеративное правовое государство, в нем признается верховенство права и закона;
- в п.2 ст.4 сказано, что Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ; - в ст.7 указано, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Общепризнанные международные принципы и нормы, связанные с охраной здоровья, прав человека на труд и достойную жизнь, отражены в действующей с 1993 г. Конституции РФ. Тема увольнения по состоянию здоровья определена в конвенциях Международной организации труда (далее - МОТ). К сожалению, ни одна из этих конвенций не ратифицирована, а следовательно, не действует в нашей стране. Регламентация условий и процедуры увольнения нездоровых работников отдана МОТ (с отдельными императивными требованиями защиты работника) на усмотрение национальных компетентных органов. В российской практике такой компетенцией наделена законодательная власть, а также иные ветви власти, действующие в пределах, предоставленных им законом. Исходя из национального правила о разделении компетенции видов и уровней властей в области регулирования трудовых отношений причины и основания для увольнения работника устанавливаются только федеральным законодателем, они содержатся в нормативных актах уровня ТК РФ и иных федеральных законов (см. ч.2 ст.77 и п.14 ст.81 ТК РФ). Так, в ТК РФ имеются следующие основания для увольнения работника, которые связаны с состоянием его здоровья: - п.8 ч.1 ст.77 - при отказе работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Это связано с ч.2 ст.72 ТК РФ, т.е. с ситуацией, когда работнику предписано по медицинским показателям сменить выполняемую работу на не противопоказанную ему по состоянию здоровья, а он от предлагаемой работы отказывается. Данное основание для увольнения возникает в результате плановых медосмотров или при предоставлении самим работником соответствующей справки, согласно которой он нуждается в освобождении от выполнения какой-то работы; - пп."а" п.3 ст.81 - при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Это увольнение также предполагает невозможность перевести работника с его согласия на другую работу. Разница между этим основанием и основанием увольнения по п.8 ч.1 ст.77 заключается в том, что первоначально должен быть установлен факт несоответствия работника должности или работе. Слово "несоответствие" предполагает допущение ошибок (брака) в работе при выполнении трудовой функции. При этом на практике мысль законодателя о связи несоответствия работника выполняемой должности (работы) с наличием у него медицинского заключения о состоянии здоровья начинает прослеживаться только в случае, когда перед работником возникнет проблема быть уволенным по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарные взыскания. В этом случае, на мой взгляд, работнику поможет медицинское заключение о состоянии здоровья для переквалификации увольнения с п.5 ч.1 ст.81 на пп."а" п.3 ст.81 ТК РФ как доказательство уважительной причины неисполнения им трудовых обязанностей; - п.5 ч.1 ст.83 - при признании работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением. Из вышеизложенного следует, что международное законодательство допускает увольнение работника по состоянию здоровья, в том числе и в период временного его ухудшения, но ограничивает это право работодателя тем, что только государство может установить допустимый срок отсутствия на работе по болезни. Ранее в п.5 ч.1 ст.33 КЗоТ РФ этот срок временной нетрудоспособности был ограничен 4 месяцами подряд. Превышение этого срока допускало увольнение работника по инициативе работодателя. В ТК РФ такой возможности у работодателя нет. Это допускает находиться на больничном работнику не ограниченное законом время, если только этот период не прервет медицинское заключение о запрете работать полностью или с какими-либо ограничениями. Переходя к комментарию Вашей фразы "без средств к существованию", следует отметить, что неясной остается суть. Иными словами, что Вам мешает при ограниченной трудоспособности получать различные виды социальной помощи, предусмотренной действующим национальным законодательством, и заниматься посильным трудом? К такой государственной помощи относятся, например, пенсии по инвалидности, пособия по безработице, а также льготы (коммунальные, транспортные и т.п.), предоставляемые на различных уровнях. Для ознакомления с подходом МОТ к объему поддержки государством не обеспеченного работой трудоспособного населения своей страны обратимся к положениям Конвенции N 168 от 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы. В ст.16 этой Конвенции указано, что пособие по безработице или сочетание различных социальных пособий должны в совокупности обеспечивать здоровые и достаточные условия жизни, отвечающие национальным нормам. Такими национальными нормами в большинстве стран мира являются установленные законодательством (от федерального до территориального) величины прожиточных минимумов. Поэтому, например, принятие Правительством РФ Постановления "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2005 год" от 4 ноября 2004 г. N 591 (далее - Постановление N 591), устанавливающего максимальный размер месячного пособия в 2880 руб., не обеспечит выполнение не только международных правил о социальной поддержке населения, но будет противоречить федеральной государственной политике в области содействия занятости населения. Акцентирование внимания на вышеуказанном Постановлении N 591 вызвано тем, что, например, в Москве Постановлением Правительства Москвы "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2004 года" от 16 ноября 2004 г. N 789-ПП уже определена более высокая величина прожиточного минимума. В настоящий момент запоздалое по сроку объявление величины прожиточного минимума в Москве якобы составляет: - в расчете на душу населения - 3632 руб. 29 коп.; - для трудоспособного населения - 4190 руб. 13 коп.; - для пенсионеров - 2478 руб. 17 коп.; - для детей - 3292 руб. 50 коп. Отсюда следует, что уровень жизни не обеспеченного работой трудоспособного населения Москвы с легкой руки Правительства РФ будет ниже прожиточного минимума почти на 1000 руб. При этом не стоит забывать, что согласно московским и федеральным законам термин "прожиточный минимум" характеризует стоимостная оценка потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. В свою очередь термин "потребительская корзина" обозначает минимальный (а не максимальный. - В.А.) набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Вот на что "замахнулось" Правительство РФ, ограничив размер пособия ниже прожиточного уровня. Более того, обращает на себя внимание ссылка Правительства РФ в Постановлении N 591 на ст.33 Закона о занятости, якобы на основании которой выпущено это Постановление. Но в действующей в 2004 г. редакции этого Закона у Правительства РФ такого права нет. Напомню, что до Постановления N 591 размеры пособий устанавливались законодателем без помощи Правительства и неоднократно понижались. Так, в действующей редакции Закона о занятости размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. Причем также "забыто", что согласно п.2 ст.55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы (это тем более касается иных актов. - В.А.), отменяющие или умаляющие (уменьшающие) права и свободы человека и гражданина. Присутствующие в п.3 ст.55 Конституции РФ исключения из этого правила невозможно применить к осуществляемому "экономическому прессингу", так как он затрагивает всех социально незащищенных россиян. К вышеизложенному необходимо добавить, что новая редакция п.2 ст.33 Закона о занятости (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), допускающего ежегодное определение Правительством РФ размеров минимальной и максимальной величины пособия по безработице, входит в силу только с 1 января 2005 г. Этот срок определен в п.1 ст.155 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 22 августа 2004 г. Отсюда следует, что в период издания Постановления N 591 у Правительства отсутствовало законное право его принятия. А это предполагает признание действий (решений) Правительства РФ о принятии Постановления N 591 на основании гл.23 - 25 ГПК РФ противозаконными, а самого акта, как изданного самоуправно не уполномоченным на это органом, недействующим. Этим могут воспользоваться граждане, чьи вышеизложенные права и интересы будут нарушены с 1 января 2005 г. содержанием Постановления N 591.
В.Архипов Подписано в печать 08.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |