Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Причина увольнения - состояние здоровья ("Бизнес-адвокат", 2004, N 24)



"Бизнес-адвокат", 2004, N 24

ПРИЧИНА УВОЛЬНЕНИЯ - СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

На вопрос читателя отвечает постоянный автор "БА" Владимир Архипов.

Соответствует ли Конституции РФ и международным нормам увольнение по ограниченному состоянию здоровья без средств к существованию?

Что я могу сделать для защиты своих прав? Суды 1 и 2 инстанции не оказались эффективным средством защиты моих прав.

При отсутствии документальной информации о виде и форме Вашей болезни сложно ответить конкретно о правомерности Вашего увольнения и защите Ваших интересов судами. Поэтому ограничимся общими правовыми подходами, содержащимися в национальном и международном законодательствах.

В Конституции РФ существуют следующие основополагающие нормы:

- в п.1 ст.1 определено, что Россия - демократическое федеративное правовое государство, в нем признается верховенство права и закона;

- в п.2 ст.4 сказано, что Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;

- в ст.7 указано, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные международные принципы и нормы, связанные с охраной здоровья, прав человека на труд и достойную жизнь, отражены в действующей с 1993 г. Конституции РФ.

Тема увольнения по состоянию здоровья определена в конвенциях Международной организации труда (далее - МОТ). К сожалению, ни одна из этих конвенций не ратифицирована, а следовательно, не действует в нашей стране.

Регламентация условий и процедуры увольнения нездоровых работников отдана МОТ (с отдельными императивными требованиями защиты работника) на усмотрение национальных компетентных органов.

В российской практике такой компетенцией наделена законодательная власть, а также иные ветви власти, действующие в пределах, предоставленных им законом. Исходя из национального правила о разделении компетенции видов и уровней властей в области регулирования трудовых отношений причины и основания для увольнения работника устанавливаются только федеральным законодателем, они содержатся в нормативных актах уровня ТК РФ и иных федеральных законов (см. ч.2 ст.77 и п.14 ст.81 ТК РФ). Так, в ТК РФ имеются следующие основания для увольнения работника, которые связаны с состоянием его здоровья:

- п.8 ч.1 ст.77 - при отказе работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Это связано с ч.2 ст.72 ТК РФ, т.е. с ситуацией, когда работнику предписано по медицинским показателям сменить выполняемую работу на не противопоказанную ему по состоянию здоровья, а он от предлагаемой работы отказывается. Данное основание для увольнения возникает в результате плановых медосмотров или при предоставлении самим работником соответствующей справки, согласно которой он нуждается в освобождении от выполнения какой-то работы;

- пп."а" п.3 ст.81 - при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением. Это увольнение также предполагает невозможность перевести работника с его согласия на другую работу. Разница между этим основанием и основанием увольнения по п.8 ч.1 ст.77 заключается в том, что первоначально должен быть установлен факт несоответствия работника должности или работе. Слово "несоответствие" предполагает допущение ошибок (брака) в работе при выполнении трудовой функции. При этом на практике мысль законодателя о связи несоответствия работника выполняемой должности (работы) с наличием у него медицинского заключения о состоянии здоровья начинает прослеживаться только в случае, когда перед работником возникнет проблема быть уволенным по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарные взыскания. В этом случае, на мой взгляд, работнику поможет медицинское заключение о состоянии здоровья для переквалификации увольнения с п.5 ч.1 ст.81 на пп."а" п.3 ст.81 ТК РФ как доказательство уважительной причины неисполнения им трудовых обязанностей;

- п.5 ч.1 ст.83 - при признании работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

Из вышеизложенного следует, что международное законодательство допускает увольнение работника по состоянию здоровья, в том числе и в период временного его ухудшения, но ограничивает это право работодателя тем, что только государство может установить допустимый срок отсутствия на работе по болезни. Ранее в п.5 ч.1 ст.33 КЗоТ РФ этот срок временной нетрудоспособности был ограничен 4 месяцами подряд. Превышение этого срока допускало увольнение работника по инициативе работодателя. В ТК РФ такой возможности у работодателя нет. Это допускает находиться на больничном работнику не ограниченное законом время, если только этот период не прервет медицинское заключение о запрете работать полностью или с какими-либо ограничениями.

Переходя к комментарию Вашей фразы "без средств к существованию", следует отметить, что неясной остается суть. Иными словами, что Вам мешает при ограниченной трудоспособности получать различные виды социальной помощи, предусмотренной действующим национальным законодательством, и заниматься посильным трудом? К такой государственной помощи относятся, например, пенсии по инвалидности, пособия по безработице, а также льготы (коммунальные, транспортные и т.п.), предоставляемые на различных уровнях.

Для ознакомления с подходом МОТ к объему поддержки государством не обеспеченного работой трудоспособного населения своей страны обратимся к положениям Конвенции N 168 от 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы. В ст.16 этой Конвенции указано, что пособие по безработице или сочетание различных социальных пособий должны в совокупности обеспечивать здоровые и достаточные условия жизни, отвечающие национальным нормам. Такими национальными нормами в большинстве стран мира являются установленные законодательством (от федерального до территориального) величины прожиточных минимумов. Поэтому, например, принятие Правительством РФ Постановления "О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2005 год" от 4 ноября 2004 г. N 591 (далее - Постановление N 591), устанавливающего максимальный размер месячного пособия в 2880 руб., не обеспечит выполнение не только международных правил о социальной поддержке населения, но будет противоречить федеральной государственной политике в области содействия занятости населения.

Акцентирование внимания на вышеуказанном Постановлении N 591 вызвано тем, что, например, в Москве Постановлением Правительства Москвы "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2004 года" от 16 ноября 2004 г. N 789-ПП уже определена более высокая величина прожиточного минимума. В настоящий момент запоздалое по сроку объявление величины прожиточного минимума в Москве якобы составляет:

- в расчете на душу населения - 3632 руб. 29 коп.;

- для трудоспособного населения - 4190 руб. 13 коп.;

- для пенсионеров - 2478 руб. 17 коп.;

- для детей - 3292 руб. 50 коп.

Отсюда следует, что уровень жизни не обеспеченного работой трудоспособного населения Москвы с легкой руки Правительства РФ будет ниже прожиточного минимума почти на 1000 руб. При этом не стоит забывать, что согласно московским и федеральным законам термин "прожиточный минимум" характеризует стоимостная оценка потребительской корзины, обязательных платежей и сборов. В свою очередь термин "потребительская корзина" обозначает минимальный (а не максимальный. - В.А.) набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Вот на что "замахнулось" Правительство РФ, ограничив размер пособия ниже прожиточного уровня.

Более того, обращает на себя внимание ссылка Правительства РФ в Постановлении N 591 на ст.33 Закона о занятости, якобы на основании которой выпущено это Постановление. Но в действующей в 2004 г. редакции этого Закона у Правительства РФ такого права нет. Напомню, что до Постановления N 591 размеры пособий устанавливались законодателем без помощи Правительства и неоднократно понижались. Так, в действующей редакции Закона о занятости размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. Причем также "забыто", что согласно п.2 ст.55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы (это тем более касается иных актов. - В.А.), отменяющие или умаляющие (уменьшающие) права и свободы человека и гражданина. Присутствующие в п.3 ст.55 Конституции РФ исключения из этого правила невозможно применить к осуществляемому "экономическому прессингу", так как он затрагивает всех социально незащищенных россиян.

К вышеизложенному необходимо добавить, что новая редакция п.2 ст.33 Закона о занятости (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), допускающего ежегодное определение Правительством РФ размеров минимальной и максимальной величины пособия по безработице, входит в силу только с 1 января 2005 г. Этот срок определен в п.1 ст.155 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 22 августа 2004 г. Отсюда следует, что в период издания Постановления N 591 у Правительства отсутствовало законное право его принятия. А это предполагает признание действий (решений) Правительства РФ о принятии Постановления N 591 на основании гл.23 - 25 ГПК РФ противозаконными, а самого акта, как изданного самоуправно не уполномоченным на это органом, недействующим. Этим могут воспользоваться граждане, чьи вышеизложенные права и интересы будут нарушены с 1 января 2005 г. содержанием Постановления N 591.

В.Архипов

Подписано в печать

08.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Вариационная маржа при фьючерсном контракте ("Бизнес-адвокат", 2004, N 24) >
"ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. БУХУЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ" (Журавлев В.Н.) ("Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2004)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.