|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет в игорных заведениях: что изменится со следующего года ("Главбух", 2004, N 24)
"Главбух", N 24, 2004
УЧЕТ В ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ СО СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА
Минюст России 30 ноября 2004 г. зарегистрировал новую форму декларации по налогу на игорный бизнес. Также изменились и правила, по которым игорные заведения должны заполнять декларацию. Отчитываться за ноябрь таким организациям придется уже на новом бланке. Однако это не единственное новшество, которое нужно учесть бухгалтерам казино, букмекерских контор и прочих игорных заведений. Со следующего года регистрировать игровые объекты нужно по-другому. А значит, изменится и порядок уплаты налога. Причем это коснется не только объектов, приобретенных в 2005 г., но и тех, которые установлены раньше. Обо всех нововведениях читайте в нашем материале.
Проблема с декларацией
По общему правилу игорное заведение должно отчитываться о результатах своей деятельности в инспекции до 20-го числа месяца, следующего за налоговым. При этом согласно п.2 ст.370 Налогового кодекса РФ нужно представлять декларацию по налогу на игорный бизнес по форме, утвержденной Минфином России. Однако до сих пор игорные заведения отчитывались в инспекции на бланке, утвержденном МНС России Приказом от 26 декабря 2003 г. N БГ-3-22/719. И вот совсем недавно финансовое ведомство разработало новую форму такой декларации, а также Инструкцию по ее заполнению (Приказ Минфина России от 1 ноября 2004 г. N 97н). Данный Приказ Минюст России зарегистрировал 30 ноября 2004 г. N 6152. Согласно Приказу N 97н отчитываться по новой форме надо уже за ноябрь 2004 г.
Однако сама форма декларации практически не изменилась. Отличие состоит в том, что теперь титульный лист состоит из одной страницы, а не из двух. Раздел 1 должны подписывать и руководитель, и главный бухгалтер фирмы. Напомним: раньше это надо было сделать только одному из них. Кроме того, если декларацию сдает уполномоченный представитель организации, то теперь ставить свою подпись на титульном листе он не должен. А вот Инструкция по заполнению декларации претерпела сильные изменения. Это связано с тем, что с 1 сентября 2004 г. вступила в силу новая редакция ст.370 Налогового кодекса РФ (поправки внесены Федеральным законом от 30 июня 2004 г. N 60-ФЗ). И согласно этим изменениям уменьшенную в два раза ставку налога можно применять только к тем игровым автоматам, которые установлены до 15-го числа или выбыли после 15-го числа месяца. Напомним, что старая редакция гл.29 Кодекса позволяла игорным заведениям экономить на налоге. Если фирма устанавливала дополнительный игровой автомат после 15-го числа, то за весь месяц по всем объектам налог платился по половинной ставке. Аналогичная норма действовала, если какой-нибудь автомат продавался до 15-го числа. И именно из-за этого в Кодекс, а также в Инструкцию по заполнению налоговой декларации были внесены изменения. Но обратите внимание: изменения в Кодекс вступили в силу с 1 сентября, а новая декларация появилась только в конце ноября. Таким образом, декларацию за сентябрь и октябрь фирмы сдавали на старом бланке. Тем не менее старой Инструкцией уже пользоваться было нельзя - ведь она противоречила Налоговому кодексу РФ. Поэтому и декларацию фирмы должны были заполнять по новым правилам уже с сентября 2004 г. На это не так давно указал Минфин России в своем Письме от 14 октября 2004 г. N 03-06-05-02/10. И порядок заполнения старой декларации, прописанный в данном Письме, такой же, как и в Инструкции к новой форме. А как быть фирме, которая заполнила декларацию за сентябрь или октябрь иначе, - нужно ли подавать "уточненку"? Делать этого не нужно, если начисленный налог указан правильно и недоплаты в бюджет у фирмы не образовалось. Ведь подавать уточненные декларации обязаны только те, у кого возникла недоимка по налогу (ст.81 Налогового кодекса РФ). А за неправильное заполнение декларации ответственности не установлено (подробнее об этом мы писали в "Главбухе" N 23, 2004 на с. 72).
Как заполнить декларацию по новым правилам
Теперь расскажем непосредственно о том, как именно надо заполнять декларацию в соответствии с новой Инструкцией. Еще раз повторим: описанную методику фирмы должны были применять и при заполнении старой декларации за сентябрь и октябрь 2004 г. (Письмо Минфина России от 14 октября 2004 г. N 03-06-05-02/10). Абсолютно все плательщики налога на игорный бизнес заполняют титульный лист, разд.1, 2 и 3 декларации. Те заведения, у которых есть игровые столы, помимо этого сдают еще и разд.2.1 и 3.1. Налог по игорному бизнесу платится не только по тем объектам, которые есть у фирмы, но и по тем, которые были проданы в налоговом периоде. Это следует из п.4 ст.370 Налогового кодекса РФ. А вот со следующего месяца проданные объекты уже не будут учитываться при расчете налога. Общее количество объектов налогообложения отражается по строке 020 разд.2 "Расчет налога на игорный бизнес". Причем общее число игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор рассчитывается так: к сумме объектов, которые были у фирмы на начало налогового периода (строка 010 разд.3), прибавляют те, что приобретены до 15-го числа месяца (строка 020 разд.3) и после 15-го числа (строка 040 разд.3). При этом число объектов, по которым применяется половинная ставка, нужно указывать в строке 040 разд.2. Данные берутся из строк 040 и 050 разд.3, где отражается количество игровых автоматов, а также касс тотализаторов и букмекерских контор, которые установлены после 15-го числа месяца, и объектов, которые проданы до этой даты. А число объектов, по которым применяется обычная ставка, можно рассчитать следующим образом: из общего числа игровых объектов (строка 020 разд.2) вычитаются те, по которым применяется половинная ставка. Этот показатель заносится в строку 030 разд.2 декларации.
Пример 1. У подмосковного ООО "Рулетка" есть 10 игровых автоматов. В декабре 2004 г. организация приобрела 2 новых автомата: 14-го и 20-го числа. В Подмосковье ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат равна 3000 руб. (Закон Московской области от 2 октября 2003 г. N 115/2003-ОЗ). Налог на игорный бизнес по 11 автоматам бухгалтер рассчитал исходя из обычной ставки. А по одному автомату - по половинной ставке. Следовательно, общая сумма налога составила: 3000 руб. х 11 шт. + 3000 руб. : 2 х 1 шт. = 34 500 руб. Как бухгалтер ООО "Рулетка" заполнил декларацию за декабрь 2004 г., смотрите на с. 46 - 47.
——T——————————T—T—————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ +——||||||||||L—— ——T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ | | |||||||||| ИНН |0|0|5|0|3|0|2|5|6|5|2|0| | | 52011047 L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— | | ——T—T—T—T—T—T—T—T—¬ ——T—T—¬ | | КПП |5|0|3|0|0|1|0|0|1| Стр. |0|0|3| | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—— L—+—+—— | | Форма по КНД 1152011| | Раздел 00002| | | | Раздел 2. Расчет налога на игорный бизнес | | | |————————————————————————————————T——————T———————————————————————————————————————————¬| || Показатели | Код | Объекты налогообложения || || |строки+———————T————————T—————————————T————————————+| || | |Игровые|Игровые | Кассы | Кассы || || | |столы, |автоматы|тотализаторов|букмекерских|| || | | всего | | | контор || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| ||Размер ставки налога на игорный| 010 | Х | 3000 | — | — || ||бизнес в месяц, установленный| | | | | || ||законом субъекта Российской| | | | | || ||Федерации в соответствии с| | | | | || ||пунктом 1 статьи 369 Налогового| | | | | || ||кодекса Российской Федерации| | | | | || ||(далее — НК РФ) (руб.) | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| ||Количество объектов, подлежащих| 020 | — | 12 | — | — || ||налогообложению (единиц), всего| | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| ||в том числе: | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || по ставке налога,| 030 | — | 11 | — | — || || установленной в соответствии| | | | | || || с пунктом 1 статьи 369 НК РФ | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || по 1/2 ставки налога,| 040 | — | 1 | — | — || || установленной в соответствии| | | | | || || с пунктами 3 и 4 статьи 370| | | | | || || НК РФ | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || по ставке налога,| 050 | — | Х | Х | Х || || установленной в соответствии| | | | | || || с пунктом 1 статьи 369 НК РФ| | | | | || || с учетом абзаца 2 пункта 1| | | | | || || статьи 370 НК РФ | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || по 1/2 ставки налога,| 060 | — | Х | Х | Х || || установленной в соответствии| | | | | || || с пунктами 3 и 4 статьи 370| | | | | || || НК РФ с учетом абзаца 2| | | | | || || пункта 1 статьи 370 НК РФ | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| ||Сумма исчисленного налога на| 070 | — | 34 500 | — | — || ||игорный бизнес (руб.) | | | | | || |L———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+—————————————| +—¬ ——+ L—+————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+—— ——T——————————T—T—————————————————————————————————————————————————————————————————————¬ +——||||||||||L—— ——T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—¬ | | |||||||||| ИНН |0|0|5|0|3|0|2|5|6|5|2|0| | | 52011061 L—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—— | | ——T—T—T—T—T—T—T—T—¬ ——T—T—¬ | | КПП |5|0|3|0|0|1|0|0|1| Стр. |0|0|5| | | L—+—+—+—+—+—+—+—+—— L—+—+—— | | Форма по КНД 1152011| | Раздел 00003| | | | Раздел 3. Изменение количества объектов налогообложения | | налогом на игорный бизнес за налоговый период | | | |————————————————————————————————T——————T———————————————————————————————————————————¬| || Показатели | Код | Объекты налогообложения || || |строки+———————T————————T—————————————T————————————+| || | |Игровые|Игровые | Кассы | Кассы || || | |столы, |автоматы|тотализаторов|букмекерских|| || | | всего | | | контор || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| ||Количество объектов| Х | Х | Х | Х | Х || ||налогообложения, | | | | | || ||зарегистрированных в налоговом| | | | | || ||органе (единиц): | | | | | || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || на начало налогового периода | 010 | — | 10 | — | — || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || установлено до 15 числа | 020 | — | 1 | — | — || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || выбыло после 15 числа | 030 | — | — | — | — || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || установлено после 15 числа | 040 | — | 1 | — | — || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || выбыло до 15 числа | 050 | — | — | — | — || |+———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+————————————+| || на конец налогового периода | 060 | — | 12 | — | — || |L———————————————————————————————+——————+———————+————————+—————————————+—————————————| +—¬ ——+ L—+————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+—— Аналогично нужно заполнить разд.2.1 декларации "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам". Причем данные берутся из разд.3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период" декларации. При этом, если игровой стол имеет несколько полей, ставка налога увеличивается кратно их числу. Это также надо учесть при заполнении декларации. Разделы 2.1 и 3.1 заполняются по каждому игровому полю отдельно. Количество игровых столов и сумма налога по ним затем заносятся из разд.2.1 и 3.1 в общий разд.2 декларации.
Как ставить игровые объекты на учет и куда сдавать декларацию?
В этом году действует порядок, в соответствии с которым организация должна зарегистрировать все свои игровые объекты в инспекции головного офиса. Исключение - объекты, которые образуют рабочие места больше чем на месяц. В этом случае у фирмы открывается обособленное подразделение, по местонахождению которого нужно встать на налоговый учет. Однако с 1 января 2005 г. начнет действовать новый порядок - его вводит Федеральный закон от 30 июня 2004 г. N 60-ФЗ. Теперь фирма должна будет регистрировать автоматы по их местонахождению. Туда же нужно платить налог на игорный бизнес. Поэтому игровые автоматы, которые уже зарегистрированы, в будущем году надо снять с учета по местонахождению головного офиса и заявить о них там, где они находятся. Таким образом, данное изменение больше не позволит экономить, регистрируясь не в том районе, где находятся игорные объекты, а там, где ниже налоговые ставки. Отныне платить налог придется туда, где находятся сами объекты. И в этом, и в следующем году для регистрации объектов, которые находятся в обособленных подразделениях, в инспекцию нужно подать заявление по форме N 09-1-1, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178. А вот если игровой автомат не образует подразделения, то по местонахождению головного офиса следует представить заявление на бланке, приведенном в Приказе МНС России от 8 января 2004 г. N ВГ-3-22/7@. Что касается сдачи декларации, то сейчас фирма должна отчитываться в инспекциях обособленных подразделений, а также по местонахождению головного офиса. При этом, если несколько подразделений расположены на территории, подведомственной одной налоговой, но им присвоены разные КПП, в инспекцию нужно принести несколько деклараций. В следующем же году отчитываться придется там, где находятся объекты, независимо от того, образуют они обособленное подразделение или нет.
Как платить налог по новым объектам?
Как мы уже отметили, по тем объектам, которые установлены после 15-го числа или проданы до этой даты, налог на игорный бизнес рассчитывается по половинной ставке. А как рассчитать налог по объектам, установленным или выбывшим точно 15-го числа? В ст.370 Налогового кодекса РФ упоминаются только те из них, что в этот день проданы: по ним нужно применять половинную ставку. Это уточнение было внесено в Кодекс Федеральным законом N 60-ФЗ. А вот про объекты, которые 15-го числа установлены, в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится. Однако мы считаем, что здесь нужно действовать по аналогии с выбывшими объектами, то есть использовать пониженную - половинную ставку. Теперь предположим, что организация установила новый игровой автомат, однако подключила его не сразу. Надо ли платить с него налог? Чиновники полагают, что нужно. Аргументируют они свою позицию так. В п.1 ст.370 Налогового кодекса РФ сказано, что налог исчисляется по всем объектам. А в соответствии с п.1 ст.366 ими являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор. То есть, по мнению чиновников, уплата налога не зависит от того, используется игровой объект или нет. Однако мы с такой точкой зрения не согласны. В свою очередь приведем два аргумента. Во-первых, игровыми объектами следует признавать те, которые используются в азартных играх и помогают фирме получать доход. Такой вывод можно сделать из ст.364 Налогового кодекса РФ. Во-вторых, плательщиками налога на игорный бизнес являются фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью и получающие от нее доход. Таким образом, фирма вправе платить налог только по тем объектам, которые не только установлены, но и работают, то есть приносят доход.
Пример 2. У московского ООО "Азарт" есть 23 игровых автомата. В декабре 2004 г. организация приобрела и установила еще 2 автомата. Однако они были подключены только в январе 2005 г. Поэтому налог на игорный бизнес за декабрь бухгалтер казино рассчитал исходя из 23 автоматов. Сумма налога оказалась равна: 3750 руб. х 23 шт. = 86 250 руб. Эту сумму налога ООО "Азарт" должно заплатить до 20 января 2005 г. А налог за январь, рассчитанный уже по 25 игровым автоматам ООО "Азарт", составил: 3750 руб. х 25 шт. = 93 750 руб. Налог за январь фирме нужно перечислить до 21 февраля 2005 г. (перенос с 20 февраля).
Нюансы бухгалтерского учета
Чтобы вести бухучет, игорное заведение должно решить, считается его деятельность реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав) или нет. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г., деятельность по организации азартных игр относится к прочим услугам (код 92.71). А вот в ст.364 Налогового кодекса РФ говорится, что игорный бизнес не является реализацией товаров, работ или услуг. И все же мы считаем, что фирма может организовать бухучет так же, как это делают предприятия, оказывающие услуги. То есть свои расходы игорные заведения вправе отражать на счетах 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". А финансовый результат, полученный за рабочий день, - на счете 90 "Продажи". Ведь именно эти счета, согласно Инструкции по применению Плана счетов, предназначены для учета расходов и доходов соответственно. И никаких исключений для игорных заведений там не сделано. Еще особое внимание стоит уделить учету кассовых операций. Ведение учета в этом случае зависит от того, какие игровые объекты есть у организации. Сначала рассмотрим ситуацию с игровыми автоматами. Они могут быть с купюро- или монетоприемником. В первом случае посетители, чтобы начать игру, опускают деньги в автомат, а выигрыш получают в кассе заведения. В конце рабочего дня деньги клиентов фирма вынимает из автомата. Разница между суммой в автомате и средствами, которые выиграли клиенты в течение дня, и есть финансовый результат игорного заведения. В бухучете делаются такие записи: Дебет 50 Кредит 76 - оприходованы деньги, полученные в течение дня от клиентов; Дебет 76 Кредит 50 - выплачены в течение дня выигрыши; Дебет 76 Кредит 90 субсчет "Выручка" - отражен финансовый результат организации за день. Если же игровой автомат с монетоприемником, то все происходит таким образом. Часть денег из кассы заведения загружается в автоматы. Туда же клиенты опускают деньги, чтобы начать игру. И выигрыш счастливчики также получают из автомата. В конце дня фирма вынимает часть наличности из автоматов. Финансовым результатом в этом случае является разница между деньгами, загруженными в автомат, и остатком в нем на конец дня. Эту сумму показывают такой проводкой: Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка" - отражен финансовый результат за день. В казино ситуация несколько иная. Там на бухгалтерских счетах нужно показать не только деньги, но и игровые жетоны. Обмен денег, полученных от посетителей, на жетоны отражается так: Дебет 50 Кредит 76 - оприходованы деньги игроков. А выдача денег посетителям, возвращающим жетоны, фиксируется следующей проводкой: Дебет 76 Кредит 50 - выданы деньги в обмен на жетоны. В конце дня бухгалтер казино подводит итог: Дебет 76 Кредит 90 субсчет "Выручка" - отражена прибыль казино, полученная за день. Что касается игровых жетонов, то в Минфине России советуют учитывать их на счете 10. А затем списывать на счета затрат. Но при этом фирме необходимо вести количественный учет жетонов в течение всего срока их использования. Однако на практике многие делают проще - списывают стоимость жетонов на счет 20 сразу после того, как казино их приобрело и начало выдавать клиентам. А в течение всего срока использования учитывают жетоны за балансом и также ведут их количественный учет. Никаких негативных последствий такой способ учета не влечет - ведь на расчет налогов это никак не влияет. Не могут инспекторы оштрафовать и за грубое нарушение правил бухучета, поскольку точных рекомендаций положения по бухгалтерскому учету на этот счет не содержат. Есть свои особенности у игорных заведений и при составлении бухгалтерской отчетности. Так, поскольку они не платят налог на прибыль, то и не обязаны применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Поэтому строки 141, 142, 150 и 200 Отчета о прибылях и убытках заполнять не надо. Финансовый результат от игорной деятельности следует отразить в строке 140 Отчета. Сумму налога на игорный бизнес показывают после строки 150 - в свободной строчке. А чистую прибыль отчетного периода (разница между прибылью до налогообложения и налогом на игорный бизнес) - по строке 190. И те игорные заведения, которые ведут еще и деятельность, облагаемую налогом на прибыль, выходят из ситуации следующим образом. В форме N 2 они графы 3 "За отчетный период" и 4 "За аналогичный период предыдущего года" делят на три подграфы. В первой отражают показатели игорного бизнеса. Во второй - доходы и расходы от иной деятельности. А в третьей подграфе приводят данные по фирме в целом. Другой вариант - показывать данные по каждому из видов деятельности в отдельных строках.
Т.А.Киселева Главный бухгалтер ЗАО "Лидер-Аудит" г. Екатеринбург Подписано в печать 08.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |