Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменение назначения земель ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 50)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 2004

ИЗМЕНЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Перевод земли из одной категории в другую - вопрос далеко не простой и пока не решенный российским законодательством. Актуальность проблемы заключается в том, что после изменения назначения земли ее стоимость может увеличиться в несколько раз. Однако на практике перевод земли из одной категории в другую по ходатайству собственника очень сложен. Хотя возможность перевода некоторых земель из одной категории в другую все-таки существует.

Земельный кодекс Российской Федерации (в ред. от 03.10.2004) (далее - Кодекс) предусматривает 7 категорий земель:

сельскохозяйственного назначения;

поселений;

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, обороны, иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

лесного фонда;

водного фонда;

запаса.

Установлен круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую. Критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли. Так, если земля находится в федеральной собственности, то отнесение земель к категории осуществляет Правительство Российской Федерации, если в собственности субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в муниципальной - органы местного самоуправления (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

В Кодексе определены полномочия органов по переводу земель из одной категорию в другую. Такой перевод возможен на основании постановления Правительства Российской Федерации, решения исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Для осуществления перевода земель, например, сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в другую категорию необходимо подать заявление (ходатайство) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (земельный комитет) о невозможности использования земли по назначению и о проведении экологической экспертизы почвы. К ходатайству необходимо приложить землеустроительную, градостроительную и иную документацию, связанную с использованием, охраной и перераспределением земель.

В соответствии со ст.14 Кодекса земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Для перевода этих земель в земли запаса необходимо наличие двух обстоятельств: химическое или радиоактивное загрязнение земель и невозможность обеспечить производство сельскохозяйственной продукции, соответствующей требованиям закона.

По результатам рассмотрения ходатайства и результатам экспертизы исполнительный орган принимает решение о переводе либо об отказе в переводе земель. Далее документы направляются в местные органы власти (земельный комитет) для оформления перевода. Данное решение является ненормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном порядке (срок подачи жалобы - 3 месяца).

Инициировать процесс изменения назначения земель могут Правительство Российской Федерации, субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления. При этом учитываются два фактора: объективное изменение ситуации (например, загрязнение почвы, которое ведет к невозможности ее использования в данной категории) и нужда самого субъекта в землях определенной категории (т.е. самому субъекту необходимо перевести земли, к примеру, из сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений, что обусловлено демографическими процессами). После получения ходатайства компетентные органы рассматривают вопрос о возможности перевода.

В соответствии с п.2 ст.22 Кодекса земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом.

Согласно п.1 ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия не определены, в соответствии с назначением имущества.

В ст.42 Кодекса установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, арендатор земельного участка вправе использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земли.

Если по ходатайству арендатора изменяется категория земельного участка, в договор аренды должны быть в обязательном порядке внесены изменения.

Еще одним существенным условием является согласие собственника на изменение назначения земель. А как поступить арендатору в том случае, если арендуемый участок находится в собственности, например, субъекта Российской Федерации? С одной стороны, согласие собственника обязательно, с другой стороны, если арендатор обращается с ходатайством без такого согласия, а уполномоченные лица выносят решение об изменении категории земли, то это можно расценивать как согласие собственника. Однако вопрос остается нерешенным, так как зачастую орган по распоряжению имуществом и орган, уполномоченный на изменение категории земли, являются разными и не зависимыми друг от друга органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому орган, принимающий решение об изменении назначения земли, требует доказательств того, что данное ходатайство согласовано с собственником (субъектом Российской Федерации в лице его полномочного органа).

Земля - это стратегический ресурс, за сохранением и использованием которого необходим жесткий и регулярный контроль. На наш взгляд, оптимальным будет вариант, при котором собственник может инициировать процесс изменения категории земли при наличии оснований для этого. В таком случае необходимо установить исчерпывающий перечень оснований для изменения категории и для отказа в изменении категории. Государство должно принимать решение о переводе или отказе в переводе, основываясь на норме права.

Одним из основных принципов земельного права является принцип деления земель на категории. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

По своей сути и отнесение земель к определенной категории, и установление разрешенных видов ее использования - это правовые ограничения использования земли, установленные государством и необходимые для охраны земли. Но по своему содержанию данные понятия различны. Хотя законодатель не дает определения понятия "категория земли", подразумевается, что категория имеет более общее и широкое значение, чем вид разрешенного использования. В одной категории может быть несколько видов разрешенного использования. Причем собственник выбирает самостоятельно любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вид разрешенного использования на практике изменить легче, чем категорию земли. Порядок изменения при этом такой же, как и при изменении категории земли, хотя законодательно это не установлено. Сами виды определяются локальными актами, и разрешенное использование устанавливается не на основе федерального закона, а на основе актов государственных органов и органов местного самоуправления.

По мнению экспертов, в изменении вида разрешенного использования инициатива уже принадлежит собственнику. Тут важно само желание собственника реализовать данное право, и нет необходимости в определенных объективных обстоятельствах, которые являются обязательными для изменения категории земли (например, невозможность ее использования по целевому назначению и т.д.).

А.Орлов

Юрист

Юридическая компания

Legas (Лигас)

Подписано в печать

08.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение доходов адвокатов (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 50) >
Статья: Возмещение налога на добавленную стоимость по экспортным операциям ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 50)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.