|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Каким образом регулируется возмещение затрат на предоставление коммунальных и иных льгот гражданам в соответствии с действующим законодательством, осуществляемых за собственный счет организациями - поставщиками данных услуг? ("Финансы", 2004, N 12)
"Финансы", N 12, 2004
Вопрос: Каким образом регулируется возмещение затрат на предоставление коммунальных и иных льгот гражданам в соответствии с действующим законодательством, осуществляемых за собственный счет организациями - поставщиками данных услуг?
Ответ: По общему правилу, установленному ст.83 Бюджетного кодекса РФ в том случае, если принимается федеральный закон или другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования или установление новых видов расходов бюджетов (например, предоставление льгот и компенсаций), такой нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Финансирование новых видов расходов осуществляется только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году, но опять при условии внесения соответствующих изменений в закон о бюджете. При этом в законе о бюджете на очередной финансовый год в виде приложения указывается перечень законов и иных нормативных актов, действие которых отменяется и приостанавливается в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Однако, несмотря на отсутствие расходов бюджета, предусмотренных в законе о бюджете, зачастую возникает коллизия, когда закон, установивший льготу, продолжает действовать, и такая льгота предоставляется организацией - поставщиком соответствующих услуг. Поскольку компенсации из бюджета не поступает, возникает спор, который передается на рассмотрение арбитражного суда. В том случае, если льгота предоставляется из федерального бюджета, возникает вопрос о том, какой орган государственной власти является надлежащим ответчиком по данному делу - главный распорядитель средств федерального бюджета (например, по льготам, предоставляемым сотрудникам внутренних дел - МВД), орган социальной защиты или Российская Федерация в целом. Однозначной судебной практики по данному вопросу не существует, что в результате затрудняет исполнение данных решений. В том случае, если судом согласно п.10 ст.158 БК РФ взыскивается сумма предоставленных льгот с главного распорядителя за счет государственной казны Российской Федерации, то из данной статьи БК РФ, а также из ст.ст.1069 - 1071 Гражданского кодекса РФ следует, что такая компенсация является возмещением вреда, нанесенного в результате незаконных действий органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц. В данном случае (при неоплате льгот) такой вред от незаконных действий отсутствует, а значит неприменимы Правила исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.09.2002 N 666, и Правила организации работы Министерства финансов РФ по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденные Приказом Минфина России от 08.04.2003 N 30н. С другой стороны, для исполнения решения суда о взыскании компенсаций по предоставленным льготам не представляется возможным применить Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 379), а также Правила организации работы Министерства финансов РФ и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов РФ по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Приказом Минфина России от 15.05.2001 N 36н. Дело в том, что при взыскании компенсаций по предоставленным на основании закона льготам не возникает денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Такие обязательства, в соответствии со ст.250 БК РФ, возникают путем заключения получателями бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров. Проблема исполнения решений суда о взыскании с Российской Федерации (казны Российской Федерации) компенсаций за предоставленные гражданам льготы разрешена Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2004 N 1439-р, которым определен источник исполнения в 2004 г. судебных решений по искам, порядок исполнения которых не определен Постановлениями Правительства РФ от 09.09.2002 N 666 и от 22.02.2001 N 143. Во исполнение данного Распоряжения Правительства РФ Приказом Минфина России от 16.11.2004 N 317 утвержден Порядок исполнения судебных решений, порядок исполнения которых не определен Постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.09.2002 N 666 и от 22.02.2001 N 143. Установлены процедуры взаимодействия различных структурных подразделений Минфина России. При этом, при наличии заключения Правового департамента Минфина России об отсутствии оснований для обжалования судебного акта курирующие департаменты Минфина России предоставляют в Департамент - Главное управление федерального казначейства платежные поручения на оплату исполнительных листов и их оригиналы.
Д.Л.Комягин Советник Российской Федерации 1 класса Подписано в печать 07.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |