Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: НДС: один налог или два? ("Налоговед", 2005, N 1)



"Налоговед", 2005, N 1

НДС: ОДИН НАЛОГ ИЛИ ДВА?

Налогоплательщикам, активно участвующим во внешнеэкономической деятельности, часто приходится сталкиваться с тем, что сумма налоговых вычетов, отраженная в экспортной декларации по НДС, надолго зависает в бюджете до принятия налоговым органом решения, подтверждающего правомерность применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов.

Налогоплательщики-экспортеры в большинстве случаев реализуют товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Вправе ли такие налогоплательщики уменьшить сумму налога к уплате, исчисленного по внутренней реализации, на сумму налоговых вычетов, отраженных в экспортной декларации?

Для уяснения сути затронутой проблемы приведем пример.

ООО "Корвет" реализует товары (работы, услуги) на внутреннем рынке и на экспорт. Следуя требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, Общество ведет раздельный учет внутренних и экспортных операций и подает в налоговый орган две декларации по НДС. При этом в налоговой декларации по внутренней реализации отражена сумма налога к уплате в 100 тыс. руб., а сумма налоговых вычетов, отраженная в налоговой декларации по нулевой ставке НДС, составляет 120 тыс. руб.

Должно ли ООО "Корвет" в ситуации, когда сумма налоговых вычетов, исчисленная по экспортной реализации, превышает сумму налога при внутренней реализации, уплачивать налог в бюджет?

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Мнение налоговых органов:

нельзя определять сумму внутреннего НДС

с учетом данных экспортной декларации

Налоговые органы придерживаются позиции, что до вынесения решения о возмещении налога, предусмотренного абз. 3 п. 4 ст. 176 НК РФ, суммы налоговых вычетов, указанных налогоплательщиком в экспортной декларации как подлежащие возмещению из бюджета, не могут самостоятельно учитываться налогоплательщиком при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за текущий налоговый период по внутренней декларации. В момент подачи декларации по экспортным операциям решение налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на возмещение суммы налоговых вычетов еще не принято. Следовательно, налогоплательщик не вправе определять свои налоговые обязательства по уплате внутреннего НДС с учетом суммы, подлежащей возмещению по экспортной декларации.

Из изложенного следует, что налоговые органы отождествляют понятия "возмещение налога" и "применение налогового вычета". И это вполне объяснимо, так как даже опытному специалисту порой сложно найти различия между этими на первый взгляд схожими терминами.

Вычет НДС и возмещение НДС -

не тождественные понятия

Как следует из ст. ст. 166 и 176 НК РФ, исчисление НДС для определения суммы, подлежащей уплате в бюджет, и возмещение НДС - различные, независимые друг от друга операции, что подтверждается следующими обстоятельствами.

1. Из п. 1 ст. 171 НК РФ следует, что применение вычета - элемент процедуры исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ "налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты". Из п. 3 ст. 172 и п. 4 ст. 176 НК РФ следует, что действие ст. 171 НК РФ распространяется и на операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. Следовательно, п. 1 ст. 171 НК РФ допускает вычет налога по операциям, облагаемым по нулевой ставке, из суммы налога, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ.

Статья 166 НК РФ определяет порядок исчисления НДС для всех операций, а не только для облагаемых по нулевой ставке. Следовательно, вычет по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, может быть произведен из суммы налога, исчисленного для операций, облагаемых НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ.

2. Из п. 4 ст. 176 НК РФ следует, что зачет или возврат налога проводится в том случае, если НДС, подлежащий вычету по операциям, облагаемым НДС по нулевой ставке, превысит сумму налога, исчисленную по другим операциям. Именно сумма превышения налоговых вычетов в экспортной декларации над суммой налога в общей декларации и является предметом решения налогового органа, выносимого в результате проверки. По смыслу упомянутых норм налогового законодательства суммы вычетов, предусмотренные п. 1 ст. 171 НК РФ, будут совпадать с суммой возмещения только в том случае, если налогоплательщик не реализовывал товары (работы, услуги) на внутреннем рынке, а занимался исключительно внешнеторговой деятельностью.

3. Из п. 4 ст. 176 НК РФ также следует, что после представления документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки и налоговых вычетов, производится проверка обоснованности их применения, то есть налоговому контролю подлежит обоснованность уже примененных вычетов. Согласно этому пункту по результатам проверки налоговый орган принимает решение о зачете или возврате НДС или об отказе в зачете (возврате). Налоговому органу не предоставлено право принятия решения о применении налоговых вычетов. Следовательно, предположение о том, что вычеты производятся на основании решения налогового органа, не соответствует п. 4 ст. 176 НК РФ.

4. Статья 173 НК РФ предусматривает раздельное исчисление налога для операций, облагаемых с применением нулевой ставки, и прочих операций. Однако эта статья не устанавливает правило, препятствующее сложению исчисленных отдельно друг от друга сумм для определения размера налога, подлежащего в целом уплате в бюджет за конкретный период. Необходимость такого сложения обусловлена тем, что уплате в бюджет подлежит один налог, а не два, поскольку в налоговую систему РФ включен только один НДС (ст. 13 НК РФ). Следовательно, для перечисления в бюджет должна быть определена общая сумма налога. Раздельное исчисление налога не препятствует сложению полученных данных.

Таким образом, процедура возмещения сумм налога, установленная п. 4 ст. 176 НК РФ, предусматривает возврат или зачет сумм налоговых вычетов, указанных в декларации по НДС по ставке 0%, в части их превышения над суммой налога по общей декларации. Лишь в тех случаях, когда налогоплательщик проводит исключительно экспортные операции, суммы налоговых вычетов и суммы налога, подлежащего возмещению, будут совпадать. В ситуации, когда применение налоговых вычетов означает фактическое изъятие этих сумм из бюджета, установление трехмесячного срока для проверки обоснованности их применения полностью соответствует принципу баланса частных и публичных интересов.

Арбитражные суды поддерживают налогоплательщиков

Позиция налогоплательщиков, определяющих налоговые обязательства по уплате внутреннего НДС с учетом вычетов, отраженных в экспортной декларации, нашла поддержку в судебной практике федеральных арбитражных судов округов.

Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.07.2002 N Ф09-1500/02АК указал, что "ссылка суда на то, что возмещение налога производится в течение трех месяцев с момента представления отдельной налоговой декларации, указанной в п. 7 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не влияет на право налогоплательщика произвести вычет данной суммы при исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет, так как при отсутствии оснований для возмещения налога ответчик вправе вынести решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС с начислением пени".

Заявление налогового органа о пересмотре данного дела было отклонено ВАС РФ, так как Суд не нашел оснований для пересмотра процитированного вывода ФАС Уральского округа.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2003 по делу N А13-9669/02-14 указано, что НДС не разделяется на экспортный и внутренний, а является единым федеральным налогом. Аналогичную позицию ФАС Северо-Западного округа занимал и ранее в Постановлении от 10.04.2002 N А56-33677/01, указывая, что недоплата налога отсутствует, так как по смыслу п. 4 ст. 176 НК РФ "основанием для возникновения у налогоплательщика права на возмещение НДС из бюджета являются налоговая декларация и предусмотренные ст. 165 НК РФ документы. В течение установленного п. 4 ст. 176 НК срока налоговый орган производит лишь проверку обоснованности заявленного возмещения".

В Постановлении ФАС Центрального округа от 13.02.2003 по делу N А36-185/2-02 отмечено, что в течение установленного трехмесячного срока налоговый орган лишь проверяет обоснованность заявленного возмещения. Требование налогового органа о взыскании с налогоплательщика недоимки с последующим принятием решения о возмещении Обществу указанной суммы не соответствует нормам гл. 21 НК РФ и фактически лишает права налогоплательщика на налоговый вычет.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.02.2004 по делу N А39-3278/2003-115/1 отклонены доводы налогового органа о том, что недоимка по НДС исчисляется раздельно для внутренних операций и для экспорта и что суммы превышения налоговых вычетов, исчисленные по разным основаниям, не могут учитываться в совокупности.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 07.04.2003 по делу N Ф04/1481-346/А46-2003 сделал вывод "об отсутствии у налогового органа оснований для направления заявителю требования об уплате недоимки по НДС, поскольку заявленный налогоплательщиком налоговый вычет по декларации по ставке 0% превышает сумму налога, заявленную к уплате с облагаемых операций за тот же налоговый период, что исключает возникновение обязанности по уплате налога".

ФАС Московского округа в Постановлении от 31.03.2003 по делу N КА-А40/1583-03 сделал аналогичные выводы.

Таким образом, налицо сформировавшаяся судебная практика, позволяющая налогоплательщику учитывать вычет по НДС, отраженный в экспортной налоговой декларации, при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, до вынесения решения о возмещении НДС налоговым органом.

Как толковать Определение Конституционного Суда РФ?

Конституционный Суд РФ принял Определение от 08.04.2004 N 153-О по запросу Арбитражного суда Челябинской области по делу ОАО "Мечел".

В Определении КС РФ выразил следующую правовую позицию:

"Порядок обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов в значительной степени обособлен законодателем от общего порядка исчисления налога, что исключает возможность их произвольного сочетания. Этим обстоятельством обусловлен порядок возмещения сумм налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов. Согласно п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ данные суммы подлежат возмещению путем зачета (возврата) не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, указанных в ст. 165 Налогового кодекса РФ".

Чтобы правильно истолковать Определение КС РФ N 153-О, необходимо обратиться к тексту запроса, послужившего основанием для его вынесения.

Как следует из запроса Арбитражного суда Челябинской области в КС РФ <1>, перед КС РФ поставлен вопрос о проверке конституционности положений п. 4 ст. 176 НК РФ в той части, в какой она предусматривает возмещение сумм НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пп. 1 - 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, после проведения в течение трех месяцев проверки налоговым органом. При этом Арбитражный суд Челябинской области полагал, что налог подлежит возмещению в момент представления документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Автор имел возможность ознакомиться с данным запросом, поскольку принимал непосредственное участие в осуществлении представительства интересов ОАО "Мечел" в Арбитражном суде Челябинской области по делу, в рамках которого было вынесено анализируемое Определение КС РФ.

В соответствии с абз. 3 ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении. Исследовав поставленный вопрос, КС РФ сделал обоснованный вывод об отсутствии какой-либо неопределенности в вопросе о соответствии п. 4 ст. 176 НК РФ Конституции РФ.

Следует отметить, что никакой неопределенности в этом вопросе не обнаруживали ни налогоплательщики, ни суды, рассматривавшие аналогичные споры до вынесения упомянутого Определения.

Влияет ли на оценку правомерности позиции налогоплательщиков и арбитражных судов Определение КС РФ N 153-О?

Необходимо учитывать следующее:

1) как уже было указано, правила обособленного исчисления налога для операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, не препятствуют сложению сумм, исчисленных раздельно, для определения размера налога, подлежащего уплате в бюджет за период в целом;

2) правовая позиция, выраженная КС РФ в Определении N 153-О, касается порядка возмещения налога. Однако возмещению подлежит сумма превышения налоговых вычетов, представленных в экспортной декларации, над суммой налога в общей декларации. Следовательно, позиция КС РФ не может быть распространена на порядок применения налоговых вычетов при определении размера налоговых обязательств уплаты НДС в бюджет.

Сумма налога к уплате,

отраженная во внутренней декларации,

не может быть квалифицирована как недоимка

Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ "в случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется".

Как уже было сказано, сумма вычетов, отраженная в декларации по НДС по нулевой ставке, делится на сумму, перекрывающую сумму налога, исчисленную в общей декларации, и на сумму, составляющую превышение над суммой налога в общей декларации; сумма превышения подлежит возмещению (возврату, зачету) по решению налогового органа.

Формулируя правило п. 4 ст. 176 НК РФ, законодатель учел, что при принятии решения о возмещении налога налоговый орган проводит последующий контроль и лишь подтверждает право налогоплательщика на получение соответствующих сумм из бюджета. Таким образом, образуется условная задолженность бюджета перед налогоплательщиком. В период существования такой задолженности бюджета у налогоплательщика также могут возникнуть налоговые обязательства, не исполненные им своевременно. Учитывая подобные обстоятельства и будучи приверженным принципу справедливости и баланса публичных и частных интересов, законодатель предусмотрел, что пени на возникающую в этом случае недоимку не начисляются.

Следует учесть, что проверка налоговой декларации и представленных в соответствии со ст. 165 НК РФ документов может проводиться в течение трех месяцев. Однако налоговый период по НДС составляет один месяц. Это означает, что между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм может пройти более трех налоговых периодов, по результатам которых у налогоплательщика может возникнуть недоимка.

Следовательно, термин "недоимка", использованный законодателем в п. 4 ст. 176 НК РФ, не относится к сумме налога, подлежащей уплате по "внутренней" декларации по НДС.

Итак, из ст. 13 НК РФ следует, что уплате в бюджет подлежит один налог на добавленную стоимость, а не два налога, поскольку именно один НДС включен в налоговую систему РФ. Следовательно, для перечисления в бюджет должна быть определена общая сумма этого налога.

НК РФ действительно предусматривает отдельное исчисление налога для операций, облагаемых с применением нулевой ставки, и для прочих операций, и применение такого порядка не противоречит ни НК РФ, ни Конституции РФ. Однако НК РФ не устанавливает правил, препятствующих сложению исчисленных раздельно сумм для определения размера налога, подлежащего уплате в бюджет. Отдельное исчисление налога для каких-либо операций не препятствует последующему сложению полученных результатов.

К аналогичному мнению пришел и суд апелляционной инстанции в деле ОАО "Мечел", по запросу которого было вынесено Определение КС РФ N 153-О. Позиция апелляционного суда была подтверждена и постановлением ФАС Уральского округа.

Все изложенное подтверждает правомерность действий тех налогоплательщиков, которые при определении суммы налогового обязательства по НДС в бюджет учитывают сумму налоговых вычетов, отраженных в декларации по нулевой ставке.

Такие действия не противоречат правовой позиции, высказанной КС РФ в Определении N 153-О, поскольку:

- Определение касается порядка возмещения НДС и не затрагивает порядка применения налоговых вычетов;

- применение вычетов и возмещение НДС - самостоятельные налоговые институты, регулируемые различными правовыми нормами.

Н.Л.Иголкина

Юрист юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

07.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы налогообложения при добровольном страховании ("Налоговед", 2005, N 1) >
Тематический выпуск: Учетная политика на 2005 год ("Экономико-правовой бюллетень", 2004, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.