|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О былом и грядущем ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 49)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 49, 2004
О БЫЛОМ И ГРЯДУЩЕМ
К настоящему времени практика применения специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход выявила ряд спорных моментов. Меньшая их часть была урегулирована, большая же пока, что называется, ждет своего часа...
Коммунальные платежи можно учесть в расходах
Торговые организации, а также предприятия непроизводственной сферы, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", вправе учесть при расчете единого налога расходы на коммунальные услуги - оплату водоснабжения, тепло- и электроэнергии, поскольку согласно ГОСТ Р 51303-99 под торгово-технологическим процессом понимается последовательность операций, обеспечивающих процесс купли-продажи товаров и товародвижения (Письмо МНС России от 29 сентября 2004 г. N 22-1-14/1578).
МУПам нет препятствий для применения УСН
Подпункт 14 п.3 ст.346.12 НК РФ не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения муниципальными унитарными предприятиями - к такому выводу пришел ВАС РФ еще 19 ноября 2003 г. (Решение N 12358/03). Следовательно, такие предприятия, подавшие заявление о переходе на УСН до 30 ноября текущего года, вправе перейти на "упрощенку" с 1 января 2005 г. (Письмо МНС России от 18 августа 2004 г. N 14-1-04/3448).
НДС не восстанавливать! ВАС против Минфина
При переходе на УСН имущество предприятия перестает использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Следовательно, НДС, приходящийся на стоимость недоамортизированных основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет - такое мнение неоднократно высказывали представители налоговой службы и финансового ведомства (Письмо Минфина России от 26 февраля 2003 г. N 04-03-11/19, Письмо МНС России от 30 июля 2004 г. N 03-1-08/1711/15). Однако с этой точкой зрения не согласен ВАС РФ: судьи считают, что если спорное имущество изначально приобреталось для использования в деятельности, облагаемой НДС, то право на налоговый вычет возникает несмотря на изменения в дальнейшем использовании имущества (Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15511/03).
Туманное будущее "упрощенки"
Напомним, что к 2004 г. были скорректированы некоторые положения гл.26.2 НК РФ, регулирующей порядок применения "упрощенки". Так, организации и предприниматели получили возможность применять одновременно УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД. Была также отменена норма о том, что с 2005 г. для всех "упрощенцев" будет действителен только один объект налогообложения - "доходы за вычетом расходов". За налогоплательщиками сохранено право выбора объекта налогообложения. На этом процесс внесения поправок в гл.26.2 НК РФ был приостановлен, хотя проблем, связанных с порядком применения УСН, несоизмеримо больше. В некоторых спорных ситуациях налогоплательщикам помог разобраться ВАС РФ, в ряде случаев с разъяснениями выступили налоговые органы и Минфин России, однако положения гл.26.2 НК РФ требуют внесения поправок в законодательном порядке.
Примечание. Госдумой России в первом чтении принят законопроект, уточняющий порядок перехода на УСН для вновь зарегистрированных налогоплательщиков. Из условий перехода на "упрощенку" для таких налогоплательщиков (п.2 ст.346.13 НК РФ) планируется исключить слова "текущем календарном году", что позволит организации или предпринимателю перейти на УСН со дня их регистрации в качестве налогоплательщика.
Кроме того, по имеющимся данным, в указанную главу Кодекса готовятся следующие поправки. В частности, предусматривается возможность однократного изменения объекта налогообложения, но это коснется лишь тех налогоплательщиков, которые выбрали объект в виде дохода и применяют УСН с 2003 г. Планируется также уточнить нормы гл.26.2, регулирующие порядок перехода на общепринятую систему налогообложения. Например, если доля участия других организаций в уставном капитале "упрощенца" превысит 25% или средняя численность работников будет более 100 человек, налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения. Интересны и те положения проекта, которые позволяют уточнить и расширить перечень расходов плательщиков единого налога, уменьшающих сумму полученного дохода для целей налогообложения. Речь будет идти прежде всего о материальных расходах, таких как коммунальные платежи, услуги сторонних организаций и др. С 2006 г., возможно, будут увеличены и пороговые значения для перехода на УСН с 15 до 18 млн руб. (соответственно, перейти на УСН смогут те налогоплательщики, доход которых за 9 месяцев не превышает 13 млн руб.). При этом ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов останется прежним - во избежание минимизации налога на имущество крупными предприятиями. Какие из перечисленных поправок будут приняты и в какие сроки - покажет время. Пока же налогоплательщики довольствуются письмами, разъяснениями и судебными решениями...
ЕНВД: коэффициенты будут меняться
В сфере ЕНВД за последнее время произошли более существенные изменения. В 2004 г. были уточнены некоторые положения гл.26.3 НК РФ, регулирующие порядок исчисления ЕНВД при осуществлении автотранспортной деятельности (см. Закон от 20 июля 2004 г. N 66-ФЗ). Нельзя не напомнить и об изменениях в перечне видов деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД. В частности, речь идет о деятельности автостоянок (Закон от 20 июля 2004 г. N 65-ФЗ) и об уплате ЕНВД при распространении (размещении) наружной рекламы (Закон от 25 июля 2004 г. N 95-ФЗ). Отметим, что для применения ЕНВД в отношении указанных видов деятельности на территории отдельно взятых регионов будет необходимо принятие соответствующих законов субъектами РФ. Ведь гл.26.3 Кодекса является "рамочной", устанавливая лишь основные моменты исчисления вмененного налога, оставляя на откуп властям субъектов РФ порядок определения суммы налога, уплачиваемого на их территории. Что касается наиболее существенных для налогоплательщиков корректировок положений гл.26.3 НК РФ, то они были внесены уже упомянутым Законом N 95-ФЗ.
Примечание. Основное изменение, вступающее в силу с 1 января 2005 г., касается всех без исключения плательщиков вмененного налога - повышение базовой доходности, прямо влияющей на величину ЕНВД. Базовая доходность является фиксированной величиной, устанавливаемой для каждого вида деятельности непосредственно в тексте гл.26.3 (см. п.3 ст.346.29 НК РФ), и данный показатель увеличивается в полтора раза.
Кроме того, на итоговую сумму ЕНВД, подлежащую уплате в 2005 г., будут влиять и другие факторы. В частности, известно, что при расчете ЕНВД используются специальные коэффициенты К1, К2, и К3 (ст.346.27, п.п.5 - 7 ст.346.29 НК РФ). И например, в 2004 г. при определении суммы вмененного налога использовались лишь два из них - К2 и К3 без учета коэффициента К1, определяемого по специальной методике на основе показателя кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности. На момент выхода номера в свет решение о неприменении в 2005 г. подобного коэффициента законодательной властью не принято, в связи с чем в следующем году такого рода величина тоже может влиять на порядок исчисления ЕНВД налогоплательщиками. Однако по предварительным сведениям законодатели могут установить его равным единице. В таком случае коэффициент К1 не будет оказывать влияния на сумму ЕНВД, подлежащую уплате в бюджет. Необходимо упомянуть и возможность изменения в 2005 г. коэффициента К2 - такого рода решения находятся в компетенции органов власти субъектов РФ. Но в новом году НК РФ позволит уменьшать его значение до 0,005 (в настоящее время минимальный размер данного коэффициента может быть равен 0,01). Правда, на сегодняшний день неясно, воспользуются ли региональные власти возможностью пойти на уступки налогоплательщикам и снизить размер налога. Размер коэффициента-дефлятора К3 в 2005 г. изменится несущественно - его величина на будущий год определена Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2004 г. N 298 и составит 1,104 (для сравнения: в 2004 г. - 1,133). Уже сейчас можно говорить о ряде изменений, которые произойдут с 1 января 2006 г. С этого момента полномочия по введению в действие ЕНВД будут переданы представительным органам власти муниципальных районов и городских округов, а также г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. И именно в их компетенции будет находиться определение видов предпринимательской деятельности, по которым будет уплачиваться вмененный налог, а также установление величины упомянутого выше коэффициента К2. В связи с этим плательщики ЕНВД столкнутся с дополнительными трудностями: если сейчас порядок уплаты ЕНВД является единым на территории одного субъекта РФ (республики, области), то в будущем он будет различен на территории отдельных городов в пределах одного региона.
К сведению!
Поступление налогов на совокупный доход в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 01.10.2004
——————————————————T————————————————————————————————T—————————————¬ | Субъект РФ | Налоги на совокупный доход, | Доля налогов| | | тыс. руб. |на совокупный| | +—————————————————————T——————————+ доход | | | в том числе | всего | в налоговых | | +——————————T——————————+ | доходах | | | единый | ЕНВД | | субъекта РФ | | | налог | | | | | | при УСН | | | | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Воронежская обл. | 178 978| 320 604| 502 400| 5,38% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Краснодарский | 568 165| 687 470| 1 443 983| 5,62% | |край | | | | | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Ленинградская | 105 910| 135 000| 241 524| 1,88% | |обл. | | | | | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Московская обл. | 698 416| 1 394 294| 2 106 569| 4,06% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Омская обл. | 261 291| 356 366| 619 269| 3,53% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Приморский край | 245 831| 487 642| 734 528| 5,66% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Самарская обл. | 287 403| 297 319| 585 594| 3,65% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Свердловская обл.| 854 062| 550 736| 1 405 814| 4,63% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |Ярославская обл. | 160 717| 160 577| 322 531| 3,04% | +—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————+ |По всем субъектам|17 159 521|18 160 680|35 618 619| 2,85% | |РФ | | | | | L—————————————————+——————————+——————————+——————————+—————————————— По данным Минфина России.
Е.Аккерман Эксперт "БП"
А.Першин Эксперт "БП" Подписано в печать 02.12.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |