Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение недропользования ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, 2004

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Реформирование налогообложения недропользования - процесс достаточно сложный, так как в его рамках необходимо предусмотреть:

совершенствование действующего налогового режима;

поиск налоговых механизмов изъятия сверхприбыли.

В действовавшей ранее системе налогообложения использовались три налога-плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством Российской Федерации по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей определялись при предоставлении лицензии на пользование недрами.

Полученные за счет отчислений на ВМСБ средства направлялись на финансирование геолого-разведочных работ в районе добычи полезных ископаемых. Отчисления на ВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах разных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению. Порядок их использования определялся Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отчисления на ВМСБ направлялись на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

Нормативная база по отчислениям на ВМСБ имела целый ряд недостатков. Действовавшая в то время система распределения и использования отчислений на ВМСБ была неэффективной и не позволяла решать основные задачи, определенные для данного налога: возмещение затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, укрепление материально-технической базы предприятий.

У производителей основного вида геолого-разведочных работ сформировался устойчивый дефицит основных видов оборудования, которое выбывало вследствие изношенности. Применяемое серийное оборудование межотраслевого назначения в течение длительного времени не модернизировалось и морально устарело. На геолого-разведочных работах использовалось оборудование, выработавшее установленные сроки амортизации.

Порядок распределения отчислений на ВМСБ приводил к тому, что большая их часть направлялась на финансирование поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в регионах добычи. Обязательное направление средств на геолого-разведочные работы в достаточно разведанные регионы Западной Сибири и Центральной России приводило к неэффективности таких работ. Финансирование поиска на перспективных месторождениях Восточной Сибири и континентального шельфа было недостаточным. Около 50% отчислений на ВМСБ, консолидируемых в бюджетах разных уровней, в результате нецелевого использования ежегодно направлялось на работы, не связанные с воспроизводством минерально-сырьевой базы. При этом отсутствовала эффективная система контроля за целевым использованием отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геолого-разведочные работы. Необходимо было разработать механизмы возмещения затрат на геолого-разведочные работы.

Главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ, для организаций, за свой счет осуществивших геолого-разведочные работы, предусмотрено возмещение затрат на проведение указанных работ за счет ускоренной амортизации, а также включение в состав вычитаемых затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций обоснованных и документально подтвержденных затрат на поиск и разведку полезных ископаемых. Таким образом, организации получили право определять объем и структуру геолого-разведочных работ, включая затраты на поиск и разведку, в соответствии с наиболее перспективными направлениями.

Объект налогообложения при исчислении акциза на нефть, включая стабильный газовый конденсат, - операции по реализации добытого минерального сырья согласно гл.22 "Акцизы" НК РФ.

До 2002 г. не были четко определены основные элементы налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

С 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" вступила в силу гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ.

Были определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) установлены с учетом размера ставок платежей за пользование недрами, части отчислений на ВМСБ, зачисляемой в бюджетную систему Российской Федерации (50 - 60% в зависимости от вида полезных ископаемых), а при добыче нефти - и с учетом ставки акциза.

Ставка НДПИ установлена в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, а по нефти на период до 2004 г. - в размере 340 руб. за тонну. Указанная ставка применяется с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть сорта "Юралс".

В гл.26 НК РФ неоднократно вносились изменения и дополнения. Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению газа горючего природного и попутного нефтяного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ были внесены изменения и дополнения в части определения налоговой базы и налоговых ставок по отдельным видам полезных ископаемых, а Федеральным законом от 31.07.2002 N 110-ФЗ изменен налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых.

Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2004 г., продлен срок действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых до 31 декабря 2006 г. При этом специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти увеличена до 347 руб. за тонну. С введением этого Закона одновременно с отменой акциза на природный газ концептуально изменился механизм налогообложения добычи природного газа. Вместо действовавшей ранее адвалорной ставки НДПИ установлена специфическая налоговая ставка при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений для всех производителей в размере 107 руб. за 1000 куб. м газа.

07.05.2004 был принят Федеральный закон N 33-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", которым с 1 января 2005 г. установлена единая для всех нефтедобывающих компаний базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 400 руб. за тонну нефти. Одновременно внесены уточнения в формулу расчета конкретной ставки этого налога с учетом изменения курса рубля к доллару и установлена новая шкала экспортных пошлин, учитывающая изменение цен на нефть.

В целях компенсации потерь федерального бюджета в связи с отменой взимания налога на добавленную стоимость при реализации нефти и природного газа на территории государств - участников СНГ Федеральным законом от 18.08.2004 N 102-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2005 г. базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти увеличена до 419 руб. за тонну, а налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья увеличена со 107 до 135 руб. за 1000 куб. м газа.

Указанные изменения, обеспечивая дополнительные поступления в бюджет, позволят в некоторой степени учесть рентную составляющую при налогообложении нефтяных компаний. Так, повышение ставки НДПИ дает возможность получать доход, не связанный с деятельностью нефтедобывающих компаний, поскольку сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, зависит от фактически сложившейся цены на нефть.

В дальнейшем параллельно с разработкой вариантов налогообложения добычи нефти необходимо законодательно урегулировать порядок определения критериев, позволяющих дать горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, установить качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.п., а также порядок учета добытых полезных ископаемых.

На данном этапе реформирования налогообложения недропользователей рассматривается вопрос дифференциации налоговых ставок НДПИ. Положительным является то, что НДПИ достаточно эффективно выполняет фискальную функцию, т.е. хорошо администрируется. Вместе с тем существует единая ставка НДПИ для всех месторождений, не позволяющая изымать часть ренты (природной), которая связана с неоднородностью факторов производства, а именно добыча нефти на освоенных месторождениях более прибыльна, чем на истощающихся или удаленных.

Установление дифференцированных ставок НДПИ возможно после определения не только объективных, но и администрируемых показателей дифференциации, в том числе учитывающих такие характеристики разработки месторождений, как продуктивность скважин, обводненность нефти, удаленность месторождения от нефтепроводов и др., а также после внесения соответствующих изменений в законодательство о недрах.

Трудности заключаются не только в выборе показателей, таких, как степень выработанности запасов (стадия освоения месторождения), территориальный фактор (географическое положение и природно-климатические условия), степень обводненности нефти, но и в отсутствии по большинству месторождений значений отдельных показателей, необходимых для проведения комплексного анализа их влияния на эффективность разработки каждого лицензионного участка.

Необходимо отметить, что выбор варианта дифференцированного налогообложения добычи нефти требует всестороннего анализа прогнозов по собираемости НДПИ с учетом обследования экономических последствий для нефтедобывающих организаций, и до окончательного решения вопросов в отношении критериев и показателей дифференциации размера ставки НДПИ, а также внесения соответствующих изменений в законодательство о недрах введение дифференцированного налогообложения добычи нефти представляется преждевременным.

Совершенствование налогообложения недропользования, в том числе путем принятия одного из вариантов дифференцированного налогообложения, должно быть направлено на решение следующих задач:

привлечение инвестиций в поиск и освоение новых месторождений;

обеспечение устойчивых налоговых поступлений;

сохранение и рациональное использование запасов разрабатываемых месторождений;

изъятие сверхприбыли и регулирование доли прибыли, остающейся у нефтегазодобывающих компаний.

Поскольку решение всех указанных задач одновременно вызывает определенные трудности, в рамках реформирования недропользования необходимо установить приоритеты в достижении поставленных целей.

Е.Грызлова

Минфин России

Подписано в печать

01.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Документы для бухгалтера от 01.12.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49) >
Статья: Две декларации по налогу на добавленную стоимость: проблемы зачета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.