Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Региональные налоги: установление, отчетность, ответственность ("Финансовая газета", 2004, N 49)



"Финансовая газета", N 49, 2004

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ: УСТАНОВЛЕНИЕ,

ОТЧЕТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В настоящее время перечень региональных налогов содержится в ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <*>, среди них транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Закон N 2118-1 признан утратившим силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ. С 1 января 2005 г. с учетом положений ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ вводится в действие ст.14 "Региональные налоги и сборы" НК РФ, которая к региональным налогам и сборам относит налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

Согласно п.3 ст.12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

С учетом изложенного региональный налог обязателен к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Региональный налог должен соответствовать положениям части второй НК РФ. С учетом ст.17 НК РФ должны быть определены:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Часть вторая НК РФ содержит разд.IX "Региональные налоги и сборы", в котором гл.28 посвящена транспортному налогу, гл.29 - налогу на игорный бизнес, гл.30 - налогу на имущество организаций.

Транспортный налог и налог на имущество организаций являются одними из самых распространенных налогов из уплачиваемых организацией. Транспортный налог введен в действие Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с учетом положений ст.21 этого Закона с 31 августа 2002 г. Налог на имущество организаций введен в действие Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" с учетом положений п.1 ст.4 этого Закона с 1 января 2004 г.

Основные элементы налогообложения установлены непосредственно гл.28 "Транспортный налог" и гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы налогов, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, - это формы отчетности по налогу, порядок и сроки уплаты налога, налоговая ставка в пределах, установленных НК РФ. Рассмотрим формы отчетности по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, порядок их представления в налоговый орган и ответственность за несвоевременное представление отчетности.

Транспортный налог

Налоговый орган, в который подлежит представлению налоговая декларация. В соответствии со ст.ст.83 и 363 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения имущества согласно п.5 ст.83, действующему с 1 августа 2004 г. в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, признается:

для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

для транспортных средств, не указанных в пп.1 настоящего пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Таким образом, налоговый орган, в который подлежит представлению налоговая декларация по транспортному налогу, определяется в зависимости от вида транспортного средства, который находится в собственности налогоплательщика.

Форма отчетности по транспортному налогу. В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Согласно п.7 ст.80 НК РФ формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. Поскольку на данный момент такие формы Минфином России не утверждены, действует следующий порядок. Пунктом 3 ст.80 (в ред., действовавшей до 1 августа 2004 г.) предусматривалось, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.

Таким образом, налогоплательщиком применяется форма отчетности по транспортному налогу, которая утверждена законом того субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортного средства. Если же форма налоговой отчетности (налоговой декларации) по транспортному налогу не утверждена законом субъекта Российской Федерации, т.е. актом, относящимся на основании ст.1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах, то применяется форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению".

Сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу. В соответствии со ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. Соответственно срок, в который подлежит представлению налоговая декларация по транспортному налогу, определяется согласно закону того субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортного средства.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).

Налог на имущество организаций

Налоговый орган, в который подлежит представлению налоговая декларация. В соответствии со ст.372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Согласно ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Таким образом, налогоплательщик (организация), имеющий объект недвижимости, подлежит постановке на учет в соответствующих налоговых органах субъекта Российской Федерации по месту нахождения данного объекта недвижимости.

Согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 386 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

На основании изложенного в данном случае целесообразным представляется представление налоговой декларации по налогу на имущество как в налоговый орган по месту нахождения организации, так и в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимости.

Форма налоговой декларации. Пунктом 2 ст.372 НК РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

Налогоплательщиком применяется форма отчетности по налогу на имущество организаций, которая утверждена законом того субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения объекта недвижимости. Если же форма налоговой отчетности (налоговой декларации) по налогу на имущество организаций не утверждена законом субъекта Российской Федерации, т.е. актом, относящимся на основании ст.1 НК РФ к законодательству о налогах и сборах, то подлежит применению форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденная Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкции по ее заполнению". Согласно данной Инструкции она применяется в субъектах Российской Федерации, законодательными (представительными) органами которых законодательно не закреплено представление иной (отличной от формы по КНД 1152001) формы отчетности по налогу на имущество организаций.

Сроки представления налоговой декларации. Статьей 386 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Согласно п.п.2 и 3 ст.386 налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода и налоговые декларации по итогам налогового периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.379 НК РФ). Пунктом 3 ст.386 предусмотрено право законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации при установлении налога не устанавливать отчетные периоды.

Соответственно, если законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект недвижимости налогоплательщика, установлены отчетные периоды по налогу на имущество организаций, не позднее 30 апреля 2004 г. подлежат представлению налоговые расчеты по авансовым платежам за I квартал 2004 г., не позднее 30 июля 2004 г. - за первое полугодие 2004 г., не позднее 1 ноября 2004 г. - за 9 месяцев 2004 г. (с учетом положения абз.6 ст.6.1 НК РФ) и не позднее 30 марта 2005 г. - налоговая декларация за 2004 г. по налогу на имущество организаций.

Применение налоговой

и административной ответственности

В силу п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения (п.1 ст.109 НК РФ). Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Статьей 15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки и представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Исходя из норм, содержащихся в ст.55 НК РФ, определение налоговой базы и исчисление подлежащих уплате сумм налога производятся по окончании налогового периода, под которым понимаются календарный год или иной период применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. На основании изложенного налоговая декларация, в которой исчисляется подлежащая уплате сумма налога, представляется по окончании налогового периода.

С учетом изложенного налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, и административной ответственности, предусмотренной ст.15.5 КоАП РФ, при несвоевременном представлении расчетов авансовых платежей (по итогам отчетных периодов) по налогу на имущество организаций, по транспортному налогу.

Позиция о неправомерности привлечения к ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, за несвоевременное представление авансовых расчетов изложена в п.15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71) и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2004 N 2650/04.

Ответственность, предусмотренная ст.119 НК РФ и ст.15.5 КоАП РФ, может быть применена соответственно к налогоплательщику или должностному лицу налогоплательщика при несвоевременном представлении налоговых деклараций, составляемых по итогам налогового периода.

Л.Короткова

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

01.12.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Правомерность вычета НДС по демонтажу основных средств ("Финансовая газета", 2004, N 49) >
Статья: Привлечение инвестиций: особенности налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.